Газета Спорт-Экспресс № 266 (2759) от 19 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

19 ноября 2001

19 ноября 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

В субботу представители 17 клубов первого дивизиона провели в Москве учредительную конференцию, на которой решили создать новую лигу. Если их планы станут реальностью, второй по счету дивизион нашего футбола будет называться высшей лигой.

КОНЕЦ ЭПОХИ ПФЛ?

Процессы, происходящие сейчас в нашем футболе, неоднозначны. С одной стороны, нововведения, заключающиеся в создании российской футбольной премьер-лиги и некоммерческого партнерства "Высшая лига", носят поверхностный, аппаратный характер. С другой стороны, "заговорщики" утверждают, что речь идет не о бархатной революции или переделе власти, а о глубинных изменениях в российском футболе.

Попробуем оценить события последних недель с обеих позиций.

В начале минувшего сезона в высшем дивизионе был создан так называемый совет президентов. Круг полномочий этого органа был достаточно широк: судейство, телевизионные права, профессиональная этика, солидарность и так далее. Проработав бок о бок целый год, руководители российской футбольной элиты вдруг обнаружили, что многие насущные вопросы гораздо проще решить, если не мешают бедные низы - клубы второго дивизиона, и несговорчивые верхи, олицетворением которых выступал президент ПФЛ Николай Толстых. Зная о натянутых отношениях между Толстых и президентом РФС Вячеславом Колосковым, реформаторы, не мудрствуя лукаво, заручились поддержкой футбольного чиновника номер один - и не прогадали. В настоящий момент РФПЛ практически узаконена и вправе решать те проблемы, которые сочтет приоритетными.

А в минувшую субботу по пути старших по рангу пошли клубы первого дивизиона. (Поневоле начинаешь понимать важность последнего тура, оставившего в рядах соратников одного из флагманов "освободительного" движения Александра Ковалева из читинского "Локомотива".) И как бы ни резала слух аббревиатура НПВЛ, вскоре нам, видимо, придется к ней привыкать - у второго эшелона свои, отличные от остальных проблемы, поэтому создание подобной структуры вполне объяснимо.

Сходств у старой и новой форм управления будет гораздо больше, чем различий. ПФЛ, как ни крути, за время своего существования принесла нашему футболу немало пользы. Именно благодаря этой организации, Россия сейчас гораздо ближе к цивилизованным футбольным странам, нежели 10 лет назад. Ясно, что рушить все до основанья смысла нет - хватит и косметического ремонта. Сходство, кстати, проявится и еще кое в чем: зенитовец Мутко, как и динамовец Толстых, не прочь совместить обязанности руководителя лиги с президентством в клубе (плюс это или минус - отдельный вопрос).

Различие, по большому счету, пока видится лишь одно - появится та самая независимость в принятии решений, которая сковывала руки клубам высшего и первого дивизионов. Так стоило ли огород городить? Неужели ПФЛ не могла перестроиться, пойти навстречу "чаяниям трудящихся" и создать внутри себя департаменты для решения проблем каждого из дивизионов в отдельности?

Теоретически могла. Практически - нет. Потому что в последнее время эта организация перестала адекватно реагировать на перемены в футбольном обществе. Отведенный ей ресурс созидания и новаторства Лига выбрала, незаметно для себя самой превратившись в орган насаждающий, поучающий, карающий - и только. А еще - так же как его руководитель - невероятно упрямый. Отчаявшись ждать от ПФЛ проявлений административной и человеческой гибкости, клубы решились на переворот.

Именно в этой плоскости, на мой взгляд, лежит объяснение происходящего, а не в том, что, как многие считают, Колосков "съел" Толстых. Хотя и отрицать то, что инициатива клубов в данном случае упала в подготовленную почву, конечно же, не стоит.

Нам же с вами остается лишь надеяться на то, что две (а вскоре, может, и три) новые управленческие структуры окажутся достойными преемницами ПФЛ во всем разумном, добром, вечном и не станут повторять предыдущих чужих ошибок. Сейчас им предстоит пережить самое трудное - переходный период. Но другого выхода нет - жизнь так или иначе заставит российский футбол пойти по пути реформ.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

Другие материалы об учредительной конференции - стр. 3