Газета Спорт-Экспресс № 161 (2953) от 20 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

20 июля 2002

20 июля 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Отборочный турнир

Владимир КРАМНИК

САМЫЙ ОПАСНЫЙ СОПЕРНИК - ЛЕКО

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Дортмунда

Чемпион мира по классическим шахматам появился в Дортмунде к началу финального матча. Крамник - гость организаторов дортмундского фестиваля. Его здесь знают и любят: Владимир выигрывал все местные супертурниры последних лет. А теперь вот стал еще и "лицом заинтересованным" - ведь в Дортмунде отбираются на матч с ним, Крамником...

Как обычно, чемпион находился в цейтноте, поэтому был окружен множеством заинтересованного народа. В четверг состоялся грандиозный сеанс одновременной игры, который Крамник давал по просьбе организаторов местным любителям шахмат (на 25 досках его соперники добились одной ничьей). Вчера он был гостем самой популярной спортивной передачи на немецком ТВ. Наконец, сегодня должен состояться блиц-матч двух Владимиров - Крамника и... Кличко. Знаменитого боксера-тяжеловеса обожает вся Германия, и для популяризации шахмат эта дружеская встреча, конечно же, полезна.

Когда я попросил об интервью для "СЭ", Крамник сразу ответил согласием. Но, заговорщицки улыбнувшись, добавил: "Только никому не говорите, хорошо? Слишком много желающих..."

О "ФРИТЦЕ" И "ДИП БЛЮ"

- Мы с вами, Владимир, в последний раз виделись на "пражской встрече в верхах". С тех пор много всего произошло... Но - давайте по порядку. Сразу после Праги вы поехали в испанский Леон - играть с Анандом матч по "продвинутым шахматам" (читателям я напомню: это такой вид шахмат, где во время игры разрешается пользоваться компьютерными программами. - Ю.В.) . Как вам это состязание, вы ведь впервые играли с помощью компьютера?

- Впервые. А Ананд играл в четвертый раз, причем три подобных соревнования выиграл. Мне говорили, что Виши сейчас, наверное, лучший в мире специалист по этому виду игры. Самое главное, как я понял, найти во время партии взаимодействие с компьютером - понять, где надо опираться на его помощь, а где можно обходиться без него.

Первый день я входил в игру, позиции имел в обеих партиях перспективные (играли по две партии в день), но дважды все заканчивалось вничью. А потом нашел удачный ритм работы с машиной, выиграл 3-ю партию. Наверное, должен был выигрывать и 5-ю, но Виши удалось свести ее вничью.

Впечатление от "продвинутых шахмат" двоякое: с одной стороны, это любопытно для зрителей, ведь все варианты, которые ты смотришь на компьютере, видят и зрители на экране. Публике очень интересно следить за ходом мысли гроссмейстеров. А вот самим шахматистам выиграть с компьютерами партию сложнее, чем без них. При одинаково высоком классе, конечно. Качество игры возрастает несоизмеримо! Ошибки почти исключаются.

Ананд пользовался во время игры двумя программами - "Фритц-7" и "Джуниор", я же в основном использовал "Фритц-7", но иногда мне было любопытно посмотреть, что "думает" по тому или иному поводу "Джуниор"...

- Пользуясь случаем, сразу спрошу о вашем предстоящем поединке с компьютером, который состоится в октябре. Ваш союзник по матчу в Леоне - "Фритц" - на этот раз будет вашим противником?

- Нет, программа там будет другая. Гораздо сильнее. В Леоне мы пользовались коммерческой версией "Фритца-7". В Бахрейне же мне будет противостоять программа, которая оснащена секретной дебютной базой, специально подготовленными "под меня" новинками - их сейчас придумывает группа гроссмейстеров.

- Если оценить силу "Фритца" по человеческим меркам, она будет соответствовать коэффициенту 2700? Или компьютер будет играть сильнее?

- То, что он будет играть сильнее, чем гроссмейстер с рейтингом 2700, - это очевидно. Но будет ли это уровень 2750 или 2800 - я пока не знаю. Это выяснится только по ходу матча.

- Напрашивается сравнение с матчем Каспаров - "Дип Блю"... Как вы думаете, ваш неживой соперник в Бахрейне будет играть не слабее "Дип Блю" в Нью-Йорке?

