Газета Спорт-Экспресс № 24 (2816) от 1 февраля 2002 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

1 февраля 2002

1 февраля 2002 | Остальные

КАК ВЧЕРА СООБЩАЛ "СЭ"

В Кремле прошло заседание Госсовета России, посвященное вопросам развития физкультуры и спорта в стране

Николай МЕРКУШКИН

В МОРДОВИИ НА ЗАПИСЬ
В ХОДОКИ СТОИТ ОЧЕРЕДЬ

Двадцать с лишним лет назад я попал в Мордовию в первую журналистскую командировку. Помню тоску в глазах редактора, когда выложил ему на стол заметку о передовом опыте саранского завода "Электровыпрямитель". Заметка не пошла: как ни бились со мной на заводе, сколько ни водили по цехам, так я и не понял, что именно они производили....

И вот - вновь Мордовия, вновь опыт. На этот раз, слава Богу, все проще: речь не о выпрямителях - о спорте. Тема, понятная всем, и привела в Москву главу республики Николая Меркушкина.

Заседание Госсовета, состоявшееся в среду, моего собеседника порадовало, и настроение портило лишь одно обстоятельство: днем раньше на чемпионате страны по ледовому спидвею Мордовия осталась без золота. А это для нее то же самое, что для "Спартака" не выиграть первенство России по футболу.

- Ну, все-таки в первой десятке ваших четверо, - попытался я утешить Меркушкина. - Разве не успех?

- Был бы успех, да только первое место - не наше. Значит, поражение. Мы в последние годы практически никому не проигрывали - ни в России, ни в мире. Но за Максима Захарова, который в 20 лет стал вторым, очень рад. Кстати, чемпиону, Виталию Хомицевичу из Каменска-Уральского, тоже всего 23. Приходит новое поколение.

- Необычная "специализация" у вашего региона: Мордовия знаменита спидвеем и спортивной ходьбой. Откуда это пошло?

- Спидвей - из очень давних времен. Есть у нас такой Корнеев Александр Иванович, ему уже за 80. Он - родоначальник российского спидвея, который зародился в Саранске в первые послевоенные годы.

- Говорят, по 30 - 40 тысяч народу на гонки собирается!

- И так было всегда: помню, сам в студенческие годы убегал с занятий на стадион. Но потом спидвей стал чахнуть, и к середине 90-х ему стало совсем плохо. В 95-м решили мы его реанимировать. Начали проводить соревнования, включая международные, собрали к себе лучших гонщиков. Несколько лет были вне конкуренции, но сейчас, видите, и другие подтянулись - Уфа, тот же Каменск-Уральский.

- А громкими победами в ходьбе Мордовия чему обязана?

- Скорее не чему, а кому. Нашелся талантливый тренер, Виктор Чегин, наш, местный, - он и потянул это дело. За последние десять лет воспитал целую плеяду ходоков. Под него мы и Центр олимпийской подготовки создали - с интернатом, с филиалами в районах. И вот результат: с последнего чемпионата мира Роман Рассказов вернулся с золотом, Виктор Бураев - с бронзой. А с учетом молодежных и юношеских соревнований в прошлом году 11 медалей взяли. Но не только ходоки отличились. Греко-римская борьба поднимается: Алексей Мишин чемпионом Европы стал, серебряным призером чемпионата мира.

- И все-таки, когда речь заходит о Мордовии, многие первым делом вспоминают футбольную "Светотехнику". С сочувствием вспоминают...

- Да, в прошлом году опять чуть-чуть до первого дивизиона не дотянули. Играли за выход с ростовским СКА. Дело было в ноябре, у нас снег выпал и тут же растаял. А земля-то промерзла, дренаж не работает. Поле - сплошная вода, да еще и дождь. Какая там техника... Наши забили быстрый гол, но в конце пропустили издалека - 1:1. Через неделю - ответная игра в Ростове. У них юг, поле в отличном состоянии, мы на это очень рассчитывали. И шло-то все отлично, "Светотехника" процентов 75 игрового времени атаковала. Но в наши ворота дали пенальти - на мой взгляд, сомнительный. А в конце забиваем мы - не засчитывают. 1:0 - и Ростов в первой лиге.

- А готова "Светотехника" к первой? Ведь там и деньги требуются другие, и инфраструктура.

