Газета Спорт-Экспресс № 293 (2786) от 21 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

22 декабря 2001

22 декабря 2001 | Футбол - Чемпионат мира

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧМ-2002

ВТОРОЙ ПОСЛЕ ИМПЕРАТОРА

Хидетоси НАКАТА

С тем, что в Японии самый известный человек - император, не поспоришь. А вот второй по популярности житель Страны восходящего солнца, как утверждают итальянские журналисты, - футболист. Играющий у них, в Италии.

ОТ ЯМАНАСИ ДО ПЕРУДЖИ

Второй по популярности японец родился 22 января 1977 года в Яманаси. Избрав не самый модный у себя на родине вид спорта - футбол, - Хидетоси Наката еще до отъезда в Европу добился в нем немалых успехов. В немалой степени благодаря тому, что с чисто японской природной настойчивостью еще в детстве находил в себе силы вставать в пять утра и до школы тренироваться на ближайшем к дому поле. Повзрослев и ярко проявив себя в команде "Белльмар Хирацука", Наката попал в национальную сборную. А в 1998 году совершил головокружительный скачок: из скромной, по футбольным меркам, страны - в итальянскую серию А.

Поворотным моментом в карьере Накаты стал французский чемпионат мира. Европейских селекционеров не смутило неудачное выступление японской сборной и ее лидера. На Хидетоси претендовал "Эспаньол", были потенциальные покупатели из Германии, пробовал подступиться "Наполи". Однако проворнее всех оказалась "Перуджа", которая и приобрела Накату примерно за пять миллионов долларов.

Покупая японца, президент "Перуджи" Лучано Гауччи в какой-то степени, конечно, рисковал. Но он поверил в то, что Наката не повторит бесславный путь самурая-первопроходца Кодзи Миуры, для которого выступление за "Дженоа" обернулось, образно говоря, харакири. И Наката сполна отплатил Гауччи за доверие. В 33 матчах серии А в сезоне-98/99 атакующий полузащитник забил 10 голов. Но главная ценность Накаты для клуба - не в умении поражать ворота. В его лице "Перуджа" приобрела футболиста, способного прославить ее на весь мир и принести прибыль.

ЧЕЛОВЕК-ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ

Перуджа - город провинциальный, и не уверен, что в прежние годы там видели много живых японцев. С появлением Накаты ситуация резко изменилась: Перуджа стала чуть ли не любимым итальянским городом для японских туристов. Никому не известно, сколько японцев посетило Перуджу за последние сто лет, но за время полуторагодичного пребывания там Накаты провинциальный город осчастливили как минимум тридцать тысяч гостей из страны роботов.

Еще на предсезонных сборах, которые "Перуджа" проводила у себя в городе и в его окрестностях, команда подверглась нашествию пишущей и снимающей японской братии. На Японию велись прямые репортажи о том, как тренируется и обживается на новом месте всеобщий любимец. Надо ли говорить, что тренировочные матчи "Перуджи" транслировались в полном объеме. Подсчитано, что за полтора года пребывания в Перудже Наката полностью окупил расходы на свое приобретение: на продаже телевизионных прав, атрибутики, сувениров, на процентах от туристического бизнеса клуб заработал больше семи миллионов долларов.

На протяжении всего перуджийского периода за игроком по всей Италии неотступно следовали японские журналисты и фоторепортеры. Поначалу их занимал только он, однако со временем интерес к итальянскому футболу перестал ограничиваться Накатой. Во всяком случае, в ложе прессы "Сан-Сиро" мне каждое воскресенье попадаются одни и те же характерные восточные лица. Остается добавить, что и на расставании с Накатой "Перуджа" сделала хороший бизнес: продав его в "Рому", она получила около двадцати миллионов долларов и Дмитрия Аленичева в придачу.

ЧЕЛОВЕК-ПРЕДПРИЯТИЕ

Не уверен, что Наката потенциально сильнее Аленичева, но "Рому" интересовал не столько спортивный, сколько коммерческий аспект сделки. Заполучив японца в середине сезона-99/2000, президент столичного клуба Франко Сенси не пожалел о затратах. У многочисленных японцев, которых до этого Вечный город привлекал историческими памятниками и модными магазинами, в Риме появилась еще одна достопримечательность, а "Рома" стала любимой итальянской командой в Японии.

