Газета Спорт-Экспресс № 82 (2874) от 13 апреля 2002 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

13 апреля 2002

13 апреля 2002 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 7-й тур

ЛОКОМОТИВ - ДИНАМО

ЗА "ДИНАМО" ТЕПЕРЬ БОЛЕЮТ В ОДЕССЕ И ДОНЕЦКЕ

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С... ФИЛЬМА "КОММУНИСТ"

Это было 20 лет назад - когда триумвират Бесков - Лобановский - Ахалкаци готовил сборную СССР к чемпионату мира в Испании, 28-летний защитник Олег Романцев выводил на поле "Спартак" с капитанской повязкой, а Марат Измайлов и Дмитрий Сычев еще даже не родились. Одесский "Черноморец" готовился к сезону-1982. На душе у болельщиков было неспокойно: в конце предыдущего года, заблаговременно оповестив всех о своем решении, закончил тренерскую карьеру и уехал в Москву Никита Симонян. Что-то будет?

Выбор кураторов команды пал на Сергея Шапошникова, что ликования в городе не вызвало. Единственная заслуга опытного тренера перед одесским футболом сводилась к воспитанию Леонида Буряка. В то же время в 1970 году под руководством Шапошникова "Черноморец" вылетел в первую лигу, после чего тренер уехал из города, ни с кем не попрощавшись и не посчитав нужным что-либо объяснить болельщикам...

На последнем сборе моряки играли из рук вон плохо, и за несколько дней до начала сезона Шапошников неожиданно для всех подал заявление об уходе. Сезон "Черноморец" начал без старшего тренера, даже без и.о. И сделал это так, что с главным претендентом на расставание с элитой все стало ясно: о чем еще могут говорить домашние поражения от "Арарата" и тбилисского "Динамо"?

Помощником и у Симоняна, и у Шапошникова был 37-летний Виктор Прокопенко. Бывший форвард "Черноморца", завоевавший в 74-м единственную в истории клуба бронзу, он был выходцем из самого первого выпуска Высшей школы тренеров - вместе с Садыриным, Малофеевым, Федотовым, Логофетом. Через два десятка лет он будет с восхищением вспоминать лекции Анатолия Тарасова и Гавриила Качалина, занятия у крупнейших ученых в области спортивной тренировки, биохимии, педагогики и психологии. Словом, у Прокопенко были знания, любовь к городу и к команде. Не было только опыта и имени - потому в Одессе, где к "своим" всегда относились настороженно, поначалу и выбрали Шапошникова.

Но тут уже деваться было некуда. Тренерская позиция в клубе, потерпевшем на старте два домашних поражения, для любого именитого специалиста словно эшафот. И вот Прокопенко вызывает, как в ту пору было принято говорить, ответственный работник: "Ты видел фильм "Коммунист"? Его герой пришел к партийным руководителям и говорит: "Дайте мне самый слабый колхоз, подниму его и докажу, на что способен. А ты почему не приходишь и не просишь команду?".

Прокопенко ответил: "Футбол - не колхоз. Самому предлагать свои услуги - не по мне. Но работать самостоятельно очень хочу..." Так будущий наставник московского "Динамо" начал тренерскую карьеру. И тут же, к всеобщему изумлению, свел к ничьим матчи в Киеве и Ленинграде. Команда, на которой многие уже поставили крест, закончила сезон на 10-м месте, а два года спустя стала четвертой и вышла в Кубок УЕФА.

Была бы и третьей, если бы в ключевом матче в Днепропетровске при ничейном счете гол со штрафного защитника одесситов Соколовского не был отменен под фантастическим предлогом: якобы во время полета мяча... истекло время матча. Секундомер Прокопенко свидетельствовал, что недоиграли полторы минуты. Это было даже не воровство, а грабеж средь бела дня: матч транслировался на всю страну центральным телеканалом! Но наставнику от этого было не легче, и в итоге "Днепр", имевший могущественных покровителей (потому и позволивший себе тот "грабеж"), стал третьим, опередив "Черноморец" на очко.

