Газета Спорт-Экспресс № 92 (2884) от 25 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

25 апреля 2002

25 апреля 2002 | Футбол

ФУТБОЛ

Йозеф БЛАТТЕР

ЕСЛИ Я В ЧЕМ-ТО ВИНОВАТ,
ПУСТЬ ПРЕДЪЯВЯТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Мировой футбол переживает кризис. В это трудно поверить, но это так. С одной стороны, меньше чем через полтора месяца в Корее и Японии стартует чемпионат мира, к которому все готово, сборные проводят последние товарищеские матчи, многие из которых могли бы стать украшением ЧМ, в Лиге чемпионов, к восторгу миллионов зрителей, "Реал" выясняет отношения с "Барселоной". С другой война между президентом ФИФА Йозефом Блаттером и президентом УЕФА Леннартом Юханссоном, обвинения в коррупции, в превышении властных полномочий, в покупке голосов на выборах, в стремлении к незаконному обогащению и т.д. и т.п.

Все эти обвинения предъявлены Блаттеру, которому через пять недель в Сеуле на конгрессе ФИФА предстоят президентские перевыборы. Противоречия настолько глубоки, что непонятно, как мировая футбольная семья, состоящая из 204 членов (именно столько федераций входит в ФИФА), сможет с ними справиться. В Цюрихе добрым словом поминают Жоао Авеланжа, который умел находить выходы из тупиковых ситуаций и который за 24 года правления (с 1974-го по 1998-й) превратил ФИФА из "клуба по интересам" в государство над государствами. Поминают, но рассчитывают на собственные силы, благо Блаттер - преемник Авеланжа и работал с ним в паре почти два десятка лет.

Нашу встречу с Блаттером в Цюрихе организовал Маркус Циглер, правая рука президента ФИФА и бывший секретарь ESM, Европейской ассоциации спортивных изданий, в которую с прошлого года входит "СПОРТ-ЭКСПРЕСС". Кроме специального корреспондента "СЭ", на встрече, прошедшей в FIFA House, штаб-квартире Международной федерации футбола, присутствовали также журналисты La Gazzetta dello Sport (Италия), Kicker (Германия), Voetbal International (Голландия), World Soccer (Англия), A Bola (Португалия), Don Balon (Испания) и Footbal (Бельгия). Это была не пресс-конференция, а беседа, во время которой можно было прервать, если возникал вопрос, и Блаттера, и коллегу, подойти к столу с напитками и налить кофе, выйти из конференц-зала, чтобы позвонить, словом - полтора часа отрытого и непринужденного разговора.

ПИСЬМО ЮХАНССОНУ

Но, прежде чем познакомить читателя с содержанием этой беседы, позволю себе привести выдержки из письма, которое Блаттер направил своему главному оппоненту Юханссону накануне нашей встречи. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем не пускаться в объяснения вещей и событий, которые стали причиной столь острых противоречий между уважаемыми в мире футбола людьми. Итак, письмо Блаттера Юханссону, датированное 22 апреля.

"Дорогой Леннарт!

Прошло всего несколько месяцев с того времени, когда мы обсуждали предстоящие президентские выборы в ФИФА и УЕФА. Мы договорились, что я сделаю все возможное, чтобы вы стали единственным кандидатом в президенты (УЕФА. -Прим. К.К.) . Я подтвердил это в официальном заявлении на внеочередном конгрессе УЕФА в Праге 11 - 12 октября 2001 года. Со своей стороны вы согласились, что я должен остаться президентом ФИФА. Мы признали, что не всегда придерживаемся одной и той же точки зрения в отношении футбола, но для нас было ясно, что это не может служить причиной для личной неприязни. Мы можем быть оппонентами, но не врагами.

Похоже, вы изменили ваше мнение. Вы больше не хотите видеть меня во главе ФИФА. Вы написали письма, содержащие утверждения, которым я не нахожу объяснений. Вы втянулись в кампанию, которая приносит больше вреда футболу, чем мне. Вы позволили средствам массовой информации выступать против меня. И даже нашли неожиданного союзника в лице Генерального секретаря ФИФА (Мишеля Зен-Руффинена. -Прим. К.К.) .

Вы утверждаете, что финансовое состояние ФИФА плачевное. Но факты говорят, что все в порядке. Конечно, нам пришлось преодолевать последствия банкротства ISL (коммерческий партнер ФИФА. -Прим. К.К.) , искать новых страховщиков для ЧМ (после терактов в США) и думать, как жить после крушения медиаимперии Кирха (KirchMedia купила телеправа на ЧМ-2002 и ЧМ-2006. -Прим. К.К.)Нам удалось свести потери к минимуму, хотя наши противники не хотят в это поверить.

