Газета Спорт-Экспресс № 159 (2951) от 18 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

19 июля 2002

19 июля 2002 | Бокс и ММА

БОКС

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

МНЕНИЕ Александра БЕЛЕНЬКОГО

ЛЮБИТЕЛИ И ПРОФЕССИОНАЛЫ

Честно говоря, я искренне завидую тем, кто сейчас может просто смотреть бои на чемпионате Европы. А то, когда смотришь одним глазом на один ринг, другим на другой, а носом в компьютер, который то и дело норовит сползти с твоих колен, как-то трудно получать удовольствие даже от самого яркого зрелища. А получать удовольствие есть от чего. Вы уж мне поверьте.

Не знаю, что видят телезрители, так как сам все бои смотрю вживую, но думаю, что они тоже многое теряют. Бокс - тонкий вид спорта, каким бы спорным это утверждение ни показалось тем, кто мало его знает. Здесь все держится на сантиметрах, которые телеэфир очень удачно скрадывает. Так что уж лучше смотреть так, как я, - с падающим компьютером, но сидя рядом с рингом, а не разлегшись дома на диване.

Чемпионат уже пересек экватор, в разгаре четвертьфиналы, и бои приняли несколько иной характер. Самое трудное, что есть в любительском боксе и чего нет в боксе профессиональном, - это то, что ты не знаешь, кто будет твоим соперником. Поэтому в предварительных боях по традиции бывает так много сюрпризов.

Здесь ведь ты не можешь знать о своем противнике вообще ничего кроме того, что он, скажем, румын, рост у него где-то 182 и что он крупноват для категории 71 кг, а значит, сильно гоняет вес. Ты даже можешь не знать, левша он или правша. Здесь ведь много иностранцев-новичков, которых вообще никто, кроме узкого круга соотечественников, не видел. Твой тренер подсмотрел, что этот парень расписывается правой рукой, но сумку носит почему-то все время в левой. Значит, наверное, все-таки левша.

Но на ринге выясняется, что никакой он не левша, а крепко бьющий правша, а сумку носил в левой, потому что правую обо что-то испачкал. Да еще боксирует он не совсем так, как большинство румын, предпочитающих агрессивную работу на средней дистанции, а выдергивает тебя на себя и бьет правой навстречу. Причем удар этот у него мало того что очень сильный, но и идет еще по какой-то непонятой кривой.

А потом, после проигрыша, смотришь свой бой в записи и клянешь себя - ведь так легко было перекрыться и контратаковать. Да и вообще нет в этом парне ничего особенного, и если бы ты видел хоть один его бой перед тем, как выйти с ним на ринг, ты бы разделал его под орех. И так оно и есть, только исправить уже ничего нельзя, и это он тебя разделал под орех.

После первых предварительных поединков эффект неожиданности пропадает. Тренеры свою работу знают хорошо, и кто-нибудь обязательно посмотрит, а то еще и запишет на видеокамеру бой твоего будущего противника: так, например, делает сидящий рядом со мной очень интеллигентный дядечка с такими руками, которые не оставляют сомнений в том, каким делом он занимался всю свою жизнь.

Когда дядечка кладет видеокамеру, обильно помогает себе профессиональной жестикуляцией (в результате чего мой компьютер чуть не улетает в проход), поэтому можно понять, что со своим соседом он обсуждает, как следует их парню с именем из одних согласных драться вот с этим украинцем. Потом он долго извиняется, но уже через секунду машет руками точно также, как прежде, и я на всякий случай от него отодвигаюсь, потому что уже написал полрепортажа, и мне будет жаль, если он пропадет вместе с редакционным компьютером.

В четвертьфиналах (и уж тем более дальше) никаких особых неожиданностей противник тебе преподнести уже не может, разве только если он сам или его тренер относятся к разряду особых хитрецов, которые, будучи уверены в своем мастерстве, приберегают главные козыри для главных же боев. Таких все-таки очень немного.

Но здесь выходит на первый план вторая главная проблема любого любительского турнира - ты не можешь выбирать себе противника, как выбирают профессионалы. Там даже такая звезда, как Оскар Де Ла Хойа, может совершенно спокойно заявить, что он не любит работать с левшами.

Кстати, именно так Де Ла Хойа однажды и сделал. Правда, пресса его тогда чуть не съела, и он провел пару боев с левшами, а именно с Эктором Камачо и Пирнеллом Уитакером, причем Уитакеру чуть не проиграл. Но Золотой Мальчик и здесь схитрил - он выбрал низкорослых и безударных левшей, с которыми работал почти также, как с правшами. Когда Оскар был любителем, он себе ничего подобного позволить, конечно, не мог.

Пермь