- Уверен: полностью готова. Мы сравнивали с тем же Ростовом - у нас организация футбольного дела выше. И получают игроки больше. Вот арена у них, правда, получше, но стадион мы "Светотехнике" в этом году сделаем.

- Много строите для спорта?

- Много. Главный проект - огромный спортивный комплекс в Саранске. Универсальный, с легкоатлетическим манежем, девятью залами - для мини-футбола, гандбола, баскетбола, бокса, борьбы, тенниса. Все по международным нормам, хоть чемпионаты мира проводи. И под одной крышей - все 13 тысяч квадратных метров.

- Проект собственный?

- Проект не совсем обычный. В свое время на этом месте начинали строить большой завод, да так и не достроили. Остались фундамент, металлические конструкции, мы и решили: зачем добру пропадать? Надеемся, за год-полтора все будет сделано. Во всех райцентрах строим спортзалы, в Саранске собираемся большой теннисный центр открыть. В дальнейшем - и ледовый дворец с бассейном под одной крышей, тысячи на три с половиной зрителей.

- Огромные деньги. За счет чего?

- Часть из бюджета, часть от спонсоров и инвесторов. Предприятия крупные у нас есть, могут себе позволить вкладывать деньги в спорт.

- Было, похоже, у вас с чем на Госсовете выступить.

- Было - и, кстати, на три наши идеи президент тут же отреагировал: это, сказал, надо распространить в масштабах страны. Первая - восстановить Спартакиаду народов России. У нас-то такие соревнования проводятся, мы их Малыми Олимпийским играми Мордовии называем. Вторая - стипендии ведущим спортсменам. Ведь то, что им платится на федеральном уровне, просто смешно: чемпион мира получает 2 тысячи рублей в месяц. А мы своим доплачиваем по 20 тысяч, в 10 раз больше. Чемпионам Европы - по 15 тысяч, за Кубки мира и Европы - по 10 тысяч. И третья идея - централизованно закупить для каждой школы спортивный инвентарь. Мячи, лыжи, сетки - не так это дорого. Мы все делаем своими силами, а по стране расходы можно делить поровну: половина из федерального бюджета, половина из местных.

- Тянутся дети, молодежь в спорт?

- В последнее время - да. К ходокам очередь стоит записываться. У борцов та же картина: лет пять назад они по районам ездили, отыскивали способных ребят, уговаривали, а теперь и к ним ломятся. Родители поняли: лучше ребенку у приличного тренера борьбой заниматься, чем к пьянству приучаться или ходить в какую-нибудь секцию, где из него не спортсмена, а боевика будут выращивать. Мы ведь стипендии платим и для того, чтобы показать людям: спорт - еще и путь к обеспеченной жизни. Ну, заработает парень у авторитета какого-нибудь на машину в 18 лет - и что? Так мы своим спортсменам тоже машины даем! В прошлом году и Рассказову, и Бураеву дали. Пусть ребята молодые видят: благополучия можно и по-честному добиться. И живым при этом остаться. И люди уважать будут.

- Олимпиаду посмотреть при всех заботах выкроите время?

- Мечта у меня: взять бы дня три-четыре отпуска да засесть дома или на заимке где-нибудь перед телевизором. А что, раньше, бывало, закрывался в кабинете - ну не могу я не увидеть, как наши лыжницы, например, бегут! Включу телевизор и записи веду: кто на каком этапе бежит, какое отставание... Лыжи постараюсь посмотреть обязательно, биатлон. И хоккей, конечно, - если наши хорошо играть будут.

- Сами всерьез чем-нибудь занимались?

- В детстве - футболом. Деревенским, не в секции. Студентом бегал на лыжах за факультет. Позже бильярдом русским увлекся.

- И прилично играете?

- (Смеется.) Ну вот, отвечу "прилично" - все прочитают и скажут: ага, видно, глава республики только шары и гоняет. Но если серьезно, то к столу выйти не стыдно. Был чемпионом санатория в Ессентуках - а в таких местах очень неплохие игроки подбираются, между прочим. В чемпионате республики играл за команду своей администрации. Заняли третье место.

- Футбол не забываете?

- А как же! Летом - на большом поле, зимой - в мини. Недавно чемпионат был среди управленческих структур, мы четвертыми стали, а первыми - МЧС.

- На какой позиции играете?

- В нападении.

- Рискованное амплуа. Или главу республики защитники по ногам бить не решаются?

- Случается. Футбол, что поделаешь...

Борис БОГДАНОВ