Газета Спорт-Экспресс № 130 (2922) от 14 июня 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

14 июня 2002

14 июня 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

С Андреем ШЕВЧЕНКО НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА

Я БЫЛ НА ПОЛЕ ВМЕСТЕ С МАЛЬДИНИ И ИНДЗАГИ

- Что, на ваш взгляд, было наиболее важным для итальянцев в преддверии матча с мексиканцами?

- Забыть про игру с Хорватией, в которой торжествовала несправедливость.

- Но вы же сами говорили, что итальянские игроки рассержены не на шутку, а в этом состоянии они могут горы своротить.

- Видите ли, я слышал их высказывания по телевизору и понял, что два незасчитанных мяча с хорватами засели у итальянцев, как две занозы, в сердце. Например, мой партнер по "Милану" Филиппо Индзаги недоумевал: "Арбитр находился рядом с нами в семи метрах, а нарушение зафиксировал лайнсмен от боковой линии. Посмотрите запись: это Дарио Шимич меня придерживал, а не я его". Точку зрения Индзаги разделял и вратарь Джанлуиджи Буффон, по мнению которого главного арбитра явно ввели в заблуждение его помощники: "Он слишком им доверился". И даже немногословный Кристиан Вьери, судя по всему, был настолько возмущен происшедшим, что сгоряча выпалил: "Вообще такое судейство можно встретить где-нибудь в третьем дивизионе, но не на чемпионате мира". Эти ребята зря говорить не будут. Сам футболист, и прекрасно понимаю их состояние. Но в день решающей игры с мексиканцами надо было постараться взять себя в руки и успокоиться.

- Пример был перед глазами: бразильцы вчера играли против костариканцев так, словно это происходило не на корейском стадионе "Сувон", а в Рио-де-Жанейро на знаменитом пляже Копакабана. Правда, бразильцы в отличие от итальянцев уже обеспечили себе путевку в 1/8 финала.

- Но даже если бы у бразильцев ситуация была схожей с итальянцами, все равно, уверяю вас, они вышли бы на матч раскрепощенными, не испытывая ни грамма волнения.

- Вы в этом уверены?

- Да, хотя бы потому, что в серии А немало бразильцев. Впрочем, Роберто Карлос, поигравший в свое время за "Интер", а потом перебравшийся в "Реал", удивлялся, насколько близко к сердцу европейцы принимают поражение. "В Бразилии все по-другому, - рассказывал он. - Там футболист любой команды старается как можно быстрее забыть о неудаче". И привел пример клуба "Сан-Паулу", где при Теле Сантане была такая непринужденная обстановка, что игрокам требовалось всего несколько часов, чтобы прийти в себя после поражения.

- В отличие от вас, я не встречался с Роберто Карлосом на футбольном поле, но зато восемь лет назад познакомился с ним в России, когда сопровождал "Палмейрас" в турне по нашей стране, затем мы еще несколько раз встречались в Москве и Мадриде. Так вот однажды я спросил его, в чем главное отличие европейского футбола от латиноамериканского.

- И что он ответил?

- Если не изменяет память, он сказал так: "В Бразилии игроки выходят на поле, чтобы показать зрителям спектакль - мы даже фантазируем перед тем или иным матчем, каким этот спектакль должен быть. В Европе же, и, в частности, в Италии, футбол сравним с тяжелой работой, к которой готовишься всю неделю, предшествующую матчу. Но если в течение семи дней думать только о нем - можно с ума сойти".

- По-моему, Роберто Карлос точно охарактеризовал разницу, хотя я, например, от футбола в Италии получаю удовольствие. Правда, в серии А, да и в других тоже, ни один соперник не позволит себе так играть в обороне, а точнее - забыть о ней напрочь, как это сделали бразильцы и костариканцы. Это был матч, похожий на баскетбольное американское шоу. Когда Эдмилсон после гола Роналдо, за которого я особенно рад, в акробатическом прыжке вогнал мяч под перекладину, вся бразильская скамейка в восторге бросилась обнимать и целовать Луиза Фелипе Сколари, словно это главный тренер эффектно поразил ворота.

- А разве ассистенты Джованни Трапаттони не повторили такую же сцену, когда на 85-й минуте Алессандро Дель Пьеро головой послал ответный мяч в ворота мексиканцев?

- Повторили со стопроцентной точностью. Между прочим, в тот момент, когда Винченцо Монтелла с разворота переправил мяч в штрафную и тот пролетал в районе вратарской, я, сидя в кресле, автоматически сделал движение головой. Словно сам находился на поле. Мне кажется, я действительно там был - с Мальдини и Индзаги.

- Кстати, когда в 1980 году выяснилось, что "Скуадра адзурра" выбыла из борьбы за звание чемпиона Европы, один из неаполитанцев в отчаянии выбросил в окно телевизор. Но самое обидное, что тот упал на его автомобиль. Я как раз был тогда в Неаполе и на следующий день видел фотографию в La Gazzetta dello Sport.

- Ничего не скажешь, веселенькая история. Но я не представляю, что бы творилось на Апеннинах, если бы хорваты не проиграли Эквадору, а Трапаттони не угадал с заменой, выпустив под занавес Дель Пьеро. Тут бы одним телевизором дело не обошлось.

- Согласен. Но вы наверняка обратили внимание, кто покинул поле, - Франческо Тотти! Футболист, блестяще сыгравший в первенстве Италии. К слову, Роберто Карлос из чемпионатов трех стран, в которых ему довелось поиграть, самым тяжелым считал итальянский. Во всяком случае, четыре года назад.

- Уверяю вас, с тех пор ничего не изменилось. И вы не представляете, сколько сил отдали игроки сборной Италии в ходе нынешнего сезона. Не забывайте - это ведь ведущие игроки клубов, от которых всегда ждут чуда. И нередко дожидаются его. Я знаю, на что способны эти футболисты. Поэтому их и называют звездами. Поэтому им и платят большие деньги.

- И обычные люди порой завидуют в этом отношении футболистам, не правда ли?

- Завидуют, потому что не представляют, сколько надо потрудиться, чтобы твой первый мизерный контракт перерос в сегодняшний, солидный.

- Никогда не считал деньги в чужом кармане и потому не стану спрашивать о вашем годовом доходе. Но вот, если не секрет, какова была сумма вашего первого контракта?

- Ну какой уж тут секрет! Мне было 16 лет, когда я впервые получил зарплату в киевском "Динамо". Она состояла из 50 долларов плюс украинские купоны на такую же сумму. В общем, всего выходило сто "зеленых". Но я в тот день чувствовал себя так, словно заработал миллион.

- И еще, наверное, вы почувствовали себя настоящим профессионалом?

- Нет, это произошло гораздо раньше. С тех пор как я профессионально начал относиться к футболу: к тренировкам, к играм, к режиму, жертвуя многим ради игры. Хотя папа однажды настаивал на том, чтобы я поставил на футболе точку и поступал в военное училище, то есть пошел по его стопам. Но это уже другая история...

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