Газета Спорт-Экспресс № 145 (2937) от 2 июля 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

3 июля 2002

3 июля 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 13-й тур

ЦСКА - ШИННИК - 2:0 (0:0)

Голы: ГУСЕВ (с пенальти), 54 - 1:0. КИРИЧЕНКО (Монарев), 90+2 - 2:0.

1. МАНДРЫКИН

6,5

16. Корнюхин (к)

5,5

2. Шемберас

6,0

3. Новгородов

5,5

5. Семак (к)

6,0

4. Кульчий

6,0

6. Даев

5,5

6. Васильев

5,5

7. Яновский

6,5

7. Хомуха

5,5

8. Гусев

6,5

8. Скоков

6,0

11. Гогниев

5,5

11. Бычков

5,0

(14. Кириченко, 58)

6,5

(9. Лосев, 56)

4,5

(18. Беркетов, 90+2)

б/о

15. Дубинский

5,5

19. Лайзанс

6,0

17. Клюев

5,0

21. Попов

6,0

(20. Радосавлевич, 82)

б/о

(17. Монарев, 75)

6,0

22. ГЕРАСИМЕНКО

6,5

23. Евсиков

5,5

23. Гришин

5,5

25. Рахимич

6,5

(18. Шевченко, 66)

5,0

Запасные: 15. А. Березуцкий, 24. В. Березуцкий, 28. Шершун, 30. Крамаренко.

Запасные: 2. Фузайлов, 5. Жиров, 1. Сафонов, 19 . Соколов.

Удаления

-

-

Предупреждения

Монарев, 81 (грубая игра)

Герасименко, 43 (грубая игра)

4

Голевые моменты

1

15 (10)

Удары (в створ ворот)

10 (4)

4

Угловые

5

Судьи:ТЮМИН (Новочеркасск). Хачатуров, Юлгушов (оба - Ростов-на-Дону).

1 июля. Москва. Стадион "Торпедо" имени Э. Стрельцова. 20 градусов. 8000 зрителей (вмещает 13 500)

СТЕНОГРАММА МАТЧА

9-я мин. Яновский с угла штрафной опасно бьет с лета, но Корнюхин в прыжке отражает мяч в сторону.

10-я мин. Техничный Лайзанс красиво обыгрывает в чужой штрафной двух соперников, после чего неточно бьет в дальний угол с угла вратарской.

22-я мин. После сольного прохода по правому флангу Гришин остро простреливает в штрафную на Клюева. Мандрыкин в прыжке дотягивается до мяча и парирует его прямо на Скокова. Следует удар с линии штрафной - вратарь армейцев начеку.

26-я мин. Герасименко с 18 метров наносит прицельный обводящий удар - Мандрыкин в прыжке отражает мяч, летящий в дальний угол.

30-я мин. Яновский исполняет классный перевод мяча на 40 метров на выход Гусеву. Правый хав-бек врывается в штрафную ярославцев и хлестко бьет в ближний верхний угол - Корнюхин с трудом парирует удар.

34-я мин. Герасименко совершает сольный рейд, который заканчивается опасным прострелом во вратарскую армейцев, где Бычкову не хватает нескольких сантиметров, чтобы переправить мяч в цель.

42-я мин. Хомуха мастерски выводит на ударную позицию Клюева, но последний бьет не слишком удачно, и Мандрыкин, грамотно выбрав позицию, отводит угрозу.

44-я мин. Гусев наносит обводящий удар со штрафного с 25 метров - Корнюхин в эффектном броске ловит мяч.

47-я мин. Евсиков, подключившись в атаку, делает неточный поперечный пас, но мяч рикошетом от ноги Хомухи неожиданно оказывается в штрафной у Попова. Армейскому форварду подарком воспользоваться не удается - он бьет крайне неудачно.

53-я мин. Семак в борьбе с защитником успевает протолкнуть мяч на Попова, мощный форвард обводит Корнюхина, и вратарь "Шинника" вынужден зацепить его рукой. Судья назначает пенальти.

54-я мин. Гусев четко реализует 11-метровый удар, разведя вратаря и мяч по разным углам - 1:0.

