Газета Спорт-Экспресс № 297 (2790) от 26 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3

26 декабря 2001

26 декабря 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ ОТ "СЭ"

Руслан ПОНОМАРЕВ

НА ДЕВУШЕК ВРЕМЕНИ НЕ ХВАТАЕТ

В воображаемом рейтинге сюрпризов, на которые оказался так щедр московский чемпионат мира ФИДЕ, достижение 18-летнего украинского шахматиста Руслана Пономарева, пробившегося в финал, по-моему, вне конкуренции. Никогда еще шахматный мир не стоял перед перспективой получить столь юного короля!

ЗАВИДНЫЙ АППЕТИТ

- Какую турнирную задачу-минимум вы ставили перед собой, выходя на старт в Москве?

- В шахматах, как и в жизни, полезно быть последовательным, поэтому очередная спортивная цель диктовалась выступлениями на двух аналогичных турнирах прошлых лет. Два года назад в Лас-Вегасе я выбыл во втором круге, уступив Топалову. На чемпионате мира в Дели выступил еще хуже - вылетел в первом же раунде, проиграв малоизвестному вьетнамскому шахматисту. В Москве хотелось пройти хотя бы трех соперников. Ну а когда это удалось, сработало известное правило, применимое к любой сфере человеческих интересов: аппетит приходит во время еды.

- Аппетит у вас, следует признать, оказался завидный: "съесть" одного за другим Морозевича, Бареева, Свидлера - считайте, почти всю сборную России! Это правда, что вы болели за Иванчука, продвигавшегося к финалу параллельным курсом, и в итоге остались довольны тем, что именно он оказался вашим соперником в решающем матче за корону?

- Как украинец, я, естественно, переживал за своего соотечественника. К тому же после второго тура мы с Василием, как представители Украины, остались в турнирной сетке вдвоем. Не скрою, приятно осознавать, что при любом исходе нашего январского противостояния шахматная корона останется в Украине.

- С чисто шахматной точки зрения вам удобнее играть с Иванчуком или с Анандом?

- Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Напротив Иванчука я садился за столик только однажды, в прошлом году, и уступил. Но на основании одной-единственной сыгранной партии, сами понимаете, было бы слишком легкомысленно говорить о том, что ты хорошо знаешь соперника, а он - тебя. Что касается Ананда, то с ним меня судьба за доской еще не сводила. Многие считали индийского гроссмейстера чуть ли не безоговорочным фаворитом московского турнира, однако ничего особенного он там не продемонстрировал и чемпионской игры не показал.

- Как только выяснилось, что финал будет чисто украинским, в прессе и Интернете стали задаваться вопросом: а почему бы не провести его в столице Украины?

- Рассуждать на эту тему наивно. Москва блестяще организовала чемпионат мира, и я не сомневаюсь, что наш матч пройдет не хуже. Иванчук после чемпионата в Кремле говорил, что на протяжении всего турнира чувствовал себя очень комфортно. О себе могу сказать то же самое. И потом, есть ведь еще такая вещь, как история: с шахматной аурой Колонного зала Дома союзов, где пройдет наш финальный матч, по-моему, в мире не может сравниться ничто.

НЕ СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА

- Однако в последние годы в этой истории происходят серьезные катаклизмы, расколовшие шахматный мир на два лагеря. Если говорить на шахматном языке, сложившуюся ситуацию можно, наверное, назвать патовой?

- Пожалуй, так. Причем на пользу шахматам все это явно не идет. Не собираюсь, да и не имею никакого морального права выступать в роли третейского судьи, однако поведение Кирсана Илюмжинова представляется мне все же более гибким, а его позиция - более перспективной. Она вполне соотносится с главным девизом ФИДЕ: "Все мы - одна семья!"

- А с Каспаровым вы не знакомы?

- Нет. Шахматные люди обычно знакомятся, когда встречаются за доской. Я с Каспаровым, мощи и таланту которого отдаю должное, еще никогда не играл. Хотя, конечно, знаю Гарри Кимовича в лицо.

- Можно считать его вашим кумиром?

- Нет, у меня никогда не было кумиров в шахматах. Но, как человек любознательный и профессионально заинтересованный, я скрупулезно изучал творчество всех носителей высшего шахматного титула, начиная с Вильгельма Стейница. Как и наследие других выдающихся шахматистов прошлого века.

ПОНОМАРЕВ, УЧИТЕЛЬ ПОНОМАРЕВА

- Когда вы начали играть?

- "Играть" - может, слишком сильно сказано, но правильно перемещать фигуры и пешки по доске отец меня научил в семилетнем возрасте. Было это в Горловке, где тогда жила наша семья.

- Отец - ваш постоянный тренер?

- Нет. Хотя многие задают этот вопрос, "покупаясь" на то, что фамилия моего многолетнего тренера тоже Пономарев. Но мы даже не дальние родственники, а только однофамильцы. Борис Михайлович опекает меня давно. Несколько лет назад я переехал из Горловки в Краматорск и до недавнего времени, пока не получил здесь квартиру и не перевез сюда родителей с младшей сестрой-школьницей, жил у Пономарева. Сам он играет, наверное, в силу мастера, но в плане обучения шахматам, можно сказать, гроссмейстер. Прекрасный педагог и психолог. Надеюсь, теперь, когда его ученик вышел в финал чемпионата мира, проволочек с присвоением Борису Михайловичу звания заслуженного тренера Украины уже не будет.

