Газета Спорт-Экспресс № 112 (2904) от 23 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2

23 мая 2002

23 мая 2002 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

ИГРОК СБОРНОЙ РОССИИ - Станислав ЧЕРЧЕСОВ

Станислав ЧЕРЧЕСОВ

ФЕТИСОВ И ЛАРИОНОВ В 39 ВЫИГРЫВАЛИ КУБОК СТЭНЛИ

2 сентября ему исполнится 39. Самый молодой из игроков российской сборной, Дмитрий Сычев, - на 20 лет, 1 месяц и 24 дня моложе. Пропасти в два десятка лет между двумя нашими футболистами на одном чемпионате мира не было даже в 70-м, когда Лев Яшин отправился в Мексику 40-летним. Только представьте: когда Черчесов в 84-м сыграл свой первый матч за "Спартак" в чемпионате СССР, Сычеву не исполнилось еще и года...

То, что Черчесов едет на ЧМ-2002, - торжество высшей справедливости. Человек, в таком возрасте сумевший восстановиться после тяжелейшей травмы колена, вернувший себе место в основе "Тироля" и добывший золото австрийского первенства, заслуживает даже не уважения - восхищения. А то, с какой энергией он включился в совместную работу с Русланом Нигматуллиным на базе в Бору, лишний раз напоминает о роли Черчесова в создании здорового микроклимата в кипящей атмосфере мирового первенства.

ПЕРВЫЙ ЗВОНОК ЗА ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА

- В глубине души верили, что поедете на чемпионат мира?

- Я оптимист и всегда верю, что добьюсь своих целей. Не для того возвращался в футбол после тяжелой травмы, чтобы играть против "Рида" и "Адмиры Ваккер". Для кого-то мое возвращение в сборную наверняка стало неожиданностью, но я на совесть работал, показывал хорошую стабильную игру, стал чемпионом Австрии - а золото, поверьте, в любой стране завоевать нелегко. Видимо, это не осталось незамеченным руководителями сборной. Может быть, сыграло роль и то, что никто из ее нынешних вратарей в больших турнирах не участвовал.

- Созванивались с Олегом Романцевым или Михаилом Гершковичем?

- Нет. Последний матч за сборную, едва восстановившись после операции на локте, провел зимой 2000-го в Израиле, где мы проиграли - 1:4. С тех пор прошло два с половиной года, и телефонный звонок с приглашением на нынешний сбор был первым за все это время. Я человек старой школы, не привыкший напоминать о себе и о чем-то просить. Мое дело играть, а тренер решает, кто ему нужен для выполнения задач. Тренеру, в свою очередь, не обязательно звонить и докладывать - мол, мы за тобой следим. Я не рассуждал, а работал, делаю это и сейчас. Наравне со всеми.

- После приезда с Романцевым побеседовали?

- Я в этом отношении человек простой: поздоровались - и пошел работать. Да и не приняты, по-моему, у Романцева какие-то задушевные беседы. Все общение - на поле, через мяч.

- Каким номером среди вратарей себя видите?

- Главное для меня - команда, а не собственная роль в ней. У нас есть первый номер - Руслан Нигматуллин, который своей игрой и в отборочном турнире, и в товарищеском матче с французами доказал, что по праву на этом месте. В данной ситуации все зависит от него. Я же буду занимать свою нишу, а время покажет, кто на что способен.

- Не будет обидно, если окажетесь третьим?

- В большом спорте обид быть не должно. Кто достойнее, тот будет оценен. Кроме того, считаю, что должен не только работать сам, но и помогать более молодым коллегам. Трио вратарей - команда в команде, которая должна решать общую задачу. В одиночку даже самому талантливому голкиперу на турнире уровня чемпионата мира не справиться. Создать атмосферу, в которой и конкуренция была бы живой, но и отношения оставались здоровыми, - такой я вижу одну из своих задач. Потому после приезда в Москву ни с кем толком не пообщался и сразу окунулся в работу - надо узнать, чем люди дышат...

- Общее мнение таково: Черчесов окажет огромную помощь в создании нужного микроклимата в команде.

- В команде должны быть несколько человек, которые играли на многих крупных турнирах. Они даже своим поведением могут успокоить молодых. Помню, что, когда поехал на первый свой турнир - Евро-92, чувствовал там себя не в своей тарелке.

РОДНУЮ ТАРАСОВКУ НИ НА ЧТО НЕ ПРОМЕНЯЮ

- Вдохновляют ли вас примеры Дзоффа с Шилтоном, успешно игравших на чемпионате мира в еще более почтенном возрасте?

- У нас есть свои примеры для подражания - Фетисов с Ларионовым в 39 стали обладателями Кубка Стэнли. Вот что вдохновлять должно. Я и молодым советую: побольше здоровой гордости за страну.