- В понимании шахмат программа " Фритц" на порядок выше "Дип Блю". Нельзя даже сравнивать! Любой профессионал может проделать тот же эксперимент, который проделал я: взял партии матча Каспаров - "Дип Блю" и прогнал их через "Фритц-7". Когда шла счетная игра, "Фритц" не уступал "Дип Блю", а вот в позиционном плане на порядок превосходил. В 90 случаях из 100 "Фритц" предлагал лучшие позиционные решения, чем "Дип Блю" в аналогичных ситуациях.

Позиционное понимание куда важнее, чем хорошие счетные способности. Когда я смотрел партии матча Каспаров - "Дип Блю", то поражался ужасающим позиционным ошибкам, которые временами допускала Машина. "Фритц" ничего подобного себе не позволяет даже в своем "коммерческом" варианте.

- Есть ли у вас ощущение, что человечеству в вашем лице бросает вызов бездушная материя?

- Что касается человечества, не знаю, это вызов лично мне. Игра с компьютером - совершенно другой род деятельности, в котором требуется особая, специальная подготовка. Те, кто принижает силу игры компьютера - то ли по неведению, то ли специально, - ошибаются. Специалисты, такие как гроссмейстер Мигель Ильескас (он принимал участие в работе бригады "Дип Блю". - Прим. Ю.В.) и меня предостерегают от неверной оценки. Мигель сказал: "Учти, твой матч в Бахрейне по напряжению будет сопоставим с матчем против Каспарова!"

"О "ДОРТМУНДЕ"

- От неживой материи перейдем к "шахматам с человеческим лицом"... Были ли какие-то неожиданности для вас в предварительных итогах "Дортмунда-2002"?

- Не было. Я и до начала турнира считал главными фаворитами Леко и Топалова. Хотя вы можете подумать: задним числом легко говорить... Но я не лукавлю, просто видел, что оба эти шахматиста находятся на подъеме и начинают использовать свой потенциал гораздо лучше, чем делали это раньше. Топалов заметно прибавил во всем. Леко стал играть в куда более боевые шахматы. То, что Леко выиграл матч у Широва, что называется, "в одни ворота", говорит о его колоссальном прогрессе!

- Понимаю, что вопрос звучит некорректно, но кто для вас был бы предпочтительнее в матче за титул?

- С точки зрения статистики против Топалова я раньше играл удачнее, чем против Леко... У них совершенно разный стиль игры, но уровень одинаково высокий. Оба очень опасны.

Но тут надо учитывать еще одно важное обстоятельство. К матчу на первенство мира любой шахматист (знаю по собственному опыту) подходит как к матчу жизни. И любой из них - и Леко, и Топалов - будут в апреле - мае еще сильнее, чем сейчас.

Очевидно одно: в матче из 16 партий весной будущего года мне будет противостоять молодой, амбициозный, исключительно сильный, всесторонне оснащенный в шахматном отношении, находящийся в прекрасной спортивной форме гроссмейстер. Кто именно? Я готов подождать пару - тройку дней, чтобы получить ответ на этот вопрос.

- Каков будет призовой фонд вашего матча?

- Надеюсь, не меньший, чем в нашем лондонском матче с Каспаровым.

О ТИТУЛЕ ЧЕМПИОНА

- После Праги вы в прессе обменялись с Гарри некими колкостями... Сейчас обстановка, кажется, нормализовалась. Или это затишье перед новым витком конфронтации?

- Я выпустил пресс-релиз, где разъяснил свою позицию. Она сводится к тому, что пока объединения шахматного мира не произошло. Надеюсь, оно состоится. Процесс, как говорится, пошел, и это хорошо.

В пражском "протоколе о намерениях" или "соглашении" (называйте как угодно) записано, что цикл "Эйнштейна" проводится отдельно от цикла ФИДЕ. В документе совершенно четко говорится, что это два параллельных цикла. Почему это сейчас у кого-то вызывает вопросы - непонятно. Я и в Праге говорил и сейчас повторю: мне не нравится, что большинство ведущих шахматистов исключены из цикла ФИДЕ. Как вы помните, я использовал все свои возможности, чтобы этому помешать. Но я не ответственен за то, что делает ФИДЕ. А потому заявляю: если мне удастся выиграть матч на первенство мира по классическим шахматам у победителя дортмундского турнира претендентов, я буду играть объединительный матч с победителем цикла ФИДЕ. Даже если это будет матч Пономарев - Каспаров.

