Газета Спорт-Экспресс № 283 (2776) от 8 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

8 декабря 2001

8 декабря 2001 | Теннис

ТЕННИС

ФЕНОМЕН

КУРНИКОВА

В непрерывности глянцевого интереса к ней все более и более проявляется какая-то клишированная, я бы сказал, изобретательность. Что, совсем не исключаю, как раз и удерживает наше внимание. Кругу людей, плененных расчетливо привитыми привычками, теперь не прожить без нее, как без жевательной резинки или пепси. Время инерции. И она, знаменитая теннисистка Анна Курникова, - героиня этого времени.

Ловлю себя на том, что, автоматически прочитав множество текстов, сообщивших массу подробностей из ее биографии, не узнал о ней ничего, что помогло бы мне составить о Курниковой личное суждение. Миллион фотографий скорее убавляет, чем прибавляет знания о ней. Оптика, похоже, пасует перед этикеточным имиджем. Фамилия Анны превратилась в товарный знак. Имя Курниковой вряд ли корреспондирует сейчас с особенностями ее женского естества, а разве не с имени начинается опознавательно персональная эротика?

Но никто из раскрутчиков Анны Курниковой и не собирается ставить во главу угла организуемого впечатления иную, чем дистиллированную, как в журнале мод, эротику. Весь, наверное, и фокус, что моментальность сугубо рекламного снимка, укрупняющего в Анином облике расхожую нимфеточность, соединена по-компьютерному бесцеремонно с другими ходкими стереотипами. Интрига курниковской славы держится не на присутствии индивидуальности, чьи проявления нередко и раздражают нас в самых великих чемпионах, а на продуманной приятности ее отсутствия.

Рано открытый теннисный дар Анны был переориентирован в коммерческое русло, чуть закамуфлированное для приличия опять же сугубо рекламного - под общепринято спортивное. По-бухгалтерски учли, что толпа всего охотнее поклоняется славе. Талант еще надо отличить, различить. А слава вроде бы ставит перед фактом.

Произошел достаточно редкий в наши дни случай, когда Россия не купилась на международную репутацию. Пожалуй, популярность с отчетливым иностранным привкусом и поссорила талантливую девочку с домашней публикой, не принявшей Анну в специально для нее сочиненной за рубежом роли. Мы, вдруг обнаружилось, все еще склонны любить человека или на худой конец свое представление о нем - и отторгаем знак предлагаемой нам мировой коммерцией фигуры.

В первую очередь на нее ополчились спортсмены - и действующие, и ветераны, ворчливо выражающие недоумение славой теннисистки, так и не одержавшей за карьеру серьезных побед в главных турнирах. Сколько лет ведь профессия спортсмена-любителя в СССР заключалась, как у кадрового военного, в том, чтобы защищать родину. Но мир-то нынешний усложнился именно своим упрощением. А где упрощение, там и нетерпение. Обязательность чемпионской ротации отчасти и приелась. После двадцати веков непрерывного соревнования отдельные формы вечного турнирного двигателя представляются людям исчерпанными. Новый чемпион далеко не во всех случаях смотрится интереснее своего предшественника, если средства массовой информации, тиражирующие героев, не подсуетились основательно.

Кумира, ожидаемого толпой, теперь все чаще собирают с помощью своего рода детского конструктора "Лего" - в нелегкие времена человек в своей массе нередко бывает излишне и удивительно доверчив. И сконструированному персонажу становится сподручнее дольше быть на виду, и от рекламного героя не требуется тех психофизических затрат, что обычно укорачивают чемпионский век.

Конечно, для спорта, обычно вызывающего к себе интерес наивысшими достижениями, подобное - новость. Но оглянитесь вокруг! Вы что - мало видите мировых и отечественных звезд без выдающихся талантов? И в кино, и на эстраде, и на заменившем массам кругозор телевидении. И даже в литературе, что, на первый (но только лишь на первый) взгляд, совсем уж дико.

Коммерсант, однако, всегда адресуется к самому естественному в человеке и этим ловко манипулирует, осуществляя свой замысел.

Слава атлета во все времена не на одном результате зиждилась и уж никак не в титул единый целиком упаковывалась. Всегда она зависела от образа победителя, сохраняясь за ним порой и в дни поражений, когда зацеплял он своим образом наше сознание, воображение.

Коммерсант от спорта первым, к его чести будет замечено, сообразил, что составляющая теперешних побед стала менее ощутимой - и эмоциональный отклик масс слабеет. В заботе о кассе он энергично настаивает на обязательности возвращения к образу в состязаниях. Но в цейтнотном одночасье не сконструируешь Брумеля, Власова, Кучинскую, Боброва, Черенкова, Агеева, Роднину.

А на Курникову хватило и глянца - натура уж очень подходящая.

Александр НИЛИН