ФИФА с достоинством пережила самый трудный период в ее истории. Спонсоры и банки верят в ФИФА. Многие компании выстроились в очередь в надежде купить ТВ права на показ чемпионатов мира. Разве мнение финансовых экспертов менее обоснованно, чем мнение некоторых членов исполкома?

Футбол переживает непростые времена. Чемпионат мира в Корее и Японии - один из самых сложных проектов в истории ФИФА. Многочисленные лиги и клубы по всему миру испытывают финансовые трудности. Доходы от продажи прав на телетрансляции либо остаются на прежнем уровне, либо уменьшаются. Словом, перед нами множество проблем, но вместо поиска их решения мы ведем бессмысленную борьбу, смысл которой не понимают национальные федерации.

28 мая в Сеуле конгресс ФИФА обсудит финансовое положение. На следующий день - выборы президента, на пост которого претендуют два кандидата (кроме Блаттера камерунец Исса Айяту. -Прим. К.К.)Неужели мы вновь дадим повод средствам массовой информации для скандальных заголовков?

От вас, Леннарт, зависит, как сложатся наши отношения в ближайшие недели. Мне не верится, что нынешний конфликт доставляет вам удовольствие.

Искренне ваш Йозеф Блаттер".

ДЕНЬГИ ФИФА В ПОРЯДКЕ

Теперь - непосредственно о беседе, которая состоялась в штаб-квартире ФИФА. Блаттер начал ее так:

- К сожалению, в последнее время приходится говорить не о чемпионате мира, который начинается меньше чем через полтора месяца, не о шансах сборных, не о прекрасных стадионах, построенных в Корее и Японии, не о работе тренеров или форме, в которой находятся звезды, а о выборах, кандидатах и борьбе. О духе фэйр-плей никто сегодня и не вспоминает.

В 1994 году бывший президент ФИФА Жоао Авеланж сказал, что не следует проводить президентские выборы в год чемпионата мира. Но четыре года спустя мы не последовали его пожеланию. Обстановка тогда была напряженной, хотя и не столь агрессивной, как сейчас. Я со своей стороны высказывал мнение, что выборы президента должны проходить после финансового отчета, но меня не поддержали, хотя, например, итог деятельности ФИФА за последние четыре года можно будет подвести не раньше, чем через год после завершения чемпионата мира.

Я привык бороться с нашими противниками извне, но с трудом представляю, как это можно делать, если против тебя выступают люди из ФИФА. Испытываю чувство глубокого сожаления в связи с тем, что происходит в нашей ассоциации в последние дни.

- Ваши противники говорят, что финансовое положение ФИФА оставляет желать лучшего. Так ли это?

- Судите сами. На днях мы получили финансовые гарантии на 100 миллионов франков, это последняя проплата за чемпионат мира-2002. Что же касается ЧМ-2006, то права на него принадлежат ФИФА, а лицензия - у Kirch Group. Права показа хотят получить многие компании, поэтому и в предстоящие годы не вижу проблем. Что будет после 2006 года, сказать трудно, но спрос на показ чемпионата мира высок. Надо лишь найти баланс между общественным и платным телевидением, поскольку последнее во многих странах не слишком развито.

МНЕ НИКТО НЕ УГРОЖАЛ

- Но, наверное, сегодня телевидение не самый главный предмет ваших забот, поскольку Юханссон выдвинул против вас конкретные обвинения?

- Да. Всего этих обвинений 14, и суть их заключается в том, что якобы моя работа была направлена против УЕФА. Отвечаю: я - президент ВСЕХ ассоциаций, входящих в ФИФА, и потому должен думать об интересах ВСЕХ ее членов. Если УЕФА самая богатая ассоциация, она все равно не должна забывать о том, что необходимо помогать другим. Кстати, из полусотни членов УЕФА половину вряд ли можно отнести к богатым.

- С 23 по 26 апреля УЕФА проводит в Стокгольме заседания исполкома и конгресс. Будет ли у вас возможность встретиться там с президентом Юханссоном?

- Как глава ФИФА я приглашен в Швецию, но о специальной встрече мы не договаривались. Возможно, выступлю с обращением к конгрессу. Но это будет повторением того, что я недавно уже сказал - сначала в Майами на конгрессе КОНКАКАФ, а затем в Осло, когда праздновали столетие норвежской федерации футбола. Кстати, господин Юханссон там тоже был. О политике и выборах мы с ним не говорили.