На данный момент, если мы хотим, чтобы объединение произошло, какие-то выпады друг против друга делать совершенно бессмысленно. И кстати, ни "Эйнштейн", ни я никаких выпадов в адрес ФИДЕ не делаем. О другой стороне этого нельзя сказать, но сейчас вроде все успокоилось. Очень доволен, что мне наконец-то удалось абстрагироваться от всяческой политики. Играю в шахматы... И это моя главная задача.

- Форму постепенно восстанавливаете?

- Судя по результатам - да. Сыграл недавно в небольшом турнире в Париже, выиграл его. Но главное, сейчас я полностью погрузился в шахматы и сразу же почувствовал, как все возвращается на круги своя: хорошая форма, желание работать.

- Во Всемирной шахматной олимпиаде играть будете?

- Не знаю пока, пересекутся ли по срокам мой матч с Машиной и шахматная олимпиада, но даже если олимпиада пройдет несколько позже, после такого матча играть с людьми будет очень непросто. Повторяю, для меня это будет необыкновенно тяжелое испытание! И потому не уверен, что смогу быстро восстановиться...

- А в матче "Сборная России - Сборная остального мира" сыграете?

- Конечно! Идею, которая родилась у председателя думского бюджетного комитета Александра Жукова, а сейчас подхвачена Илюмжиновым и другими людьми, иначе, чем отличной, не назовешь! Если ее удастся воплотить в жизнь, обязательно сыграю за сборную России!

- И споров за 1-ю доску с Каспаровым у вас не будет?

- А там не будет "досок". Играть-то станем по шевенингенской системе: образно говоря "стенка на стенку". Каждый участник одной команды сыграет с каждым из другой.

- Как расцениваете шансы нашей сборной?

- У нас очень сильная команда, но, думаю, борьба будет равной.

- Где больше сейчас бываете - в России или за рубежом?

- Трудно сказать. Одинаково.

- Что изменилось в вашей жизни с завоеванием титула?

- Многое. Поначалу было тяжеловато, сейчас попривык, стал гармоничнее ощущать ситуацию.

- Вам нравится эта роль - быть чемпионом мира?

- Сам по себе титул меня не греет. Буду хорошо играть - буду владеть им и дальше. Буду играть плохо - потеряю титул, но ничего страшного не случится. Это не вопрос жизни и смерти. Хотя, конечно же, хотел бы сохранить звание чемпиона мира как можно дольше.

- Если все, что было озвучено в Праге, состоится, не исключаете проведения нового матча с Каспаровым?

- Если будет осуществлен тот масштабный проект, который был намечен в Праге, если Бесселю Коку удастся выстроить ту структуру, которая намечалась, если этой структуре удастся найти заинтересованных спонсоров, если будет проведен параллельный отбор ФИДЕ и если в результате него на меня выйдет Каспаров... Добавлю: и если я выиграю матч из 16 партий у Леко или Топалова... Чувствуете, сколько тут "если"?! Но если судьбе будет угодно свести нас с Каспаровым в новом единоборстве, избегать его не буду.

- Вы никогда не жалели, что не приняли вызов Каспарова на матч-реванш?

- Нет, никогда! Это была моя принципиальная позиция. Я всегда считал и продолжаю считать, что проводить матчи-реванши неправильно. Так же, кстати, всегда считал и сам Каспаров. И в моем будущем контракте пункта о матче-реванше не будет.

Словом, все, что Бог ни делает, к лучшему, не правда ли? Сегодня мы имеем шансы на потенциальное объединение шахматного мира, а если бы я принял вызов на матч-реванш, такого шанса у нас не было бы.

- Вам предстоит товарищеский блиц-матч с Владимиром Кличко. Не хотели бы устроить двоеборье: раунд - на ринге, раунд - за доской?

- Если будет сначала раунд на ринге, то, боюсь, до шахмат дело не дойдет...

- А если сначала - шахматы, потом бокс?

- Нет уж, пусть будут только шахматы... Готов играть с Кличко сколько угодно партий!