Газета Спорт-Экспресс № 270 (2763) от 23 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

23 ноября 2001

23 ноября 2001 | Баскетбол - Чемпионат Европы

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-2003. Мужчины. Отборочный турнир. 1-й тур

С начала сентября, когда баскетбольная сборная России заняла 5-е место на чемпионате Европы в Турции, слухи об отставке ее главного тренера Станислава Еремина циркулировали непрерывно. Беспочвенными они не были, но в итоге так слухами и остались. В среду сборная - по-прежнему под руководством Еремина - провела первый матч отборочного цикла ЧЕ-2003.

Станислав ЕРЕМИН

ТРЕНЕРОВ С БЛАГОПОЛУЧНОЙ СУДЬБОЙ НЕ БЫВАЕТ

Раскрепощен перед диктофоном Еремин был на удивление. Никакой зажатости. Никаких обкатанных формулировок. Стремительность проникновения в вопрос - удивительная. Стремление прислушаться к собственным мыслям и ответить по делу, не прячась за стандартное: "Не знаю, сложно..."

Вот думаю: а чем, собственно, Еремин удивил меня, впервые с ним говорившего? И отвечаю: всем!

Тем, как выплескивал энергию на обычной тренировке. Как стремился донести до каждого свою баскетбольную мысль. Как спокойно реагировал на непонимающие глаза и секунду спустя втолковывал еще и еще раз... Как подробно отвечал каждому из очереди репортеров. Хотя явно опаздывал. Как ободрил на прощание корреспондента "СЭ": "Интересные вопросы..."

Интересные ответы, Станислав Георгиевич.

КЛУБ ПЛЮС СБОРНАЯ

- Когда в сборной возникает очередная проблема, не задумываетесь - а зачем вам, собственно, работа эта?

- На любой работе, будь ты тренер, слесарь или бизнесмен, бывают периоды, когда что-то не получается. Не клеится! Что значит "зачем"? Это моя профессия, я баскетболу жизнь отдал... Когда игроком был - тоже порой что-то не получалось. Теперь вот тренер... Ни разу еще не было мысли - "зачем?".

- А тем временем в УНИКСе у вас все так здорово, полное понимание...

- Я, кстати, внутренне совершенно не разделяю клуб и сборную. Там, в Казани, тоже проблем хватает. Нервов не только за сезон порядком тратится, но и за одну игру..

- Массовые отказы игроков приезжать в сборную перед последним чемпионатом Европы - для тренера ситуация жутко болезненная, да?

- Почему?

- Футбол вспомните, 94-й, 14 "отказников"...

- Игроки - вот они, только что тренировку закончили. Причину отказов можно у них спросить... Дело в том, что тенденция, которая идет по всей Европе, сейчас коснулась и нас. Кто бы что ни говорил, есть только одна причина для таких отказов: игроки с большими контрактами и большим стажем оказываются перед дилеммой.

- Клуб - сборная?

- Вот именно! В клубе они зарабатывают деньги. А потом, после окончания сезона, им приходится ехать в сборную, месяцами пахать вместо того, чтобы отдыхать с семьей. Не поверю, чтоб хоть один игрок отказался от Олимпийских игр или чемпионата Европы... Участвовать все хотят! А вот работать - уже сложнее. Или морально тяжело, или здоровье не позволяет. И не подумайте, что это только у нас - посмотрите, сколько отказов в Литве, которая, между прочим, к национальной теме очень серьезно относится...

БОРЬБА ПОКОЛЕНИЙ

- Зато по внутреннему ощущению тренера Еремина, человека другого поколения, дела сборной наверняка "главнее" клубных.

- Есть она, борьба поколений... В наше время сборная, конечно, была на первом плане. Выше - ничего. Тогда и игроками управлять было легче. А сейчас демократия. Со своими плодами - часто не теми, которые присущи нормальной демократии. Иногда мне трудно понять, почему игрок принимает то или иное решение: у меня менталитет другой. Другого поколения.

