Газета Спорт-Экспресс № 275 (2768) от 29 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 6

29 ноября 2001

29 ноября 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА FIDE

Чемпион мира индиец Вишванатан Ананд вчера в первой половине дня отделался легким испугом: после поражения во вторник от явного аутсайдера француза Оливье Тузана, ему удалось-таки взять реванш во второй партии. В итоге все решал тай-брейк, результаты которого мы публикуем на 1-й странице.

TУЗAH ГОТОВИЛСЯ К ПОБЕДЕ НАД АНАНДОМ, ГУЛЯЯ ПО МОСКВЕ

Никита КИМ

из Кремля

КАК ОТЫГРАЛСЯ ЧЕМПИОН

После победы над Капабланкой в матче на первенство мира Александр Алехин писал: "В шахматах фактором исключительной важности является психология. Часто результат партии становится вопросом нервов, индивидуальности, самолюбия".

На мой взгляд, триумфатор прошлогоднего первенства, рейтинг-фаворит московского турнира Вишванатан Ананд проиграл первую партию микроматча против безвестного француза Оливье Тузана именно из-за неверной психологической предпосылки. Та же психология не позволила французу удержать свое преимущество.

Начнем с Ананда. Он, один из величайших шахматистов современности, до начала матча отдавал себе отчет в том, что играет на порядок сильнее соперника. Скажем больше: в лучшей своей форме индиец, по примеру Гарри Каспарова, вполне мог бы дать сеанс одновременной игры и десяти Тузанам. И вряд ли проиграл бы хоть одну партию.

Мне, отмечу, приходилось видеть француза лет десять назад, когда он приезжал на стажировку в московский инфизкульт и регулярно принимал участие в проводившихся на кафедре шахмат турнирах. Обычно Тузан занимал в них место не выше предпоследнего, и это обстоятельство - тут надо отдать должное жизнерадостности француза - нисколько его не удручало. С тех пор, если судить по нынешнему рейтингу нашего героя, его шахматная сила не слишком-то увеличилась.

И вот в безоблачном настроении Ананд приходит на первую партию, садится за доску, решительно выдвигает белую пешку "е" и без труда добивается дебютного преимущества. Победа, можно сказать, у него уже почти в кармане. Что там Тузану - и супергроссмейстеру было бы трудно защитить крайне подозрительную позицию черных.

На 19-м ходу Ананд принимает достаточно ответственное решение - жертвует качество. Никаких компромиссов - аутсайдер должен быть не просто обыгран - разгромлен, уничтожен, нокаутирован. Тузану ничего не остается, как взять предложенную жертву и в дальнейшем, на протяжении какого-то отрезка, делать единственные ходы. Судьба партии находится в руках Ананда и зависит от его точности и умения добить почти поверженного соперника. Надеяться, впрочем, французу тут особенно не на что: индиец славится своим умением безошибочно реализовывать добытое преимущество.

Но именно в этот момент Ананд делает несколько не то чтобы слабых, а посредственных ходов. Усыпленный видом выигранной, как кажется, позиции, он избирает неверный путь и теряет значительную часть своего перевеса. Затем следует еще один неточный ход, и преимущество переходит на сторону француза. Тут бы чемпиону остановиться и переключиться на непростую уже защиту. Невозможно: индиец, по-прежнему убежденный в том, что игра идет на два результата - победа или в плохом варианте "только" ничья, - продолжает идти ва-банк. И вскоре останавливает часы.

Тяжелейший удар для чемпиона мира. Он очень хотел обыграть аутсайдера, но оказался не готов к жесткой, бескомпромиссной борьбе. Плюс - творческое разочарование, обида зато, что правильный в целом замысел остался нереализованным. Остается одно - выбросить из головы все воспоминания о злосчастной партии и постараться как можно лучше подготовиться к завтрашней игре. Что Ананд, который славится своей психологической устойчивостью, и делает.

Теперь о Тузане. Когда я поинтересовался у четвертьфиналиста прошлогоднего первенства и одного из ближайших друзей француза Владислава Ткачева, как они с Тузаном готовились к первой партии против Ананда, то тот улыбнулся: "Почти никак". "Мы оба прекрасно понимали, что найти методы борьбы против такого великого игрока, как Ананд, за вечер невозможно, - добавил Ткачев. - Посидели на всякий случай несколько часов за компьютером, но в какой-то момент поняли, что вопросов все равно остается куда больше, чем ответов. В результате плюнули на все и отправились на прогулку по Москве".

Рецепт оказался верным: в первой партии француз действовал творчески, без комплексов и вполне заслуженно победил. В среду, однако, уже было что терять. На кону стояла победа над действующим чемпионом мира, возможность вписать свое имя в шахматную историю и, наконец, 6 тысяч долларов за выход в следующий этап. Тут уж ему было о чем задуматься. "Играя белыми, вполне можно уже в дебюте "засушить" позицию, лишив противника возможности вести активную игру, - говорил после окончания первой партии Ткачев. - Но тогда по ходу всей второй партии придется бороться с дьявольским искушением делать не лучшие ходы, а надежные. Скорее всего, такая стратегия к добру не приведет. Не стоит забывать и о великолепных бойцовских качествах индийского шахматиста".

Ткачев как в воду глядел: Ананд явился на партию злым, решительным и с видимой легкостью добился нужного результата. При этом Тузан действовал скованно и выступал в роли статиста. А начал индиец с того, что огорошил соперника тем, что чуть ли не впервые в своей карьере разыграл схему с жертвой пешки, известную как Волжский гамбит. "Совершенно не был готов к этой схеме в исполнении Ананда и сразу получил тяжелую позицию", - скажет Тузан после партии.

По окончании дебюта у француза возникла альтернатива: проиграть позиционно (то есть оказаться в положении кролика, медленно заглатываемого удавом) или же уступить в комбинационной борьбе (иными словами - сразу же броситься в пасть к тигру). Тузан выбрал второй путь - и мучился совсем недолго.

БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ БЫСТРО УТИХЛА

Вообще вчерашний день получился удивительно несчастливым для аутсайдеров. Как выяснилось, их успешное выступление в первых партиях оказалось не более чем бурей в стакане воды.

Первым это обстоятельство зафиксировал один из рейтинг-фаворитов турнира россиянин Александр Морозевич. В понедельник он не смог одолеть белыми единственного безрейтингового участника чемпионата Нугзара Зелякова, зато на следующий день благодаря изящному "швинделю" с одноходовой жертвой слона заставил соперника остановить часы на 17-м ходу.

Через несколько минут после этого во второй раунд вышел Василий Иванчук, с видимой легкостью переигравший единственного на турнире представителя Калмыкии Баатра Шовунова. Все, за исключением незапланированного поражения пятого по рейтингу участника турнира Петра Леко, было логично и предсказуемо, так что к тай-брейку остались неразгаданными только несколько любопытных для любителей шахмат загадок, разгадки которых вы тоже узнаете на 1-й странице.