Газета Спорт-Экспресс № 255 (2748) от 5 ноября 2001 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 4

6 ноября 2001

6 ноября 2001 | Хоккей на траве

ХОККЕЙ С МЯЧОМ

Вячеслав АРХИПКИН

У ШВЕДОВ ЗАКОН: ЛУЧШИЕ КЛУБЫ
РУССКИХ НЕ ПРИГЛАШАЮТ

Про таких, как Вячеслав Архипкин, говорят - "человек-гол". И в самом деле, за свою карьеру экс-форвард сборных СССР и России забил около 650 мячей - выдающийся результат! Архипкина могла ждать в России блестящая карьера, однако он, как и многие другие наши хоккеисты, предпочел уехать в Швецию, в заштатный "Карлсборг".

- Неужели у одного из лучших российских нападающих не было приглашения из более солидного клуба? - с этого вопроса началась наша беседа с Архипкиным.

- В том-то и дело, что не было. В хоккее с мячом, в отличие от футбола и хоккея с шайбой, никогда не было агентов, работающих с игроками, - все контракты между хоккеистами и зарубежными клубами заключаются напрямую.

- Когда представители "Карлсборга" обратились к вам?

- Во время ЧМ-93 ко мне подошел Михаил Илларионов, выступавший в то время за этот клуб, и спросил, нет ли у меня желания поиграть в Швеции. В те годы возможность отъезда за границу была сродни запретному плоду, который всегда хочется попробовать. Вполне естественно, что я согласился. А когда мы вернулись домой, четырем игрокам "Зоркого", в том числе и мне, разрешили отправиться за рубеж.

- И кто уехал вместе с вами?

- Залетаев - в "Каликс", Грачев - в "Фалун", Шишкин - в Норвегию.

- Нынешний сезон станет для вас девятым в Швеции. Неужели за все эти годы ни один из элитных клубов не обратил на вас внимания?

- В Швеции существует негласный закон: лучшие клубы страны не приглашают игроков из России. Единственное исключение - сезонная командировка Шамсутова в "Сандвикен". Но у Рината там не заладилось - партнеры фактически игнорировали его, не давая возможности раскрыться. Так что на приглашения ведущих клубов я не рассчитываю.

- Ваша нынешняя команда - "Бруберг" - четвертая в шведской карьере. В какой из них чувствовали себя наиболее комфортно?

- В "Бруберге" я всего три месяца, поэтому мне пока трудно сказать о нем что-то определенное. Из остальных клубов наилучшие воспоминания остались от "Карлсборга". У нас там подобралась компания из пяти россиян, и команда играла в хорошо известный нам русский хоккей. Кстати, ведущая тройка клубов Швеции тоже показывает наш хоккей, а вот остальные по-прежнему рассчитывают на длинные навесы и стандартные положения. В первый мой сезон в Швеции "Карлсборг" сумел дойти до переходного турнира, что было расценено как большой успех. А еще через два года мы вышли в элитную серию. Никогда не забуду первый сезон в компании лучших клубов страны. Помнится, на своем поле мы крупно обыгрывали и "Вестерос", и "Сандвикен". Газеты в тех городах, куда приезжал "Карслборг", пестрели заголовками типа "Кто остановит самый русский клуб Швеции?"

- Приходилось слышать, что шведы довольно прохладно относятся к нашим игрокам.

- В целом российских хоккеистов там уважают. Хотя есть отдельные болельщики, которые во время матчей выкрикивают в наш адрес ругательства. Видимо, они не знают, что злить нас не стоит, потому как тут же следует расплата в виде забитых мячей.

- Как в Швеции объясняют последние неудачи сборной?

- Они говорят, что мы - профессионалы, которые тренируются по 40 часов в неделю, а у них игроки занимаются бенди в свободное от работы время. Мне же кажется, что причины последних поражений скандинавов в другом. Шведы настолько консервативны, что не омолаживают свою сборную уже много лет. А ведь у них есть 6-7 игроков, которые вполне могут заменить ветеранов.

- Есть ли у вас еще какая-либо работа кроме бенди?

- Нет. Тренирую ребятишек, но в Швеции это не оплачивается. Иногда подрабатываю арбитром в матчах низших дивизионов.

- Желания вернуться в Россию нет?

- С удовольствием бы вернулся, тем более ребята, с которыми общаюсь, рассказывают, что в нашем клубном хоккее произошли перемены к лучшему. Но у меня здесь семья, дети ходят в школу, а одному ехать не хочется.

- Значит, свое будущее вы решили связать со Швецией?

- Не стал бы говорить столь категорично. В этой стране очень трудно найти работу, а в России возможностей больше. Так что, скорее всего, вернусь домой.

Владимир ЮРИН