Газета Спорт-Экспресс № 57 (2849) от 15 марта 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 6

15 марта 2002

15 марта 2002 | Бокс и ММА

БОКС

У РИНГА С Александром БЕЛЕНЬКИМ

КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ КЛИЧКО

В субботу в Штутгарте Владимир Кличко будет защищать свой чемпионский титул по версии WBO в бою против южноафриканца Франса Боты.

Ничего, кроме глухой тоски, это сообщение вызвать не может. Ну все не так! Почему в Германии? Ведь Европа - боксерская провинция. Почему с Ботой? Ведь ясно, что Владимир может победить его хоть больной, хоть сонный. Не говоря уже о том, что Кличко давно вырос из второсортного титула по версии WBO, как подросток из штанов.

Нет ничего грустнее, чем вид большого художника, пишущего рекламные плакаты. Возможно, его талант проявится и в них, но столь же очевидным будет и то, насколько они этому таланту не соответствуют. Так и с большим спортсменом: если он вместо того, чтобы ехать на Олимпиаду, из года в год выступает на первенство бара или бани, - это издевательство над его талантом. Франс Бота, крепкий мужик из южноафриканской пивной, шансов против Кличко заведомо не имеет. У него нет даже того, что в английском называется puncher's chance (шанс человека, обладающего сильным ударом), так как именно сильный удар в его арсенале отсутствует. Правда, три года назад он неплохо смотрелся в бою против Тайсона, но Железный Майк выступал тогда после большого перерыва и проржавел до основания.

Лучше вспомнить другой бой Боты - с Ленноксом Льюисом, в котором Франс был нокаутирован во втором раунде, не сумев даже дотронуться до британца. Тогда Бота показал, что не умеет работать с более высоким соперником (а Владимир, если статистика не врет, еще на 5 см выше Льюиса), и это же он неизбежно продемонстрирует в бою с Кличко. Так что ждать от этого матча какой-либо интриги нелепо.

И здесь впору задать исконный русский (и украинский) вопрос: кто виноват? Ответ известен - Клаус-Петер Коль, промоутер команды "Универсум", в которую входит Кличко. С тех пор как Коль понял, что зашибать большую деньгу можно и на второсортных боях в Европе, он практически перекрыл своим подопечным возможности профессионального роста. Между тем для Владимира сейчас самое время завоевывать Америку. Льюису в этом году исполняется 37, Тайсону - 36, а смены им не видно. Проводя сейчас не самые опасные бои в Америке, Владимир подготовил бы плацдарм для захвата в недалеком будущем титула абсолютного чемпиона мира. А так он топчется на месте.

Похожая ситуация сложилась лет десять назад у нынешнего абсолютного чемпиона в полутяжелом весе Роя Джонса - безусловно, самого талантливого боксера современности. Роль Коля играл отец спортсмена, Рой Джонс-старший, бывший тогда его менеджером и определявший, с кем и когда драться Рою-младшему. Отец когда-то входил в десятку сильнейших, но до боя за чемпионский титул так и недотянул. Он поклялся сделать сына чемпионом и принялся за дело, когда тот лежал в подвесной колыбели с соской во рту: старший раскачивал колыбель и бил ее об стену, а младший, как всякий нормальный ребенок, в ответ на такую ласку орал благим матом. Со временем младенец понял, что это не поможет, и научился группироваться так, чтобы не было больно. Возможно, этим и объясняется фантастическая способность Роя ускользать от ударов соперника, находясь в "зоне огня".

Однако, когда младший вырос, старший неожиданно превратился в свою полную противоположность. Рой уже несколько лет был готов к бою с любым чемпионом, но по настоянию отца все дрался с разными обиженными судьбой мужиками в стольном городе Пенсакола, штат Флорида. Это, конечно, не Урюпинск, но все же не Нью-Йорк и не Лас-Вегас. В определенный момент Рой-младший понял, что так дальше продолжаться не может. Он порвал с отцом, нанял профессиональных менеджеров и очень скоро завоевал свой первый чемпионский титул.

Видимо, и для Владимира Кличко настало время резких движений. Конечно, промоутер не отец: если решишь с ним расстаться, может случиться так, что всю жизнь будешь платить ему неустойки. Однако и так, как сейчас, долго продолжаться не может. Публику нельзя обманывать вечно. Пора положить Владимира Кличко в колыбель, раскачать ее и треснуть об стену. Если стена уцелеет, я буду очень удивлен.