Газета Спорт-Экспресс № 100 (2892) от 8 мая 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

8 мая 2002

8 мая 2002 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ТЕПЕРЬ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, "МЫ - ОДНА СЕМЬЯ"!

До конца поверить в случившееся непросто. "Великие", как их именовали их же коллеги с несколько меньшими рейтингами, но не меньшей любовью к своей профессии, и руководители Международной шахматной федерации решили забыть о конфликтах прошлого! Вечером в понедельник на встрече в Праге, как уже сообщал "СЭ", принята "Резолюция об объединении шахматного мира". И свои подписи под этим документом поставили среди прочих Кирсан Илюмжинов, Владимир Крамник и Гарри Каспаров. Девиз ФИДЕ - "Мы - одна семья" - теперь вновь соответствует действительности.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Праги

Немаловажная деталь: на пражском саммите не было чемпиона мира Руслана Пономарева. Когда Руслан выиграл титул в Москве и давал свое первое интервью в ранге чемпиона вашему покорному слуге, он сказал пророческие слова: "Ситуация в шахматном мире патовая. Сильнейший игрок мира - Каспаров. Хорошо бы сыграть объединительный матч. Я к такому матчу готов. Но связан обязательствами с ФИДЕ".

И вот теперь Руслана ждет матч, о котором 18-летний краматорский парнишка и мечтать не мог. Матч с Каспаровым! Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов, тоже причисленный к лику "великих" (без его доброй воли ничего в Праге не произошло бы) заверил всех, что его люди звонили Пономареву и что интересы Руслана будут непременно соблюдены.

Напомню, как будет проходить объединение (об этом я уже писал накануне). В Дортмунде состоится турнир претендентов, а затем его победитель сыграет матч с Владимиром Крамником. ФИДЕ проведет матч своего чемпиона мира Пономарева с Гарри Каспаровым. Победители этих циклов в октябре - ноябре будущего года сыграют объединительный матч.

Все жалеют (надеюсь, искренне), что из объединительного цикла невольно выпали Василий Иванчук и Вишванатан Ананд. В свое время они сами, добровольно (будем так думать) отказались от участия в дортмундском турнире претендентов. Но кто ж тогда знал, что это соревнование, целиком и полностью выстраданное и вымученное чемпионом мира по классическим шахматам Владимиром Крамником и поддерживающими его людьми из "Эйнштейна" (именно так для краткости сам Крамник именует известную лондонскую группу), вдруг приобретет столь глобальное значение и покровительство ФИДЕ? Никто этого не знал. А вот теперь - узнали.

Не хочется смаковать мрачные детали нашего почти семичасового ожидания перед закрытыми дверями зала в пражском отеле "Четыре сезона". Отмечу лишь, что это было ужасно. Два стула человек на пятнадцать... Ни одного бутерброда, ни чашки кофе... Плевались все: английские, голландские, американские, русские журналисты. Лишь чехи скорбно помалкивали. Особенно негодовал мой старший товарищ Александр Рошаль, видевший на своем веку многое. Но такое?! Чтоб его (!!!) не пустили (!!!) туда, где решается судьба шахмат?! 15-летнего Теймура Раджабова, гроссмейстера из Баку, пустили, а 65-летнего ветерана шахмат - нет???!!! Среди нас была и маленькая хрупкая женщина из НТВ Марина Макарычева, которая чуть не плакала от досады: почему так невнимательны к прессе организаторы?!

А все потому, что вердикт гроссмейстеров был жестким: журналисты не должны видеть и слышать их разборок. Пресса получит только готовый продукт. Правда, потом мы все, конечно, выяснили и кое-что узнали. Так, например, президент ФИДЕ Илюмжинов, вручая мне на память исторический документ, подписанный всеми участниками саммита (подлинник, господа! Нет даже у Рошаля!), и делая на нем - лично для меня - дарственную надпись, рассказал, что дважды саммит мог сорваться (причем после часов пяти дебатов - вот было бы обидно). Сначала Крамник сказал, что не будет подписывать. Потом Каспаров.

Но капитан вел корабль в мирную гавань уверенной рукой. Объявлял перерывы, снова и снова шли переговоры. Честь и хвала капитану! Ему и первое слово.