- Обстановка сегодня настолько напряженная, что невольно возникает вопрос, не было ли в ваш адрес угроз физического воздействия?

- Нет, конечно. Кто-то, может быть, посоветует мне быть осторожным, но все-таки я не думаю, что должен предпринимать какие-либо меры безопасности.

ЛЕТУЧАЯ КОМАНДА

- Если 29 мая конгресс ФИФА изберет вас президентом на новый срок, что будет главным пунктом вашей дальнейшей деятельности?

- Прежде всего продолжу программу Goal по развитию футбола в разных странах. Сегодня эта программа воплощается в жизнь в 17 странах, а я бы хотел, чтобы это происходило в 150 - 160 национальных ассоциациях. Есть также новый проект - о нем подробно расскажу в мае, пока же замечу: он предусматривает создание внутри национальных федераций профессиональных структур, которые отвечали бы за социальные, общественные, культурные, политические и экономические связи. В этой области вообще крайне много проблем: как, к примеру, строить отношения с телевидением, которое не только покупатель прав на показ матчей, но и главный экономический партнер?

Кроме того, есть проект, о котором вы сегодня узнаете первыми. Он называется "Летучая команда ФИФА" (FIFA Flying Teaching Team). В такую команду будут входить судьи, тренеры, врачи, администраторы и все, кто способен помочь в организации того или иного соревнования. Наконец, еще один проект: тут речь пойдет о поддержке молодых футболистов, получивших серьезные травмы. Во многих странах они не получают соответствующей помощи и становятся инвалидами. Мы же хотим создать всеобщую систему страхования. Ею смогут воспользоваться игроки, зарегистрированные в своей национальной федерации. Во многих федерациях она уже существует, но далеко не во всех.

- Есть ли у ФИФА идеи, которые касаются изменений в самой игре?

- Да, и прежде всего в судействе. Думаю, никто не забыл, при каких обстоятельствах получил тяжелую травму Дэвид Бекхэм. Футболист "Депортиво" делал не подкат, он намеренно атаковал Бекхэма и потому заслуживал удаления.

Резонный вопрос: куда же смотрит ФИФА, ведь тот же самый арбитр будет работать на чемпионате мира? ФИФА должна объяснять судьям, как трактовать правила в той или иной ситуации. Так, в случае с Бекхэмом соперник атаковал не сзади, а спереди, следовательно, стремился не столько отобрать мяч, сколько оказать психологическое воздействие, причем при угрозе травмы.

СУДЬИ У ВОРОТ

- Намерена ли ФИФА предложить использование технических средств для разрешения споров во время матчей?

- Я против этого. Но, с другой стороны, мы можем использовать дополнительных судей для определения взятия ворот, что вызывает самые жаркие споры. Конечно, эти судьи тоже могут ошибаться (а разве технические средства дают стопроцентную гарантию?), однако в этом случае решение все же будет ближе к истине. Судьи у ворот будут наблюдать за игрой под другим углом, чем судья в поле, и потому они смогут с большей точностью определить, был ли гол. Кстати, в этом нет ничего нового. На заре футбола, когда у ворот не было сеток, за голами, как в регби, следили специальные судьи.

- А как вы относитесь к экспериментам с двумя арбитрами в поле?

- В целом отрицательно. Эксперименты проводились в чемпионатах Малайзии, Сан-Паулу в Бразилии и в Кубке Италии. Положительные отзывы мы получили только из Бразилии. Арбитры были недовольны, и их можно понять. Как разделить ответственность за принятие решений на поле, если в правилах игры сказано: "На усмотрение судьи". Какого из двух? Пока мы судей не клонируем, и потому трудно предположить, что в сложных ситуациях их мнения совпадут.

На мой взгляд, нужно не вводить второго арбитра в поле, а дать больше полномочий судьям на линии. Они должны не только определять положение вне игры - это слишком просто, но и принимать решения в тех игровых ситуациях, когда они ближе к месту событий, чей судья в поле. Собственно, сегодня именно это и происходит.

Другой путь - профессиональное судейство. Но в таком случае мы должны отменить ограничения в возрасте. Никто же не говорит профессиональному футболисту, что ему пора на пенсию! Почему же тогда профессиональный арбитр должен уходить в отставку в 45 лет? Если мы вдруг решим оставить возрастные ограничения для судей, у нас возникнут проблемы с Европейским союзом.

- Одно время ФИФА ратовала за проведение клубного чемпионата мира, но потом отказалась от этой идеи. Почему?

