Газета Спорт-Экспресс № 118 (2910) от 30 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 2

30 мая 2002

30 мая 2002 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

НАШИ НА ЧЕМПИОНАТАХ МИРА

ИТАЛИЯ-90

На чемпионате мира-90 полузащитник киевского "Динамо" провел один матч

Василий РАЦ

НАС ПОГУБИЛИ СКЛОКИ

Сейчас он Ласло, а не Василий. Живет в Будапеште. Бизнесмен. Утром дела, ближе к вечеру - дети. Сыновьям 11 и 13. Старший занимается футболом, младший - теннисом. Голос в телефонной трубке с небольшим акцентом, хотя на родине бывает часто. В Японии и Корее собирается болеть понятное дело за кого - "за наших".

- Ребятам, которые будут играть за Россию, от души желаю избежать того, что помешало нам достойно выступить в Италии.

- Какие воспоминания вызывает у вас тот чемпионат?

- Не самые приятные. Это была неудача. Как команды, так и моя личная.

- Причин провала называлось великое множество. И одну еще в ходе турнира якобы озвучили в интервью итальянским СМИ Заваров с Дасаевым, заявившие, что неудачным был выбор базы для подготовки.

- Ничего подобного ранее мне слышать не приходилось. В Чокко всем нравилось. Уютное местечко. Жарко, конечно, было, но не более того.

- Еще писали, что команда не успела выйти на пик формы, что первые игры провела под нагрузкой, дабы в дальнейшем "выстрелить"...

- Лично я чувствовал себя хорошо и готов был играть со стопроцентной отдачей уже в первом матче.

- Тем не менее румынам вы проиграли - 0:2. Причины?

- Два раза ошиблись в обороне, а сами не забили верные мячи. Для меня, кстати, та встреча стала последней в сборной. Валерий Васильевич (Лобановский. - "СЭ") после поражения радикально поменял состав: из 13 футболистов, выходивших на поле против румынской команды, игру с аргентинцами пятеро смотрели со скамейки. Считаю, тренер допустил ошибку.

- Почему?

- Мы были опытны, сыгранны. Большинство горело желанием проявить себя и уехать в Европу на хороший контракт. Все расценили отставку как вопиющую несправедливость, и коллектива не стало.

- Никита Симонян, входивший в штаб сборной, утверждал: "Команда разбилась на три группировки: киевляне, некиевляне, "иностранцы". Естественно, в таких условиях боеспособного коллектива быть не могло".

- Его слова - абсолютная правда. Это в Мексике сборная выглядела монолитной. А в Италии нас погубили склоки.

- Начались они из-за денег. И дело фирмы "Чичетроник" получилось шумным. Вы ее рекламировали, она обещала игрокам премиальные, но закончилось все скандалом.

- Руководители федерации поставили выплату вознаграждения в зависимость от показанного на чемпионате результата, и футболисты с этим не согласились.

- Неурядицы начались в ходе группового турнира?

- До него. Накануне игры с Румынией состоялось собрание, которое получилось очень бурным. Делили деньги от "Чичетроника". Дошло до того, что игроки пригрозили не выйти на поле.

- Не жалеете о случившемся?

- Жалею. Но только потому, что выяснение отношений с чиновниками на настроении команды сказалось.

- Тот же Никита Симонян на страницах еженедельника "Футбол" обвинил во внутренних бедах команды легионеров. Мол, они утратили чувство патриотизма, да и повышенные гонорары обеспеченных "иностранцев" мало волновали.

- Здесь я с уважаемым специалистом не соглашусь. Просто легионеры лучше остальных знали, как положено платить за рекламу, как относятся к игрокам на Западе. А играли мы не столько за премиальные, сколько за честь страны и личную репутацию. Я, например, ради поездки на мировой чемпионат Испанию бросил.

- Почему?

- "Эспаньол", куда меня отдали в аренду после Евро-88, вылетел из элитной лиги. Валерий Лобановский сказал, что подготовиться к мировому первенству во втором испанском дивизионе я не смогу. Пришлось отказаться от предложенного испанцами трехлетнего контракта и вернуться в Киев. Сейчас жалею об этом.

- Был на чемпионате любопытный момент. Матч с Аргентиной, ставший для советской сборной решающим, судил швед Фредрикссон. Тот самый, что в Мексике-86 "похоронил" нашу команду в игре с бельгийцами на стадии 1/8 финала. Как футболисты отреагировали на его назначение?

- Нам объяснили, что арбитр, дескать, горит желанием загладить вину. И мы успокоились.

- А когда Фредрикссон не увидел, как Марадона рукой выбил мяч из пустых ворот, что подумали?

- Что нас намеренно "тормознули". Аргентина с Марадоной была коммерчески более выгодной для организаторов командой.

- Шанс пройти дальше у сборной все-таки оставался. Надо было разгромить Камерун и надеяться, что румыны с аргентинцами сыграют, как нам надо...

- В это не верилось. Все были убеждены, что соперники найдут общий язык. Так и вышло. Оставалось лишь дверью хлопнуть, что мы и сделали.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