- Возвращаясь в Казань, не чувствуете, что там даже физически легче работать?

- Мое любимое выражение - "палка о двух концах". Работаешь в клубе и сборной? Да, дополнительная нагрузка. Естественно, не успеваешь восстановиться, отдохнуть, сразу мысли переключаешь с одной команды на другую... С другой стороны, смена рода деятельности - тоже отдых. Свежесть появляется! Да и встряска для тренера - не всегда плохо.

- Тренер сборной должен, наверное, для себя точно знать, как долго он с этой самой сборной проработает?

- Очень давно, когда меня впервые назначили тренером сборной, еще юношеской, подошел один большой-большой советский тренер: "Стае, запомни, тренеров в этой жизни не только назначают - иногда и снимают. Будь готов с самого начала...". Я не знаю ни одного тренера с благополучной судьбой! Даже самых великих снимали. И даже самые великие команды иногда скверно играли. Когда уходишь - конечно, больно... Когда поднимаешься на высокий уровень, вокруг ажиотаж, люди начинают верить в чудо, в тренера, который это чудо обязан сделать, а чуда не получается. Сильно переживаешь, когда потом твой результат принижают.

- То есть внутренне вы постоянно готовы к отставке?

- Никогда о ней не думаю! Вообще-то я частенько пессимистично настроен, готовлюсь заранее к чему-то плохому - там-то можем проиграть, там-то не получится... В поражение не верю, но готовлюсь к нему. Тогда и на поражения легче реагируешь, и победам сильнее радуешься. Вот один приятель как-то мне классно возразил: "Думай только о хорошем, плохое тебя само найдет!"

- Находит?

- Бывает...

1000 ПРОЦЕНТОВ

- В одном из интервью "СЭ" вы сказали: "Реализовал я себя на тысячу процентов..."

- А как же! Мальчишка из захолустного городка Свердловской области, население - тысяч пятьдесят, мастера спорта только в 18 лет увидел... И посмотрите, какую жизнь в спорте прожил? И не только в спорте.

- Какую?

- Два высших образования - уже не так мало. Если о спорте говорить, считаю, нету меня суперталанта какого-то. Нет грандиозных физических данных, чего-то "сверх" в интеллектуальном плане... Может, потому ни за что не дам принизить собственные достижения. Я в этой жизни очень многого добился.

- Сами?

- В том-то и дело! Использовал все до единого шансы, которые жизнь дарила. Такое разве часто бывает? Было, конечно, и стечение обстоятельств, но прежде всего это зависит от человека... Если человек из игры в игру повторяет одну и ту же ошибку, никогда в жизни ничего не добьется. Расти будет, только если научится впитывать информацию. Я научился, поэтому себя и реализовал. Чемпион мира, чемпион Европы... Не стал олимпийским чемпионом. Только призером. Все равно, Бог много мне отпустил как спортсмену.

- А как тренеру?

- Тоже, наверное, добился многого - пусть и нет больших побед на международной арене. Не надо забывать, что тренирую я, когда Советского Союза нет. Раньше мы приезжали на турнир и на 80 процентов знали, что без медалей не останемся... Сейчас, чтобы выигрывать, нужна не только большая работа - еще и стечение обстоятельств. Хочется, конечно, что-то выиграть в Европе... Вот получится - скажу, что, и как тренер, добился достаточно.

КОГДА ПОДВОДИТ ИНТУИЦИЯ

- Были в последнее время матчи, проигранные не командой, а тренером Ереминым?

- У каждого тренера бывает ощущение, что поражение - "его". Только одни сознаются, а другие - нет. Если человек работает с командой высокого класса, ошибки его основываются на двух моментах. Во-первых, интуиция подводит...

- Часто?

- Так ее же не выработаешь, интуицию-то! Только от природы - и никак кроме. Я не считаю, что у меня интуиция блестящая. Уровня, например, Кондрашина и близко нет... Кондрашинской интуиции нет ни у кого в российском баскетболе. Талант от Бога. А второй момент тренерских ошибок - стараешься все делать правильно, как полагается, а нужно по-другому к ситуации подходить... Специально пойти на какой-то "неправильный" ход. Нелогичный. Если на баскетбол переводить - игроки, допустим, комбинацию знают, отработали, но и противник об этом знает. Что делать? Менять! А пойти на это непросто. Вот такие ошибки были...

