Газета Спорт-Экспресс № 280 (2773) от 5 декабря 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

6 декабря 2001

6 декабря 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. ИТОГИ СЕЗОНА

ЗЕНИТ Санкт-Петербург

Александр КЕРЖАКОВ

КОГДА ЗАБИЛ "СПАРТАКУ",
ГОРА С ПЛЕЧ СВАЛИЛАСЬ

Непосвященный человек вполне может назвать Александра Кержакова "везунчиком". Судите сами: бронзовая медаль чемпионата России-2001, включение в престижный список "33 лучших футболистов" страны, лавры самого продуктивного бомбардира "Зенита" в чемпионате по системе "гол + пас", приглашение в молодежную сборную России... И все это - в 18 лет (19 Кержакову исполнилось только на прошлой неделе. - Прим. А.К.)! Ну чем не баловень судьбы? Все верно. Документ, как говаривал небезызвестный товарищ Саахов, составлен правильно. Но, процитируем далее классику жанра, есть и другая сторона медали. Судьба попросту не могла не улыбнуться упрямому парню, который, будучи 11-летним, каждое воскресенье (!) вставал в городке Кингисепп, где проживал, в пять утра, трясся два с лишним часа в стареньком автобусе до Санкт-Петербурга, после чего еще на час погружался в питерское метро, дабы успеть на очередной матч "Зенита" в детском чемпионате города.

- На предсезонной встрече команды с болельщиками последние заявили, что "готовы простить Кержакову любые промахи по воротам при условии, что он забьет "Спартаку". И свой первый мяч в высшем дивизионе вы забили именно чемпиону!

- Он, признаюсь, здорово меня раскрепостил. Ведь игра со "Спартаком" была последней в первом круге, а до этого я никак не мог забить, хотя моментов хватало. Когда же увидел мяч в сетке ворот красно-белых, словно гора с плеч свалилась!

- И вы сверхоригинальным способом отметили успех на пару с Аршавиным.

- Мы с Андреем были заранее уверены, что кто-то из нас огорчит чемпиона. Вот и отрепетировали кувырок утром на базе. Товарищи по команде отреагировали на нашу задумку с юмором: "Теперь осталось лишь гол вечером забить".

- В первом круге вы отличились только однажды, зато во втором - пять раз. Какой из шести мячей считаете самым важным?

- Каждый дорог. Я - нападающий и всегда стремлюсь забивать. Это работа, которая приносит радость как мне самому, так и всем, кто за команду болеет. Причем не вижу разницы в том, влетает ли мяч в сетку после мощного эффектного удара или переползает через линию ворот после несильного "тычка".

- Устанавливали голевой норматив на дебютный для себя чемпионат в составе "Зенита"?

- Поставил цель - забить пять мячей. И очень доволен, что перевыполнил "норму".

- Почему именно пять? В "Светогорце", руководимом Владимиром Казаченком, вы забивали значительно больше (в чемпионате КФК-2000, к примеру, 17-летний Кержаков, несмотря на постоянные отлучки в юношескую сборную, забил 13 мячей в 13 матчах. - Прим. А.К.) .

- Я постарался трезво оценить свои силы. Изучил статистику, посмотрел, сколько в чемпионатах России обычно забивают малоопытные дебютанты вроде меня.

- Зенитовская майка с цифрой "11", которую вам вручил накануне сезона президент клуба Виталий Мутко, оказалась счастливой. Не накладывал ли дополнительную ответственность тот факт, что "унаследовали" номер кумира питерских болельщиков Александра Панова?

- Не думал об этом. И без того поводов для волнений хватало. Я ведь стремился выступать за "Зенит", и очень важно было сдать экзамен перед тренерами, болельщиками, самим собой.

- Вашу игру отличает завидная нацеленность на ворота. Но в зенитовской школе вы не всегда играли в нападении?

- Верно. Начинал центральным полузащитником. Мой первый тренер Владимир Петров, а также Сергей Романов, у которого я продолжил обучение футболу, видели меня именно в этой роли. Да и в "Светогорце", куда пригласил Владимир Казаченок, часто атаковал из глубины поля. И все же стал форвардом. Чему особенно обрадовался отец. В начале 70-х он играл нападающим в дзержинском "Химике" и мечтал, чтобы я пошел по его стопам.

- В минувшем сезоне вам пришлось действовать по всему фронту атаки - на острие и флангах.

- Никаких проблем. Юрий Андреевич разрешал импровизировать на поле, и мы с Аршавиным часто менялись местами. Вообще же я готов играть на любой позиции, лишь бы приносить пользу команде. Как-то в школе "Зенита" одну игру вообще в воротах провел. И, между прочим, не пропустил.

- Какой матч в чемпионате запомнился больше других? Домашний со "Спартаком"?

- Нет. Тоже домашняя игра, но с ЦСКА. У нас все получалось! Забили шесть мячей, а могли больше.

- Но вам-то отличиться тогда не удалось.

- Это совершенно неважно. Главное, мы устроили праздник болельщикам.

- В ходе сезона вы были крайне скупы на интервью. Боялись спугнуть удачу?

- Нет. Просто не считал и не считаю себя человеком, заслуживающим столь пристального внимания прессы. В "Зените" играет много ребят, куда более авторитетных, чем я.

- Не стоит скромничать. Всего за год вам удалось добиться признания не только у питерских болельщиков: включение фамилии Кержаков в список "33 лучших" о многом говорит. Признайтесь, довольны тем, как сложился сезон?

- Очень доволен. Игра в основном составе "Зенита" плюс медаль! Был бы безмерно счастлив, не сиди занозой воспоминание о решающей игре молодежной сборной России со швейцарцами. Каких-то восьми минут ведь нам не хватило...

Александр КУЗЬМИН