59-я мин. Семак в штрафной ярославцев отдает пас Попову - следует сильный, но прямолинейный удар в Корнюхина.

81-я мин. После подачи Гусевым углового Монарев переправляет мяч на дальнюю штангу Яновскому, который в борьбе с защитником с близкого расстояния бьет чуть выше ворот.

89-я мин. Армейцам удается стремительная контратака. Монарев тонким пасом вразрез выводит к воротам Гусева, тот успевает оценить ситуацию и, не входя в штрафную, мягким ударом перебрасывает мяч через вышедшего из ворот Корнюхина. Однако голкипер "Шинника" успевает вернуться и в броске перевести мяч через перекладину.

90+2 мин. Монарев замечает в штрафной никем не прикрытого Кириченко, который одним касанием обрабатывает мяч, а вторым вколачивает его под перекладину.

90+3 мин. Хомуха с 25 метров наносит мощный удар по воротам ЦСКА - мяч пролетает рядом со штангой.

МНЕНИЕ Бориса БОГДАНОВА

ФУТБОЛЬНЫЕ БУДНИ ТОЖЕ МОГУТ ДАРИТЬ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

"Ну и как мы теперь будем это смотреть?!" - голос родственника, болельщика с многолетним стажем, звучал растерянно. Под "теперь" подразумевалось: после окончания чемпионата мира. Под "этим" - российский чемпионат, возобновлявшийся на следующий день после финала в Йокогаме.

Недоумение собеседника было более чем понятным, тем более что точно такое же чувство в этот момент наверняка испытывало немало людей в России. Праздник, которым месяц жили все, кто любит футбол, и даже многие из тех, кто его не любит, закончился. За праздником, как положено, уже маячили будни, надвигаясь на нас со всей неотвратимостью. И каждый знал: в будни не вписываются ни артистический дриблинг Эль-Хаджи Диуфа, ни сумасшедшие корейские скорости, ни карусели атак бразильского трио Роналдо - Ривалдо - Роналдинью, ни поля, на которых хочется сыграть в теннис, ни улыбчивые полицейские и безобидные фанаты. Всего этого теперь придется ждать еще четыре года. А пока будет совсем другое.

Подобные мысли вообще-то не новость - они приходят в голову всякий раз, когда где-то там, далеко от нас, заканчивается очередной футбольный праздник. Для журналистов вопрос, с которого я начал, звучит еще и в несколько ином варианте: "Ну и как мы теперь будем это освещать?"

Да так и будем: без электрических розеток и телефонных линий в ложах прессы (и кто только придумал назвать эти загоны словом, рождающим ассоциации с бархатом и позолотой в театральном полумраке?). Без мониторов, на которых можно просмотреть повтор только что сыгранного эпизода. Без статистических выкладок, которые приносят на твое рабочее место после каждого тайма. Без "смешанных зон", где можно по горячим следам взять интервью у футболистов и тренеров. Без охранников, которые, проверив твою аккредитацию, улыбаются и говорят "спасибо", а не смотрят на тебя, как солдат на вошь. И без многого другого, что никто в мире давно не воспринимает как роскошь или привилегию, потому что это всего лишь нормальные условия работы. И что закончилось вместе с праздником.

Можно, можно, конечно, побрюзжать. Только какой смысл? Лучший друг физкультурников когда-то сказал Александру Фадееву: "Других писателей у товарища Сталина для вас нэт!" И это тот самый случай, когда один из самых чудовищных персонажей XX века произнес фразу действительно гениальную. Других полей у нас нет. И других тренеров, игроков, судей, фанатов, охранников. Другого, словом, футбола. Значит, надо принимать его таким, какой он есть. И таким любить - потому что если мы перестанем любить футбол, что же нам останется?

Можно, можно, конечно, наблюдая за тем, что происходит на поле "Динамо" или Лужников, вздыхать и кривиться, с тоской вспоминая Сен-Дени и Бордо, Йокогаму и Ульсан. Только толку никакого, да и неинтересно это. А интересно, наоборот, попытаться разглядеть в футболе, который у нас есть, что-то из футбола, которого у нас нет.