- А то, что за границу на хорошие деньги в "Маккаби" или ПАОК не уехали - не ошибка?

- А что, я одержал бы победу над деньгами? Так я и без этого достаточно хорошо обеспечен. Я на этот счет только об одном жалею: был определенный шанс рискнуть. Попытаться. Но я себя хорошо знаю - уезжать не стоило... Вот пример: у меня сейчас проблема с американцами в клубе. Я про себя по инерции думаю - как же так? Как им может не нравиться Казань?! Это сейчас настолько современный город, и казино есть, и ночные клубы, и рестораны... А ко мне подходят: "Тренер, некуда пойти, я тут не могу! Для вас все хорошо, а я в Греции или Испании привык отдыхать на берегу моря..." Другой менталитет.

- А сами не вспоминаете, как работали в Сирии и говорили приблизительно то же самое?

- Еще как вспоминаю. Там мулла поет, они молятся, свой образ жизни, а я не могу! Тогда вокруг меня была тысяча советников - столько же, сколько россиян жили в Дамаске. А я все равно полгода или год места себе найти не мог. Однажды для себя определился - уеду снова, если будет предложение от какого-то суперклуба, подкрепленное материальным гарантиями.

- Может, просто испугались?

- Ну.. Что значит испугался? Чего? Получить большие деньги?

- Жить на пороховой бочке.

- Нет. Я пожил за границей - знаю, что это такое. Игроки тоже знают - и Женя Пашутин, и Карасев, и Дайнеко. Боятся они? Не боятся. Тяжело его переносить, другой образ жизни...

- От этого игроки и тренеры наши там постоянно на нервах?

- За других не скажу - но я за все очень переживаю. У меня есть черта, для тренера страшно вредная: не могу адаптироваться к ситуации. Надо уходить от этого! Проиграл ты, выиграл - должен продолжать работу, забыть обо всем. А я начинаю переживать, себя винить, копаться в собственных ошибках. Иногда в такие дебри забираюсь. .. А если еще и находишься в обстановке, которая "не твоя", - сплошные стрессы. Может, еще и поэтому не хочу загонять себя в такую ситуацию. К слову, условия для самореализации в России сейчас прекрасные - для любого тренера.

ВАЛИДОЛ ДЛЯ ТРЕНЕРА

- Нет тренера без валидола в столе?

- Тоже любопытный момент... Я еще игроком был, все говорили: "Вот, мол, Еремин закончит - тренер из него выйдет прекрасный!" И я внутри с мыслью свыкся - да, буду тренером. Настолько разбирался в игре, настолько изнутри ее читал... Потом приезжаю в Сирию, думаю: сейчас все как по маслу пойдет, вот у меня какие схемки то нарисованы, то, се... И - удар. Неудачи! Всем трудно сразу превращаться в тренера - как сейчас Валере Тихоненко. Сложнейшая трансформация. А тогда в Сирии то ли полгода, то ли год сидел и думал, что вообще не знаю этой игры! Она, оказывается, со скамейки совсем-совсем по-другому смотрится... И я в тот момент действительно начал принимать успокоительные таблетки. Типа валидола, валерьянки. Хорошо, в какой-то момент жена помогла, говорит: "Слушай, ты что раскис, как тряпка?! У тебя есть сын, семья, работа..." С тех пор - практически ничего успокоительного. Бывают, правда, моменты, когда уснуть не могу, тогда новопассит принимаю. Просто чтоб выспаться. Если не принять - за ночь раз шесть просыпаешься и начинаешь играть в баскетбол. А это тоже неправильно...

- Что ж вас, Станислав Георгиевич, первый-то год не сломал?

