Газета Спорт-Экспресс № 41 (2833) от 21 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

21 февраля 2002

21 февраля 2002 | Олимпиада

SALT LAKE2002

БОБСЛЕЙ

УКРОЩЕНИЕ УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА

Александр ПРОСВЕТОВ

из Soldier Hollow

В Олимпийском парке Юты от автомобильного паркинга и контрольно-пропускных пунктов с металлоискателями до трассы бобслея - километра два пути в гору. Из окна журналистского автобуса я наблюдал, как сотни людей решительно штурмовали высоту. Их влекло зрелище под названием бобслей.

Потом они стояли стеной вокруг ледовой петли и истошно кричали, когда по ней неслись американские экипажи. Пресса убедила их, что в женском бобслее, дебютировавшем на Олимпийских играх, у представительниц США хорошие шансы на победу. На плакатах пестрели призывы: "Вперед, Джилл и Вонетта!", "Мы хотим золота!". Впрочем, среди зрителей было немало болельщиков из Канады, Германии и даже Венгрии с транспарантом "Hajra Magyarok!".

ВОТ ПУЛЯ ПРОЛЕТЕЛА

Болиды прилетали откуда-то сверху и проносились мимо со скоростью 120 - 130 км/час. Лиц спортсменок не видно - они скрыты массивными, как у мотоциклистов, шлемами. Вот на вираже за стеной трассы раздался грохот - это прошмыгнул очередной управляемый снаряд. Народ отзывается одобрительным гулом. Некоторые умники вооружены биноклями и потому видят вдали экран, на который проецируется телевизионная трансляция с бегущими цифрами секундомера.

Протискиваюсь сквозь толпу, карабкаюсь на перекинутые через трассу переходы и, наконец, достигаю зоны финиша. Оттуда не видно вообще ничего, экрана в том числе, зато есть телемониторы. Вокруг них сгрудились журналисты, тренеры, спортсмены - все следят за ходом соревнований в сравнительном режиме.

Это напомнило "Тур де Франс". Ежегодно до 10 миллионов человек выходят к дорогам, по которым проложен маршрут этой супервелогонки. Люди часами ждут пелотон, а он мелькнул - и унесся вдаль. Но настоящий француз после этого скажет: "Теперь и умереть не страшно".

Мысль, наверное, спорная, но мне представляется, что махать рукой вслед пролетающему поезду - это радость для детей и обитателей забытых Богом полустанков. В натуре россиянина - видеть товар лицом, наблюдать зрелище в полном объеме. Недаром гласит русская пословица: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А, с другой стороны, какой русский не любит быстрой езды? Потому, если запрягут наши соотечественники по-настоящему стремительный боб, то, может быть, и большие успехи придут.

С Сергеем Смирновым из Красноярска, который работает с российскими женской бобелейной парой и скелетонистами, и его коллегой Рустемом Фаизовым из Башкирии мы беседовали после первого заезда, по итогам которого наши Виктория Токовая и Кристина Бадер оказались десятыми.

- Реально им по силам занять места с 6-го по 9-е, - сказал Смирнов. - От ближайших конкуренток отставание минимальное, так что есть возможность подняться повыше. Все зависит от бойцовских качеств девушек.

Что ж, после более успешного второго заезда россиянки передвинулись на итоговую 8-ю позицию.

ДОРОГОЙ И СЛОЖНЫЙ, КАК АВТОМОБИЛЬ

Олимпийские соревнования по бобслею и скелетону проходят на одной и той же трассе. Ранее на ней же состязались мастера санного спорта. Правда, у саночников несколько по-иному устроен старт. Но это непринципиально. Почему же нельзя в России использовать существующие санные трассы хотя бы для подготовки бобслеистов? Ведь сейчас, по словам Смирнова, на льду они тренируются в латвийской Сигулде и в местах проведения этапов Кубка мира.

- У нас в стране четыре трассы: две деревянные - в Часовом и Красноярске и две бетонные - в Кемерове и Братске. Но все они только для саней. Еще их можно использовать для подготовки скелетонистов, что и делается в Красноярске, однако для бобслея все они абсолютно не подходят. На деревянных, едва по ним проедет тяжелый боб, расколется и отстанет лед, а наши бетонные трассы не учитывают габаритов боба. Мы когда-то попробовали трассу в Кемерове - очень медленная, даже новичков нельзя готовить.

- Если тренироваться только за рубежом, то, наверное, трудно ожидать успехов?

- Дело в том, что у нас основное время занимает общефизическая подготовка. Это весна, лето и почти все осенние месяцы. На трассах мы в лучшем случае с середины октября до конца февраля.

- Вы живете в Красноярске, а ваши подшефные - в Краснодарском крае (Токовая - в Сочи, а Бадер - в Краснодаре. - А. П.). Как же вам удается вместе работать?

- С октября проводятся централизованные сборы по ледовой подготовке в Сигулде. Там же проходит обычно чемпионат России.

- А физподготовкой девушки в своем Краснодарском крае занимаются?

- И у себя, и на сборах. В частности, в городе Павловске Воронежской области есть эстакада для разгона.

- Что это такое?

- Успех в бобслее зависит, во-первых, от техники, во-вторых, от мастерства пилота, его умения в доли секунды реагировать на изменение ситуации и, в-третьих, от разгона. Если нет быстрого разгона, то нельзя рассчитывать на хороший финиш. На эстакаде девушки толкают тренажер, тот же боб, но на колесиках, по специальной рельсовой трассе.

- В Павловске, как на ледовой трассе: сначала - стартовая прямая, потом - уклон, - добавил Рустем Фаизов. - Кроме того, технику разгона отрабатывают на обычном стадионе: толкают тележки на колесиках с ручками, как у боба, весом в 100 кг, за счет дисков от штанги, которые на эти тележки кладут.