- В 2000 году клубный ЧМ принес большие деньги, и это явилось неожиданностью. Решили провести его год спустя. Но в 2001-м обанкротилось ISL, да и сроки, честно говоря, были выбраны неудачные. Отложили до 2003 года. Однако календарь-2003 перенасыщен, поэтому на последнем исполкоме ФИФА было решено провести клубный чемпионат мир в 2005 году. Скорее всего, он пройдет в июне. Не в Европе, потому что в это же время в Германии пройдет репетиция ЧМ-2006 - Кубок Конфедераций, а на другом континенте.

В ЧЕСТЬ 100-ЛЕТИЯ ФИФА

- В 2004 году ФИФА будет праздновать столетие со дня основания. Состоится ли по этому случаю турнир с участием сильнейших сборных?

- Нет. Это год чемпионатов конфедераций, поэтому состоится только один матч - в Париже 21 мая. Либо чемпионы мира-2002 против сборной остального мира, либо против сборной основателей ФИФА - Франции, Бельгии, Голландии, Дании, Швеции, Швейцарии и мадридского "Реала".

- Что еще в планах ФИФА?

- Мы хотим увеличить возраст - с 16 лет до 18, когда футболист должен определиться со своей футбольной национальностью. Сегодня африканец, который в 16 лет выглядит сильнее своих сверстников, может сыграть, скажем, за сборную Франции, но затем оказаться ей ненужным. Поэтому считаем, что 16 лет - слишком рано. Пусть он в 18 лет решит, за какую национальную сборную хочет выступать. После этого пути назад нет.

- Не кажется ли вам, что сегодня деньги и политика играют в футболе слишком большую роль?

- Конечно, кажется. Например, национальные федерации получают от ФИФА по миллиону долларов. Для бедных стран это огромные деньги. Поэтому можно понять желание руководителей этих стран оказаться причастными к деньгам ФИФА. Если же говорить о клубных соревнованиях, то это престиж. Кто знает, что престижнее - быть премьер-министром Италии или президентом футбольного клуба из северной части этой страны? Давайте спросим у Сильвио Берлускони!

ДОСТИЖЕНИЯ И ОШИБКИ

- Что вы могли бы назвать своими достижениями за четыре года президентства в ФИФА?

- Новую трансферную систему, пусть далекую от совершенства, но все равно работающую в интересах и игроков, и клубов. Ритмичный международный календарь. Начало перехода арбитров на профессиональную систему. Прогрессивные изменения в правилах игры. Борьбу против расизма и дискриминации. Проект Goal по развитию футбола в разных странах. Преодоление финансового кризиса в ФИФА в связи с банкротством ISL. Выгодную продажу телевизионных прав ЧМ-2002 и ЧМ-2006. Соглашение с Организацией Объединенных Наций. Отказ от использования детского труда при изготовлении футбольной экипировки. И, конечно, выход короля Норвегии на поле по случаю товарищеского матча в честь столетия норвежского футбола (смеется)!

- А ошибки?

- Не удалось создать единую команду в ФИФА.

- Уверены ли вы в своей победе на выборах президента ФИФА 29 мая в Сеуле?

- Уверен. Мне не в чем себя упрекнуть. Но, к сожалению, сегодня политику в футболе делают средства массовой информации. А они под влиянием моих соперников сообщают то, что не соответствует действительности. Наверное, сегодня я самый популярный человек на свете. Но если я в чем-то виноват, пусть предъявят доказательства. Пока их не было.

ЧЕ-2008 В РОССИИ. ПОЧЕМУ БЫ НЕТ?

- В четверг в Стокгольме кандидаты на проведение Евро-2008 будут представлять свои проекты. В том числе и Россия, где вам часто доводилось бывать. На ваш взгляд, Россия способна справиться с организацией столь серьезного турнира?

- Конечно. Ее сборная выступает в финале первенства мира, два ее клуба представлены в Лиге чемпионов, футбол в стране популярен. Прекрасно помню, как участвовал в церемонии открытия современной арены в Лужниках, одной из лучших в мире. Не знаю, в каком состоянии другие стадионы, но думаю, что России по силам построить новые и провести чемпионат Европы.

- Вы бываете на крупнейших турнирах, на матчах сильнейших национальных команд и клубов. А за кого болеете?

- За один из клубов моего города "Висп". В нем всего 6 тысяч жителей, а за городское первенство выступают 13 команд. Для них это самый серьезный турнир.

Константин КЛЕЩЕВ

Цюрих