Четыре года назад первым матчем, на который я попал после чемпионата мира, была встреча "Локомотив" - "Шинник". Разглядеть упомянутое "что-то" пытался честно, только разглядывать было нечего. Вспоминается серый моросящий дождик над стадионом в Черкизове, две кучки болельщиков - одна с промокшим транспарантом "Ярославская дружина", другая, чуть помногочисленнее, с железнодорожной символикой. Натужная возня вместо игры на поле. Мячи, которые с упорством, достойным лучшего применения, полузащитник "Локо" Лоськов раз за разом метров с 25 отправлял высоко над перекладиной ворот Корнюхина. Замерзший Нигматуллин, от нечего делать занимавшийся гимнастикой в своей вратарской. Нули на табло и пресс-конференция, на которой не самым неразговорчивым тренерам Юрию Семину и Давиду Кипиани с трудом удалось выдавить из себя по нескольку слов.

Отчет о матче в "СЭ" был озаглавлен "Уныние на табло под стать унынию в природе" - и остальное, собственно, можно было и не читать.

И вот - снова российский футбол после мирового, снова, кстати, "Шинник", только стадион зиловский, а в роли хозяев - ЦСКА. Но уныния в природе не наблюдается, и оттого как-то хочется верить, что не будет его и на поле. Тем более что играют две команды, закончившие первый отрезок чемпионата в верхней части таблицы. Одна из них к тому же наступает на пятки лидеру, а в последнем перед перерывом матче завоевала Кубок России. И поле, отдохнувшее за месяц, радует свежей зеленью, и болельщики, пусть трибун и не заполнили, по родному футболу явно соскучились.

Из динамиков перед матчем вперемежку с поп-хитами - призывы не допустить экстремистские элементы в болельщицкую среду. Да их особо и не видно, элементов. Зато сколько, оказывается, девушек ходит у нас на футбол - да прехорошеньких! "Ярославских дружинников" - человек пятнадцать, атрибутика скромная, зато красно-синее воинство к игре подготовилось: и транспарант, призывающий родную команду "не отступать и не сдаваться", вывесили, и в барабан бухают не хуже бразильцев, и майки с фамилиями Семака и Гусева в толпе мелькают.

И как-то незаметно для себя к началу игры приходишь в хорошее настроение, которое не могут испортить ни отсутствие розеток, ни строгий страж порядка, преграждающий вход в комнату с табличкой "Пресс-центр": "Вам там делать нечего! Все равно никого нет. Вот закончится матч - приходите".

Матч закончился. И счет на табло - веселее, чем те давнишние нули, и уныния никакого, и что разглядеть - было. То Лайзанс вдоль лицевой проскочит с мячом, что твой Хоакин, - только вот Морьентесау армейцев не видно. То Корнюхин, отражая удары Яновского и Гусева, реакцией блеснет не хуже Маркуса. То Хомуха "нырнет" перед штрафной ЦСКА поартистичнее Тотти.

Герасименко вообще в полном порядке - рейды к воротам ЦСКА совершает такие, что и где-нибудь в Нагое смотрелись бы вполне органично. А вот под занавес первого тайма и дырища в центре армейской обороны, какой даже у корейцев в матче за третье место с турками не случалось: у Клюева - целая вечность на то, чтобы развернуться, принять мяч и пробить по воротам Мандрыкина, дав тому лишнюю возможность выручить своих.

И, наконец, на десерт - гол Кириченко, который и телекомпании, показывавшие чемпионат мира, долго и с удовольствием смаковали бы с разных точек.

Нет, конечно, мяч от игроков отскакивает порой далековато. И смотрят они на него при ведении слишком уж настойчиво, забывая поднять голову и заметить партнера. И часто, дойдя до штрафной, не знают, что делать дальше. И скорости не те. Но главное - не в этом, а в том, что люди все-таки играют в футбол, а не отбывают тяжкую трудовую повинность. Играют, как умеют, - но играют. Оттого и смотреть на это не скучно - даже на следующий день после финала чемпионата мира.