Газета Спорт-Экспресс № 197 (2690) от 29 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

29 августа 2001

29 августа 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Сергея РОДИЧЕНКО

В ОЖИДАНИИ НОВЫХ СИМВОЛОВ

Август. Эдмонтон. Чемпионат мира по легкой атлетике. Программа дня давно завершена, но под трибунами еще довольно много журналистов. Занятые своими рутинными делами, они не замечают, как мимо входа в пресс-центр в одиночестве проходит темнокожий человек, везя за собой сумку на колесиках. Он так и уходит со стадиона, спокойно миновав всех попавшихся по дороге репортеров. Это Майкл Джонсон.

Сидней-2000. Олимпиада. Приехавшему в Австралию Карлу Льюису журналисты и шагу не дают спокойно ступить, сопровождая его везде, куда бы он ни направился. И газеты с удовольствием печатают рассказы о Льюисе, его мнения по самым разным поводам. Не отстает и телевидение.

Вот такая разница. И это при том, что Джонсон еще формально не ушел из спорта, а Льюис к 2000 году уже несколько лет был пенсионером. Несправедливость? Думаю, нет. Журналистов в первую очередь интересуют люди-символы. А чтобы стать спортивным символом своей страны, и в особенности - за рубежом, одних великих побед и выдающихся рекордов явно недостаточно. Нужно стечение многих обстоятельств и факторов. К примеру, внешние данные - а как без этого? Правда, в случае с Джонсоном я этот фактор оценить не возьмусь. Важно, и может быть, в первую очередь, другое - в какой дисциплине выступает спортсмен. Так уж исторически сложилось, что бегун, пусть великий, на 200 и 400 м всегда будет в тени великого спринтера. А бегун на 800 м при прочих равных условиях всегда будет популярнее, скажем, метателя молота. И меняется эта условная шкала престижности крайне редко. А уж соотношение престижности между видами спорта - и вовсе никогда.

Мы говорим Бразилия, подразумеваем - Пеле. И Айртон Сенна. Мы говорим Аргентина, подразумеваем - Марадона. Говорим США, подразумеваем - Майкл Джордан. И, конечно, Мохаммед Али, Карл Льюис. И почти у каждой страны найдется свой спортивный символ. Но представлять все они будут лишь узкий круг видов спорта.

Это, естественно, относится и к нашей стране. Не претендую на полноту списка, но рискну назвать тех, кто, по моему мнению, рассматривался (и рассматривается) за рубежом как символ России (раньше, понятно, СССР). Юрий Власов, Лев Яшин, Валерий Брумель, Ольга Корбут, Василий Алексеев, Ирина Роднина, Владислав Третьяк, Александр Карелин, Александр Попов, Павел Буре... Их на самом деле очень немного.

Что сразу бросается в глаза, когда смотришь на этот список? То, что восхождение последних наших суперзвезд началось более десяти лет назад. И стране уже давно нужны новые герои, новые символы.

Еще три-четыре года назад о них и речи не было. Наш спорт только поднимался из руин. Но теперь, похоже, поднялся окончательно. Причем чуть ли не на прежнюю заоблачную высоту. И...

Андрей Кириленко, Юрий Борзаковский, Илья Ковальчук. У этих ребят есть все, чтобы превратиться в звезд мирового масштаба. Фантастический талант, трезвый ум, отличные карьерные перспективы. Кириленко и Ковальчук начинают поход в заокеанские лиги, которые, при всех своих недостатках, имеют один грандиозный плюс - в них умеют и любят делать суперзвезд. Борзаковский же уже в числе лидеров в беге на 800 м - дисциплине, которая больше 40 лет считается в "королеве спорта" королевской.

Может быть, я тороплю события. Но уж больно все хорошо складывается для этих молодых парней, хотя они только в самом начале пути. Пути, который может привести их к мировой славе. И дело теперь только в них самих.

Так пожелаем ребятам удачи. Она и им, и нам очень нужна.