- Наверное, потому, что в той сирийской ситуации я был один, оторван от реальности. Спорт, конечно, закалил - доказать очень хотелось... Самое интересное - доказал. И по результату, и по всему. Я уж десять лет, как уехал, а те мои сирийские воспитанники звонили да приветы при любом случае передавали. "До сих пор помним и вас, и тренировки ваши..."Это не результат? Меня, к слову, уговаривали остаться. Им приятно, что человек, с ними работавший, и с лучшими российскими клубами потрудился, и со сборной.

- Какая из проблем нынешней сборной для Еремина главная?

- Сейчас для любого российского тренера, на любом уровне, проблема - найти баланс в отношениях с игроками. Тебе надо полностью "прочувствовать" игрока и так себя поставить, чтоб он прислушивался, и чтоб сами ребята между собой контакт нашли... Тренеры наши сейчас в сложнейшей ситуации! Ребята, откровенно говоря, профессионалами становятся, но до конца не стали. На это поколение свалилась громадная психологическая нагрузка - могут заработать приличные деньги, впервые попали под лучи славы. Но стоит чуть ошибиться, моментально получаешь удар. Через прессу. А как на Западе?

- Как?

- Там ты с детства, выбрав спорт, готов ко всему. А у нас жизнь резко стала гораздо жестче! И я это чувствую, и игроки. Мы к этой жесткости еще не привыкли. Вот мы, тренеры "того" поколения, выросшие из Советского Союза, - Белов, Селихов, Капранов... Как нам искать этот баланс? Мы привыкли, что игрок должен слушаться. Мы привыкли к другому стилю руководства, который нынешняя жизнь отвергает. Выросло новое поколение, с которым надо искать контакт...

- Вы как тренер быстро научились манипулировать другими стимулами - когда люди выходят играть не за родину с флагом?

- Нет. Долго учился, очень долго. И переживал очень сложно. Пытался даже с помощью силовых рычагов на что-то влиять - когда в ЦСКА работал. Ни флага, ни гимна, ни родины - ни-че-го! Ребята целыми днями только деньги считали - кто сколько получил, и так далее. Сейчас это немножко утрясается. Наверное, и чувство родины, и чувство флага скоро вернутся...

- Зато в Казани это все никуда не пропадало.

- Точно. Вообще чем дальше от Москвы, тем лучше это сохранилось. Да, "ретро-взгляды" - но они ведь хорошие, правда? Зачем лучшее гробить? Хорошо, что в Казани национальный вопрос четко ставится, но при этом не выпячивается. Нет такого - "только татары, и больше никто..." А чем я действительно восхищаюсь - в Кремле они построили рядом церковь и мечеть. Такие красавицы!

ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ

- Станислав Георгиевич, а что такое пятьдесят лет?

- Ух... Пятьдесят лет? Это, наверное, тот момент, когда ты за жизнь цепляешься, еще думаешь, что молод, очень молод. .. А окружающие чувствуют, что ты постарел. Но при этом я понял, что пятьдесят для мужчины - лучший возраст. При условии, что мужчина еще полон сил и сам не сдался.

- Если сохранил себя, как вы.

- Да. Если он еще мужчина - и физически, и психологически, и морально... В то же время - опытный муж, не делающий ошибок молодости.

- Свою судьбу с карьерой почти ровесника Жигилия, например, сравнить не желаете? Кому лучше - вам, давно тренирующему, или ему, еще играющему?

- Вот что я вам скажу: когда женщина в возрасте старается одеться под девочку, мне кажется, это иногда выглядит смешно. У каждого возраста своя красота. Есть женщины - в 60 лет одеваются скромно и выглядят лучше молоденьких. Правильно? Так и в спорте! Или надевай свое платье, или "не впишешься". Но это - философия! Если человек способен зарабатывать деньги профессиональным спортом в 48 или 49 лет... Дай Бог, конечно. Если играет, и нет ему замены, как Жигилию в Туле, или как не было Гришаеву в Питере, - это вызов всем нынешним молодым. Только так...

Юрий ГОЛЫШАК