- С молодой порослью сборной, которой вы в отцы годитесь, общий язык находите легко?

- Нет игроков молодых и старых, есть хорошие и плохие. Конечно, в компьютерных играх я ребятам компанию не составлю, но на поле проблем нет. Да и не только на поле - спросите того же Измайлова. Кстати, в Инсбруке специально живу в номере с 17-летним парнем, чтобы чувствовать себя моложе. Он негр из Буркина-Фасо, веселый и бесшабашный, и, глядя на него, я становлюсь таким же. Как говорится, много мудрости много печали...

- А с кем делите номер в Бору?

- Один живу. Негритят-то в команде нет...

- В Бору вы впервые?

- Да, но Нигматуллин помог быстро освоиться: провел экскурсию, предложил даже с удочками посидеть. Правда, сказал, что я своим видом всю рыбу распугаю (смеется). Вообще мы с Русланом, несколько дней тренируясь в "Спартаке" до заезда в Бор, очень хорошо пообщались. Он и по Москве меня возил - я в столице за руль не сажусь.

- Как вам Бор в сравнении с Тарасовкой и Новогорском?

- Я свою Тарасовку, в которой пережил столько счастливых минут, ни на что не променяю! В таких вопросах я консервативен. Главное, чтобы постель была чистая, поле хорошее, мячи круглые. Никакое роскошество мне не заменит места, где сопутствовала удача.

- К фразе Нигматуллина о распугивании рыбы. Мало кто в возрасте за 30 решается на такую радикальную смену имиджа, как вы.

- В детстве, которое я провел в Осетии, каждое лето стригся "под ноль". Но когда переехал в Москву, подумал, что в столице меня могут не понять. И только в Германии вернулся к истокам.

- В те годы, когда вы еще не носили прическу "под Котовского", состоялось ваше первое знакомство с Японией. Помните, как это было?

- Да, весной 91-го летали туда со "Спартаком", и позже раздавались голоса, что именно из-за той поездки мы через несколько дней дома проиграли в полуфинале Кубка чемпионов "Олимпику". Может, отпечаток на тот матч перелет в Японию действительно наложил, но марсельцы тогда в любом случае были сильнее. А вот заноза от проигрыша "Антверпену" в полуфинале Кубка кубков сидит во мне до сих пор.

ИЛИ ВЗЯТЬ ВСЕ БАРЬЕРЫ, ИЛИ ГРОБ ЗАКАЗЫВАТЬ

- Российские болельщики были потрясены, когда после тяжелой травмы вы смогли вернуться не только в футбол, но и в сборную. Что для это нужно было сделать?

- Прежде всего - очень хотеть. Тут на пользу пошла конфликтная ситуация с руководством клуба: меня уж слишком цинично списали со счетов. Играл с серьезным повреждением шесть месяцев, а когда выбыл из строя окончательно, ко мне отнеслись так, будто я получил травму на дискотеке. И это при том, что я принес клубу много денег, мы брали золото, выходили в Лигу чемпионов. Кроме того, после операции я открыл глаза и спросил: "Когда буду играть?" - а хирург мне ответил: "Может быть, никогда". Этими словами он меня задел. И я понял - играть буду.

- Несмотря на цифры в графе "возраст"?

- Да. Открылось второе дыхание, появилось нежелание уйти побежденным из-за какой-то, пусть и непростой, травмы. И я шаг за шагом, без лишних слов вернул себе пост номер один в "Тироле", своей игрой доказав, что заслуживаю шанса попасть в сборную. Недавно я сказал, что сейчас могу уйти со спокойной совестью, потому что опять стал чемпионом и опять после заключительной игры 16 тысяч болельщиков скандировали мое имя. Вот только уходить не собираюсь...

- Сказалось ли на вашем чудесном восстановлении то, что вы - самый ревностный "режимщик" нашего футбола?

- Никого не осуждаю и никому ничего не советую - но если хоть один человек возьмет с меня пример, значит, не зря я играл в футбол. Каждый день разрабатывал ногу по 5-6 часов, а если здоровья нет, то на такую работу попросту не хватит сил.

- Игорь Ларионов не только не употребляет спиртное, но и питается по науке. Можете сказать о себе то же самое?

- Может быть, в Америке научные сотрудники лучше, а в Тироле, кроме снега и гор, ничего нет. Так что диет не соблюдаю. Но опыт, конечно, подсказывает, что и когда употребить в пищу. Может быть, поэтому сейчас вешу даже меньше, чем когда-то в "Спартаке".

- Когда разрабатывали ногу, в семье вас не умоляли - угомонись?

- Говорили, что варианта два - или возьму все барьеры, или придется гроб заказывать. Шучу, конечно. Но очень рад тому, что усилия не прошли даром.

Игорь РАБИНЕР