- Кто ваши родители?

- Мама - учительница младших классов. Отец - инженер-конструктор.

- Сестра шахматами не увлекается?

- (Смеется.) Нет, стать еще одним "шахматным" ребенком в семье Люде, которой сейчас 11 лет, не грозит. Когда я занимаюсь, сестра на доску даже не смотрит.

- Подолгу занимаетесь?

- По пять-шесть часов в день.

- Серьезная нагрузка. Как снимаете усталость?

- Умственное напряжение лучше всего снимать усталостью физической. В этом смысле мой главный помощник - бассейн. Еще люблю понежиться на массажном столе.

"КОЛДУН" ИЗ ДОНЕЦКА

- Шахматы, которым когда-то отводили нишу между искусством и спортом, теперь обретают все более выраженный соревновательный, спортивный характер. На московском чемпионате мира уже до допингконтроля дошло...

- Не вижу в этом проблемы. Раз есть препараты, способные искусственно стимулировать умственную деятельность шахматиста по ходу партии, значит, должен быть и контроль.

- Говорят, вы пользуетесь услугами профессионального психолога?

- Да, его зовут Эдуард Эйлазян, он живет в Донецке. В нашей тесной компании мы давно нарекли его "колдуном". (Смеется.)

- На кого он больше влияет, находясь в игровом зале, - на вас или на соперника?

- Больше, наверное, на меня. Я не могу это рационально объяснить, но его присутствие придает мне уверенности во время партии.

- Какие шахматы вам больше по душе - классические или быстрые?

- Это примерно то же самое, как если бы у легкоатлета-многоборца спросить, что он больше любит бегать - стометровку или "полуторку"? По-моему, нужно с одинаковым почтением относиться ко всему, чего требует от тебя регламент турнира. Классика - это испытание теоретической основательности, глубины и точности расчета. Достоинство быстрых шахмат - в их зрелищности и гораздо большей непредсказуемости. Мне интересно и то, и другое.

КРАМАТОРСК - ГОРОД ЧЕМПИОНОВ

- Вы где-нибудь учитесь?

- Да, на втором курсе института техники и менеджмента, который сравнительно недавно появился у нас в Краматорске. Факультет правоведения.

- Чем обусловлен такой выбор?

- Мне кажется, что профессии шахматиста и юриста в чем-то схожи. Обе требуют подчеркнутой вдумчивости, склонности к анализу, конечная цель которого в обоих случаях - истина, шахматная или юридическая.

- Как объяснить феномен Краматорска, ставшего в последние годы центром шахматной мысли Донбасса?

- Честно говоря, можно взять даже выше - всей Украины. В этом нет ни преувеличения, ни квасного патриотизма. Представьте себе, в нашем 200-тысячном городе сейчас живут сразу четыре чемпиона мира по шахматам разных возрастов! Краматорский шахматный клуб, имеющий статус областного, носит имя Александра Момота, отца-основателя известной в Донбассе корпорации "Данко", трагически погибшего несколько лет назад. Он был страстным поклонником и меценатом шахмат, и теперь его благородное дело продолжает брат - Сергей Момот, нынешний глава "Данко".

ЗА ГРАНИЦУ? РАДИ ЧЕГО?

- Вам не скучно жить в Краматорске? Как ни крути - провинция...

- Для того, чему я сейчас полностью подчинил свое существование, да еще в век интернета, место жительства по большому счету значения не имеет. Недостатка в необходимой информации не испытываю, нахожусь в курсе всех событий, любых шахматных новинок. Здесь мой дом, здесь живут самые близкие люди, по которым скучаю, когда уезжаю далеко и надолго. Единственное место, куда я теоретически мог бы переехать, - Крым, где мы частенько проводим тренировочные сборы. Там мне тоже очень нравится.

- А за границу?

- Ради чего? Я не думаю, что где-то на Западе к шахматам и шахматистам относятся с таким же вниманием, как ко мне здесь.

- Как далеко за пределы шахматной доски выходят ваши повседневные житейские интересы?

- Чтобы очень уж далеко - не скажу. Но почитать, послушать музыку на досуге люблю. Или "пулю" с друзьями расписать...

- Ну, преферанс - почти те же шахматы. А девушка у вас есть?

- (Смущенно смеется.) Нет. На такое серьезное дело времени пока катастрофически не хватает.

- Где и как вы собираетесь готовиться к январскому матчу за звание чемпиона мира ФИДЕ с Василием Иванчуком?

- В первую очередь нужно как следует отдохнуть, отойти от перипетий турнира в Кремле, где всего за две с половиной недели пришлось сыграть 14 классических и 6 быстрых партий. Нагрузка не запредельная, но весьма ощутимая. Поэтому первые несколько дней после возвращения из Москвы я отсыпался. Рождество и Новый год проведу, как и положено, дома. А потом будет тренировочный сбор - или у нас, в Славяногорске, который за живописную природу когда-то удостоился от самого Чехова эпитета "донская Швейцария", или в Подмосковье. Поближе к месту предстоящего сражения, из которого я, разумеется, хотел бы выйти "со щитом".

Юрий ЮРИС

Донецк