Это был первый удар в тренерской судьбе Прокопенко. 17 лет спустя круг замкнется: в разгар борьбы его "Шахтера" за украинское золото с киевским "Динамо" более влиятельный конкурент победит в Запорожье за счет мяча... недолетевшего до ворот полметра. И в итоговой таблице киевляне опередят команду Прокопенко опять же на самую малость.

УМЕНИЕ ДЕРЖАТЬ УДАР

Стрессов в его карьере вообще хватало - впрочем, бывает ли без них даже у самых сильных тренеров? Серьезной проверкой на прочность стал вылет из высшей лиги в 86-м, когда в условиях подковерной борьбы за власть в клубе Прокопенко, по собственному признанию, "поплыл" и за месяц до конца чемпионата подал в отставку. А сколько зарубок на сердце оставил день его 50-летнего юбилея в 94-м, когда "Ротор", за три месяца после летнего прихода Прокопенко поднявшийся с 11-го места на 3-е, дома потерпел поражение от нижегородского "Локомотива" и потерял шансы на медали? А проигранный "Спартаку" "золотой матч" в последнем туре сезона-97? А прошлогодняя неудача в смертельной борьбе с киевским "Динамо", ставшая, по его признанию, главным разочарованием в жизни?

Но Прокопенко, как, пожалуй, никто другой в бывшем Союзе, умеет держать удар и сохранять лицо даже в самые горестные минуты. Наверное, поэтому болельщики из Одессы, Волгограда, Донецка засыпали сайт поклонников "Динамо" признаниями в любви бывшему тренеру их любимых команд и пожеланиями успеха в Москве. Задумаемся: часто ли об ушедших наставниках остается такая память?

ДОБРОВОЛЬНАЯ КАТОРГА

Общеизвестно умение Прокопенко ставить игру (вспомните хотя бы задорный, размашистый "Ротор" середины 90-х с Веретенниковым и Нидергаусом) команде, даже приняв ее по ходу провального сезона. И всегда получалось! Так он начал карьеру в "Черноморце". Так пришел в мае 87-го в "Ротор", занимавший последнее место в первой лиге, и спустя полтора года вывел его в высшую. Так оказался в том же "Роторе" в середине 94-го и успешно проработал до тех пор, пока в клубе не закончились деньги. Так прибыл в "Шахтер" на место Анатолия Бышовца, у которого за полсезона в Донецке все валилось из рук, - и дважды остановился в шаге от золота.

Так же "пожарно" он сейчас возглавил "Динамо". Клуб, болельщики которого исстрадались настолько, что, наверное, даже Фабио Капелло приняли бы в штыки. Но спустя три дня, после 5:0 с "Ростсельмашем", от их скепсиса не осталось и следа.

И знаете, почему? Не только из-за ошеломляющего результата. А еще благодаря взвешенному послематчевому комментарию Прокопенко, в котором критика преобладала над радостью.

Меня же такая сдержанность совсем не удивила. Давно замечено: этот тренер остается самим собой и после побед над "Манчестер Юнайтед", "Вердером", "Арсеналом", и после трагических неудач.

"Мы сами добровольно ведем себя на каторгу, а потому должны научиться философски относиться к поражениям и не слишком задирать нос при победах, - говорил мне Прокопенко почти восемь лет назад, только возглавив "Ротор". - Мы должны залечивать раны чувством юмора. Мы не должны замыкаться на одном лишь футболе. Да, посвятить себя любимому делу. Да, быть преданным ему. Но никогда не приносить себя чему-то в жертву. И считать неприемлемой тактику выжженной земли, когда тренер уходит из команды, а вслед ему несутся одни проклятья..."

В этих словах - секрет странно немученической для нашего тренера внешности Прокопенко, который в свои 57 выглядит на 45. В них - секрет его возвращений в "Черноморец" и "Ротор". В них - секрет его популярности среди болельщиков, идущей не от сухого результата, а еще и от обаяния. В этих словах, не исключаю, - и секрет его поражений в "золотых" схватках, которые обычно выигрывают суровые, нервные тренеры, приносящие себя в жертву профессии.

Таких нельзя не уважать. Но уважение и любовь - разные вещи. Прокопенко любят, где бы он ни работал. Полюбят, уверен, и болельщики "Динамо" - первой московской команды в его незаурядной карьере.

Игорь РАБИНЕР