- Правомерно ли считать боб эдакими крытыми санями?

Фаизов: - Нет. У саней - два полоза, а у боба - четыре конька. Два передних поворачиваются рулевым управлением.

Смирнов: - Боб отличается от саней, как машина от мотоцикла. Он и стоит, как автомобиль, и внутри непрост. Так, у него есть передняя подвеска. Одна ось закреплена жестко, а другая поворачивается, за счет чего боб и управляется.

- Что за техническая неполадка случилась у экипажа мужской двойки с пилотом Александром Зубковым?

Фаизов: - Вышел из строя механизм, который убирает ручку разгона при нажатии на педаль. Зубков всю дистанцию пытался эту ручку опустить, потому что нашей двойке грозила дисквалификация за нарушение правил безопасности. В итоге экипаж оказался на 29-м месте, а нам пришлось доказывать строгой технической комиссии, что происшедшее - не следствие халатности, а техническая неисправность. В конце концов экипаж Александр Зубков - Дмитрий Степушкин сумел подняться на 18-е место. Другая наша двойка - Евгений Попов и Петр Макарчук - стала по сумме четырех заездов 15-й.

ОТ ФИНИША К СТАРТУ - НА ГРУЗОВИКЕ

- Такое впечатление, что российские бобслеисты здесь больше с целью на людей посмотреть, чем себя показать. Или я ошибаюсь?

Смирнов: - На Олимпиаде выступают опытнейшие спортсмены, которые более 10 лет участвуют в крупнейших соревнованиях и изучили все трассы до мелочей. Наши же пилоты - одни из самых молодых. Попов занимается бобслеем с 1996 года, а Зубков - третий сезон. Впрочем, экипаж Зубкова был способен попасть здесь в первую десятку. Это реально и для нашей четверки. Что касается женщин, то у них вообще никакого опыта нет. Токовая в бобслее лишь второй сезон, а Бадер - с августа прошлого года. Для них попасть в число 15 экипажей - участников Олимпиады - уже успех.

- В прошлом у нас в бобслей приглашали в основном бывших легкоатлетов. Эта практика сохраняется?

- Да, поскольку одна из важнейших составляющих бобслея - разгон. Того, кто быстро бегает, научить кататься проще, чем научить бегать того, кто умеет кататься. Бадер, например, мастер спорта по легкой атлетике, спринтер, а Токовая занималась прыжками в длину. Кстати, здесь очень слабо выступил шведский женский экипаж с пилотом Карин Ольссон. А ведь в прошлом году на чемпионате мира Ольссон финишировала четвертой. Потому что разгоняющей у нее тогда была не кто иная, как знаменитая бегунья Людмила Энквист-Нарожиленко, впоследствии дисквалифицированная за применение допинга.

Удивило, что бобы после финиша грузили в машины, напоминающие наших "бычков", которые и доставляли их к месту старта. А я предполагал, что их должны отправлять наверх по рельсам, будто на аттракционе американские горки. По словам Фаизова, это раньше бобы цепляли друг за друга, как вагоны в поезде. Теперь же к снарядам относятся предельно бережно, потому что любая царапина, зазубрина на коньках пагубно сказывается на скорости.

- На каком бобе выступают российские девушки? - спросил я у Фаизова.

- На итальянском, фирмы "Подер". Немецкие вообще-то получше, но для других их в Германии делают не столь тщательно, как для своих. У нашей мужской команды четыре немецких боба. Перед стартом девушки проехали на одном из них, но управление отличается, а пересаживаться на незнакомый боб непосредственно на Олимпиаде было бы неразумно.

По окончании соревнований женских двоек я разговорился с русскоязычным менеджером сборной США, дуэт которой Джилл Баккен/Вонетта Флауэрс все-таки выиграл золотые медали. Когда-то Ленни Кастен тренировал футбольную команду СКА во Львове, а 22 года назад перебрался за океан.

- Поначалу я и в Америке работал тренером по футболу, но уровень его развития в стране невысок. Перебрался в санный спорт, а потом в бобслей. Мы очень признательны сборной России за то, что в прошлом году она выступила на этапе Кубка мира, который проводился на новой трассе в Лейк-Плэсиде. Швейцарцы и австрийцы отказались участвовать в соревнованиях, так как сочли ее слишком опасной, а российская четверка в тренировочном заезде установила рекорд трассы. Ее встречали овациями. У вас молодые и перспективные бобслеисты. Скоро с ними все будут считаться.

Бобслей. Utah Olympic Park. 19 февраля. Женщины. Двойки

1. США-2 (Джилл Баккен/Вонетта Флауэрс) - 1.37,76. 2. Германия-1 (Сандра Прокофф/Ульрике Хольцнер) - 1.38,06. 3. Германия-2 (Сузи Эрдманн/Николь Хершманн) - 1.38,29. 4. Швейцария-1 (Франсуаз Бурде/Катарина Саттер) - 1.38,34. 5. США-1 (Джин Расин/Ги Джонсон) - 1.38,73. 6. Голландия-1 (Элин Юрг/Наннет Кимель) - 1.39,18. 7. Италия-1 (Герда Вайссенштайнер/Антонелла Беллутти) - 1.39,21. 8. РОССИЯ-1 (Виктория ТОКОВАЯ/Кристина БАДЕР) - 1.39,27. 9. Канада-1 (Кристина Смит/Паула Маккензи) - 1.39,35. 10. Голландия-2 (Илзе Брудере/Жанетте Пеннингс) - 1.39,37.