Газета Спорт-Экспресс № 4 (2796) от 9 января 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

9 января 2002

9 января 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 34-й тур

Дозаявленный за ЦСКА 38-летний защитник Илья Бякин в первом же матче - в Хабаровске с "Амуром" - сделал голевую передачу

Илья БЯКИН

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ОТЧИСЛИЛИ
ИЗ ЦСКА В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

С Ильей Бякиным корреспондент "СЭ" встретился сразу же после возвращения ЦСКА из Хабаровска.

С ТИХОНОВЫМ РАБОТАЛОСЬ ЛЕГКО

- Какие ощущения от игры?

- Шансов у нас было немного - при самом удачном раскладе мы могли рассчитывать максимум на ничью. Дальневосточники сейчас выглядят очень хорошо. Наши же ребята еще не верят в свои силы. Не верят, что могут победить. Нужно обязательно кого-нибудь обыграть, и тогда уверенность придет.

- Вы уже успели заработать в нынешнем чемпионате первое очко за результативность.

- Лучше бы я ничего не сделал, а команда добилась успеха.

- Это ваш второй приход в ЦСКА. Получается, в одну и ту же реку можно войти дважды?

- В 1990 году я и сам не понял, как оказался в армейском клубе. Странно все получилось. В Свердловске мне почему-то активно стали предлагать перейти в ЦСКА. У меня не было никакого желания уезжать из родного города, но спорить не стал. Решил, что в моих услугах больше не нуждаются, а насильно мил не будешь. Из армейского клуба тогда за границу уехала большая группа игроков, и Виктор Васильевич Тихонов, по всей видимости, искал им замену. Меня же он прекрасно знал по сборной. Но мое пребывание в ЦСКА оказалось недолгим. Насколько помню, когда я пришел, команда шла на первом месте, а закончила чемпионат на четвертом. В общем, 2 февраля, в свой день рождения, я был отчислен из клуба.

- И у вас не осталось обиды ни на Тихонова, ни на армейский хоккей?

- Накануне отчисления мы с Виктором Васильевичем обстоятельно побеседовали, поняли друг друга и решили причины моего ухода не разглашать. А вообще хочу сказать, что, несмотря на все сложности, с Тихоновым мне работалось легко. Под его руководством было одержано столько побед, что они с лихвой перекрыли все негативные моменты. Думаю, для победы нужно чем-то жертвовать.

- На какой срок заключили контракт с ЦСКА?

- До конца сезона.

- С нынешним тренером армейцев Иреком Гимаевым вы наверняка сталкивались на площадке?

- Каких-то конкретных эпизодов не припомню, но, конечно же, мы немало поиграли друг против друга. Да и в сборной тренировались вместе. Но на какие-то панибратские отношения намекать не надо. Гимаев старше меня без малого на шесть лет, к тому же сегодня он - тренер, а я - игрок.

ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ ДЛЯ СЕМЬИ НЕДОСТАТОЧНО

- Несколько недель назад в интервью "СЭ" вы сказали: "Если у тренера есть желание видеть меня в команде, то я готов начать все с нуля". В жизни вам часто приходилось начинать все заново?

- Ну, может быть, не с нуля... Но мне и раньше случалось отдыхать по полгода. В первый раз это произошло году в 86-м. Тогда был большой скандал вокруг моего перехода из "Спартака" в "Автомобилист". Стороны не могли договориться, и мне очень долго не разрешали играть за свердловский клуб. Шесть месяцев был не у дел и после того, как вернулся из Северной Америки. Так что завершившаяся пауза у меня третья.

- Вас приглашали команды высшей лиги, однако вы не захотели там играть. Почему?

- Не хотел опускаться уровнем ниже. После этого всегда очень тяжело возвращаться в компанию сильнейших.

- Семья не настаивает на том, чтобы вы наконец успокоились и перестали бывать дома время от времени?

- Когда я отдыхаю, моим родным это в принципе нравится, но ведь надо же на что-то жить.

- Теперь вы подчинены распорядку дня профессионального хоккеиста. То есть ваши занятия с детьми на катке "Серебряный" автоматически прекращаются?

- Естественно, я не смогу работать с ними ежедневно. Но когда ЦСКА будет находиться в Москве, обязательно выкрою для мальчишек время. Правда, занятия теперь придется начинать довольно рано - в 6.45 утра.

- Может, когда-нибудь детским тренером станете работать?

- Я бы с удовольствием, но, насколько знаю, у них зарплата чуть больше тысячи рублей в месяц. Для того чтобы содержать семью (а у меня трое детей), этого явно недостаточно. Так что, скорее всего, придется искать другое занятие. Но если тренерам повысят зарплату, можно будет работать. Вообще же все началось с того, что я привел на каток своего 4-летнего сына. Его взяли в секцию, а меня попросили помочь. Вот и помогаю. Мне нравится.

СТАТЬ ИГРАЮЩИМ ТРЕНЕРОМ ПРЕДЛОЖИЛ ЦЫГУРОВ

- Какие впечатления остались от тольяттинского периода жизни?

- Хорошие. Понравился и город, где очень популярен хоккей, и команда. Замечательные условия, детям опять же уделяется большое внимание. В общем, все здорово.

