Газета Спорт-Экспресс № 155 (2947) от 13 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

14 июля 2002

14 июля 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

"ТОРПЕДО": ПАСЫНОК ИЛИ ЛЮБИМОЕ ДИТЯ?

МНЕНИЕ Евгения ДЗИЧКОВСКОГО

ГЛАДЬ СТАРИННОГО ПРУДА

В "Торпедо" назрела необходимость перемен. Это понимают и болельщики, и тренерский штаб, и руководство клуба. Вот только осознание этой простой и в общем-то бесспорной мысли, на самом деле мало что дает. Поскольку никто не знает, что именно и каким образом надо менять.

Самый, казалось бы, очевидный вариант отставка Виталия Шевченко. Не исключено, что после одного-двух очередных поражений именно так и будет. Тренер имеет в своем распоряжении не самых плохих футболистов, которые регулярно получают зарплату, не знает отказа в зарубежных сборах, у него под рукой честолюбивые дублеры, многие из которых весьма талантливы... А ни результата, ни игры у черно-белых нет. Кто виноват? Разумеется, Шевченко.

А теперь - найдите десять отличий. Президент РФС Вячеслав Колосков не покладая рук создавал Олегу Романцеву все условия для работы со сборной. И игрокам, и тренерам, как пел Высоцкий, не было отказа "в еде - питье в уютной этой колее", однако в Японии нашу команду ждал провал. Кто виноват? Разумеется, Романцев.

Дежа-вю - ситуации похожи, как две капли воды. Но только ли тренеров следует считать виновниками неудач в обоих случаях? И только ли они должны нести ответственность за обманутые надежды болельщиков?

Владимир Алешин - фактический хозяин "Торпедо" - в свое время спас команду, предоставив накренившейся башне черно-белого футбола свое могучее лужниковское плечо. Могучее еще и потому, что Алешин заручился финансовой и организационной поддержкой Павла Бородина - тогдашнего руководителя аппарата президента России. По слухам, в 1996 году могущественный кремлевский чиновник вложил в команду 12 миллионов долларов, что позволило Пал Палычу сделать несколько громогласных заявлений о Лиге чемпионов, золоте российского первенства чемпионата и создании в ближайшем будущем европейского суперклуба.

Затем между компаньонами пробежала черная кошка. (О причинах ее появления на авансцене, располагая опять же только слухами, предпочту умолчать.) Предположу, что именно это событие положило начало "процессу стагнации", который сейчас достиг своего апогея. Поначалу застойные явления невооруженным глазом почти не просматривались. На смену Александру Тарханову пришел Шевченко, с которым "Торпедо" сумело завоевать бронзу и дважды стать четвертой командой чемпионата. Алешин, давал деньги на приобретение игроков. В том числе и дорогих - например, Кормильцева и Ширко. Но постепенно в его высказываниях в прессе стали проскакивать нотки усталости от "Торпедо". В частности, на встрече с журналистами в редакции "СЭ", лужниковский босс сказал: команда - его крест, который он будет нести до конца.

О любимом дитяти родитель подобного не скажет, не правда ли? Разве что о пасынке или падчерице. Да и крест можно нести по-разному: подняв над головой, крепко сжимая в руках, или же в авоське, где лежат не очень нужные вещи. В последнее время складывается впечатление, что свою ношу Владимир Владимирович тащит волоком.

А проявляется это прежде всего в его индифферентности к происходящему с командой. С начала года "Торпедо" не играет, а мучается. Шевченко, который крайне осторожен - если не сказать консервативен - в отношении молодежи из дубля, считает, что ситуацию можно исправить только приглашением сформировавшихся футболистов со стороны. Алешин, напротив, уверен: ключ к успеху - собственные воспитанники, успешно выступающие едва ли не во всех молодежных и юношеских турнирах, в которых участвуют. Разница во взглядах - налицо. Что происходит? Да ничего.

Зная Шевченко, не думаю, что при каждой встрече с боссом он упрашивает Алешина подождать еще чуть-чуть, - дескать, игра и результат вот-вот появятся. Скорее, гнет свою линию. Какую линию гнет председатель совета директоров клуба, сказать сложно. Молодежь в составе если и появляется, то эпизодически, на замену. Сколько-нибудь полезных приобретений со стороны в последнее время тоже не делается. Результаты идут вниз, равнодушие охватывает весь персонал и уже докатилось до игроков, информации о попытках как-то раскачать ситуацию из торпедовского стана не исходит - словом, картина напоминает "гладь старинного пруда" из фильма про Буратино.

Не знаю, правильной ли в такой ситуации была бы отставка тренера или нет, но, во всяком случае, она была бы объяснимой. У Шевченко были проколы в вопросах селекции, команда прочно осела на дне таблицы, да и о прогрессе дублеров говорить не приходится. Но никаких резких движений в Лужниках не происходит. И это лишь подтверждает догадку о том, что для Владимира Алешина "Торпедо" - не чадо, которое надо холить, лелеять, а иногда и "угощать" отцовским ремнем. Есть у серьезного делового человека обуза, эдакий дальний родственник, который денег в дом не приносит, но есть просит. А сейчас еще и заболел, будь он неладен.

Между тем, помимо команды и болельщиков, страдает еще и репутация. Чья? Виталия Шевченко, например. Сейчас акции тренера на футбольной бирже труда идут вниз. И чтобы приостановить этот процесс, ему необходимо либо затормозить падение команды, либо ее покинуть.

С репутацией самого Алешина не все однозначно. Как бизнесмену, следующему законам рынка, ему лучше вообще избавиться от убыточного предприятия под названием "Торпедо". Как президенту футбольного клуба - надо срочно выправлять положение дел, чтобы ни у кого не было повода сказать, будто шеф Лужников загубил команду с богатейшей историей.

По какому пути пойдет Владимир Алешин, не знает никто. Дай Бог, чтобы по второму.