Газета Спорт-Экспресс № 211 (2704) от 14 сентября 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

14 сентября 2001

14 сентября 2001 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

НАШИ В ЛИГЕ ЧЕМПИОНОВ

А В "БАРСУ" ПОЗВАЛ САМ КРОЙФ

Игорь КОРНЕЕВ

Полу защитник "Фейеноорда", делавший первые шаги в футболе в школе московского "Спартака", - один из самых талантливых игроков своего поколения, которые десять лет назад выиграли последний чемпионат СССР.

Два хлестких голевых удара невысокого хавбека в двусторонней игре и последовавший за ними град голов в мои ворота на тренировках. Так состоялось мое первое знакомство с будущей звездой ЦСКА, "Эспаньола", "Барселоны", "Херенвена" и "Фейеноорда" Игорем Корнеевым. Произошло оно в далеком 1981 году, когда я пытался попасть в детскую спартаковскую команду, которую тренировал Виктор Зернов. Во многом из-за точных выстрелов Корнеева мое пребывание в знаменитой футбольной школе прервалось, едва начавшись. А впоследствии волей-неволей я начал пристально следить за развитием спортивной карьеры своего "крестника". Во второй раз наши пути пересеклись три года назад, когда я стал отвечать в "СЭ" за освещение голландского чемпионата, где к тому времени уже несколько лет выступал Корнеев.

В футбольную школу, как и многие другие мальчишки, Корнеев попал по счастливой случайности. В 10-летнем возрасте в 1977 году он с несколькими друзьями-сверстниками из Чертанова за компанию отправился в спартаковский манеж, где проходил традиционный ежегодный набор. Выбор тренеров пал на Корнеева, остальные вернулись домой несолоно хлебавши. Мальчишки Зернова со временем превратились в великолепную команду, ставшую почти бессменным лидером столицы в своем возрасте. Игорю в ней едва ли не с первых дней досталось место на краю полузащиты. Так сложилось, что хотя Корнеев и не был лучшим из лучших, но в большой футбол удалось пробиться ему на пару с Андреем Ивановым.

- Как правило, в таком возрасте бывают разные интересы. Одни больше отдаются футболу, другие меньше. Повезло больше нам, - вспоминает Корнеев. - Спартаковская школа заложила футбольный фундамент, ей я обязан техническими навыками. Зернов нам часто говорил, что техника важнее всего. Как только дети подрастают и становятся крепче, при наличии технической базы гораздо проще сделать скачок в своем развитии. Естественно, свою лепту в мое футбольное развитие внес и Федор Новиков. Это было уже в спартаковском дубле, где я провел около года.

- Когда начался призыв в армию, в "Спартаке" никто особо за меня хлопотать не стал. Интерес к моей персоне, может, и был, но вряд ли я был готов конкурировать с первым составом, - говорит Корнеев. - Думал, что времени еще много, что можно не торопиться брать то, что фактически само шло в руки. По молодости, по неопытности упустил шанс, который мне давали Новиков и Бесков. Перед призывом меня приглашали в сборную Москвы, но я попросил передышку. Вот и отдохнул. Полгода отслужил в Таманской дивизии, где мне быстро вправили мозги. Очень благодарен судьбе, что так произошло. После этого стал другим человеком. Про футбол там никто не вспоминал. Приходилось и драться. Все зависело от того, как себя поставишь с первого дня. Уже и не надеялся вернуться в футбол, как вдруг оказался в спортивной роте ЦСКА. До сих пор не знаю, кто пробил приказ о моем переводе и кого я должен благодарить.

И снова сыграл свою роль господин Случай. С момента переезда в спортроту прошли недели. Корнеев, как Том Сойер, красил забор на старом стадионе ЦСКА, где его случайно заметил кто-то из руководства футбольного клуба. В тот же день после обеда он перебрался в команду и начался едва ли не самый удачный, шестилетний период во всей его карьере. За эти годы с командой, которую тренировали Юрий Морозов и Павел Садырин, Корнеев вышел в высшую лигу, вместе с ЦСКА в 1991 году сделал золотой дубль и стал лучшим игроком последнего чемпионата СССР.

- Тогда у нас подобралась сильная средняя линия из игроков одного плана, которые умели держать мяч и наслаждаться футболом - Татарчук, Брошин, Колесников, Кузнецов, я. Впереди играли Масалитин, Дмитриев, Сергеев. Выходя на игру, мы были уверены, что забьем как минимум один мяч. Одно время (еще до прихода Садырина) была возможность вернуться в "Спартак". У меня был разговор с Бесковым, я приезжал к нему домой. Но потом произошла странная история с отставкой Константина Ивановича. После этого ко мне из "Спартака" не обращались. Какие из матчей тех лет остались в памяти? Пожалуй, игра со спартаковцами в манеже в 90-м. Я сделал хет-трик, но мы все равно уступили 4:5. Безусловно, помню и финал Кубка СССР год спустя. К сожалению, та победа навсегда связана с трагической гибелью Миши Еремина, попавшего в аварию на следующий день. Мы потеряли хорошего человека и классного вратаря. Талант и отличные физические данные - ногой пробивал потолок...

Кто знает, как дальше развивалась бы спортивная жизнь Корнеева, останься он в ЦСКА или выбрав вместо "Эспаньола" другой клуб, благо варианты были. Как бы то ни было, он оказался в Барселоне вместе с Кузнецовым и Галяминым. В столице Каталонии Корнеев прожил четыре года, отыграв три сезона за "Эспаньол", а еще один - за "Барселону".

- В "Барсу" меня приглашал сам Кройф. Но сыграть там толком не удалось. В Испании было правило, ограничивающее число легионеров. А тогда в "Барселоне" выступали Хаджи, Стоичков, Куман, Ромарио. Несмотря на невероятную конкуренцию отыграл около полутора десятков матчей, что неплохо.

А потом, по признанию Корнеева, он совершил ошибку, отказавшись заключить с "Барселоной" 3-летний контракт по системе 1+1+1. Контракт, дававший право клубу расторгать его после каждого сезона или отправлять в любую другую команду вне зависимости от желаний игрока. После отрицательного ответа Корнеева каталонцы запросили за него большие деньги, но в Испании покупателей не нашлось.

В 1995 году наступил уже голландский период. В целом неплохо отыграв два года в "Херенвене", Корнеев затем стал игроком одного из ведущих клубов страны - "Фейеноорда", контракт с которым истечет в мае будущего года. За роттердамцев в чемпионате страны Игорь сыграл 69 матчей и забил 19 мячей, а в общей сложности после 363 игр в чемпионатах СССР, Испании и Голландии (включая первые дивизионы) в его активе уже 107 голов. Нынешний сезон для российского легионера пока складывается неудачно - из-за травмы задней мышцы бедра Корнеев выбыл из строя. Тем не менее спустя более 5 лет со дня последнего визита в Москву Корнеев вновь прилетит в родной город, скорее всего, в качестве зрителя. Против клуба, воспитавшего его, он сможет сыграть только в Роттердаме.

Александр БОБРОВ