Только в первые дни пребывания Накаты в Риме там было продано три тысячи футболок с его фамилией. Перуджийский сценарий не только повторился, но и получил продолжение. Популярность Накаты позволила "Роме" открыть в Японии два фирменных магазина - в Токио и Осаке. Можно сказать, что в римский период Наката превратился в самостоятельное предприятие с годовым оборотом около 50 миллионов долларов. Не так уж часто появляясь на поле, он стал зарабатывать на уровне Кристиана Вьери, Алессандро Дель Пьеро и еще одного игрока-предприятия - бразильца Роналдо. Римский Наката даже вошел в современную культуру Японии в виде одного из героев популярного среди детей комикса под названием "Капитан Цубаса".

Что до чисто футбольной стороны дела, то, как и ожидалось, рассчитывать на что-то серьезное японцу в "Роме" не приходилось. На его позиции выступает главный любимец Вечного города Франческо Тотти, и шансы вытеснить капитана и главную звезду команды из стартового состава изначально были равны нулю. Спорадические появления Накаты в составе "Ромы", как правило, существенного влияния на игру команды не оказывали, зато подпитывать интерес к ней японцев продолжали. Впрочем, было бы несправедливо не отдать должное трудолюбию Накаты и его умению ждать своего часа. Не стоит забывать, что именно японец на пару с Монтеллой переломил ход ключевой игры прошлого сезона против "Ювентуса", в которой, по сути, решилась судьба золотых медалей.

ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА

Тем не менее бесперспективная ситуация, сложившаяся в "Роме", вынудила Накату искать новую команду. И та, как и следовало ожидать, не замедлила объявиться. Со времен Стоичкова и Таффарела "Парма" запомнилась умением открывать новые для себя рынки. Компания Parmalat, которой владеет президент "Пармы", рассматривает Накату как средство продвижения на дальневосточный рынок. После его появления в Парме на родине японца было продано шестьдесят тысяч футболок с фамилией Накаты. В предыдущий год футболок всех игроков "Пармы", вместе взятых, японцы купили десять тысяч.

Права на коммерческое использование собственного имени Наката передал фирме Sunny Side Up, которая занимает целый этаж в одном из токийских небоскребов. Его личными спонсорами стали Subaru, Sony, Canon и Nike. Интернетовский сайт японца фиксирует до 200 000 посещений в день, а сам он успевает лично и через своих представителей отвечать на сотни электронных писем. Говорят, он и сам уже выступает в роли спонсора, помогая той самой команде "Белльмар", которая дала ему путевку в большой футбол.

Словом, за пределами поля успех Накаты неизменен. А вот на зеленом газоне дела у него идут неважно. Японец превратился в эдакого невидимку: в заявках на матчи присутствует, но в игре участия почти не принимает. Так было при Ренцо Уливьери, то же самое продолжается при Даниэле Пассарелле. Похоже, Накате в очередной раз пора менять команду. Если накануне чемпионата мира он хочет иметь игровую практику, в январе ему следует перебираться в другой город. И не обязательно итальянский.

НА ЧТО ОН СПОСОБЕН?

Однозначного ответа на этот вопрос, который, конечно, волнует тренеров сборной России, у меня нет. Как и у моих итальянских коллег. Японец продолжает с завидным упорством тренироваться, но в настоящем пекле ему бывать практически не приходится. И это при том, что сегодняшняя "Парма" далека от былой роли одного из лидеров серии А.

И все же недооценивать Накату не стоит, пусть в Италии ему и не удалось стать звездой. На родине-то он все равно первая скрипка. А Наката из тех футболистов, которым, чтобы проявить свои лучшие качества, нужна команда, ведущая через них всю игру. Если партнеры по сборной будут регулярно снабжать Накату мячами, он может войти во вкус и доставить немало хлопот любому сопернику. Благо ценных качеств у него хватает.

Наката может принести пользу команде как в роли чистого полузащитника, так и на месте "под нападающими". Он незаурядный дриблер, умеющий завершать обводку точным выстрелом. Ударная нога - правая, но и левой Наката пользуется не только для ходьбы. Лидер сборной Японии опасен при розыгрыше стандартных положений: умеет забивать со штрафных сам и может помочь сделать это партнеру. Как и подобает настоящему японцу. Наката не теряет хладнокровия в сложных ситуациях. Многие техничные игроки грешат неумением вести жесткую борьбу, но Хидетоси - приятное (правда, не для нас) исключение.

Так сможет ли Наката блеснуть на чемпионате мира у себя дома? Ответ мы получим через полгода.

Георгий КУДИНОВ

Милан