- Но ведь в итоге с вами не продлили контракт...

- Ну и что? Впечатления от этого хуже не стали.

- В "Ладе" вы были играющим тренером. Как так получилось?

- Эту роль мне предложил Геннадий Цыгуров. Он сказал, что хоккейная карьера когда-то завершится, что надо попробовать себя на тренерском поприще, а учиться нужно уже сейчас. Я согласился и ничуть не жалею об этом. За полтора года многое узнал, так что если закончу играть, то смогу приносить пользу в другом качестве.

- Однако Цыгуров из "Лады" ушел, а вы остались.

- Обидно, конечно, что не пришлось с ним поработать побольше. Очень интересный тренер. Но зато я поработал с Валерием Постниковым, на счету которого тоже немало достижений. Не стоит забывать, что именно он поднял хоккей в Магнитогорске. В том, что "Магнитка" сегодня является одной из лучших команд страны, на мой взгляд, есть большая заслуга Постникова.

НАШИ ШАНСЫ НА ОЛИМПИАДЕ ВЫСОКИ

- Каковы шансы нашей сборной на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити?

- Они довольно высоки. Если ребятам удастся в полной мере использовать наш фирменный козырь - коллективную игру, то они обязательно займут первое место. Для меня самого победа на Олимпиаде в Калгари в 88-м году является самым ярким достижением в спортивной биографии. Матч, в котором мы взяли верх над канадцами со счетом 5:0, до сих пор стоит перед глазами. От всей души желаю ребятам испытать нечто подобное.

- Во времена вашей победы профессионалов еще не допускали на Игры. Получается, сборной СССР тогда было полегче?

- Знаете, американцы и канадцы всегда очень серьезно относились к этому турниру. Они готовились к нему в течение нескольких лет, некоторые сильные хоккеисты намеренно не подписывали контракт с профессиональным клубом, а оставались в статусе любителей, для того чтобы сыграть на Олимпиаде. Так что не думаю, что нам было полегче.

- Вы стали чемпионом мира, выступая за "Автомобилист".

- Да, играя в "Спартаке", за национальную команду я не провел ни одного матча, только на сборы приглашали. Зато когда уехал, сразу заиграл и стал в сборной единственным представителем немосковского клуба.

- Последний раз наша сборная выиграла мировое первенство в 1993 году. Вы были в составе той команды. Почему, на ваш взгляд, мы уже столько лет остаемся без медалей?

- Не забывайте, что в 93-м за нас играли такие представители старой гвардии, как Быков и Хомутов. И их заслуга в той победе очень велика. Кроме того, здорово влились в состав молодые Карпов и Титов. Хорошо выступило динамовское звено Яшина. Но самое главное - у нас тогда действительно сложилась команда. Мы в первую очередь мечтали о победе, а не о драфте в НХЛ.

ЛУЧШИЕ ПАРТНЕРЫ - ТЮРИКОВ И МАРТЕМЬЯНОВ

- Тем не менее в НХЛ вы тоже поиграли. Что вам дал этот период?

- Я увидел, что такое идеальные условия. У нас они были только в сборной, а за океаном - в каждом клубе. Там все делается для хоккеиста. Никаких проблем, только играй.

- Разрыв между НХЛ и нашим чемпионатом действительно огромный?

- Просто за океаном больше классных мастеров, выше уровень исполнителей. Там ведь собраны все лучшие хоккеисты. Хотя и посредственных игроков достаточно. У нас же как только появляется даже не "звезда", а "звездочка", за ней сразу начинается охота. Поэтому и уезжают многие хоккеисты рано. Надо бы здесь еще поиграть, окрепнуть, но бороться против хорошо отлаженной машины очень сложно.

- В "Эдмонтоне" в сезоне-93/94 вы провели немало матчей, а вот в "Сан-Хосе" у вас карьера явно не сложилась. Почему?

- Там как раз был локаут, и я вернулся в Россию, играл за Екатеринбург. Получил серьезную травму, из-за чего не смог подписать новый контракт. Отправился в Европу, о чем сейчас жалею. Опрометчивое было решение. Нужно было ехать в тренировочный лагерь и пытаться пробиться в состав.

- Это правда, что низшие североамериканские лиги - настоящая мясорубка?

- Не сказал бы. ИХЛ, в которой я играл, очень похожа на НХЛ, только классных исполнителей там поменьше.

- За время игровой карьеры у вас было много партнеров. С кем из них взаимодействовали лучше всего?

- С Володей Тюриковым в "Спартаке". Мы тогда еще совсем молодыми были. В Свердловске с Андреем Мартемьяновым неплохо сыгрались. Ну, а в сборной по большому счету было без разницы, с кем выходить на лед. Настоящие мастера друг друга всегда поймут.

- Вы входите в символическую сборную екатеринбургского хоккея за всю его историю. На родине часто бываете?

- К сожалению, в последнее время - нет, хотя там живет немало близких мне людей. Знаете, в молодости я никогда не рвался в Москву, мечтал всю жизнь играть дома, выйти вместе с родным клубом в высшую лигу (мы тогда выступали в первой). Но все сложилось по-другому.

Петр РАЗМАЗИН