Газета Спорт-Экспресс № 190 (2683) от 21 августа 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

22 августа 2001

22 августа 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Михаэль ШУМАХЕР: "А ТЕПЕРЬ СПОЕМ!"

На венгерском Хунгароринге 32-летний немец Михаэль Шумахер из команды "Феррари" сделал окончательный шаг в историю "Формулы-1". И не только потому, что по двум главным показателям - количеству побед в "Гран-при" и чемпионских титулов - он сравнялся с французом Аленом Простом. А и потому, что в истории "Феррари" почти полвека спустя после Альберто Аскари появился еще один гонщик, сумевший выиграть титул дважды подряд.

Лина ХОЛИНА

из Будапешта

В течение всего венгерского уик-энда не оставляло ощущение: Михаэль Шумахер и "Феррари" готовятся к двойному триумфу. Даже технический директор Скудерии Росс Браун, к грозному виду которого все привыкли, не смог сдержать улыбку, когда Шумахер выехал на трассу, чтобы занять место на стартовой решетке. Что уж говорить о финише! Было все - объятия, поцелуи и даже слезы.

1.14,059 и 1:41.49,675 - вот цифры исторической гонки на Хунгароринге. Именно столько часов, минут и секунд понадобились премьеру "Феррари" для того, чтобы одержать более чем убедительную победу в квалификации и в гонке.

Четыре чемпионских титула, 51 победа за карьеру, 41 выигранная квалификация и 43 быстрых круга - такова теперь статистика немецкого пилота, к имени которого после нынешнего уик-энда будут прибавлять эпитет "великий". До "величайшего" остался шаг - для этого надо выиграть еще один, пятый чемпионский титул. Если Шумахер повторит рекорд аргентинца Хуана Мануэля Фанхио, он опровергнет казавшийся незыблемым стереотип: всегда думалось, что на такие подвиги способны гиганты прошлого, но уж никак не наши современники.

Так что триумф лидера "Феррари" - не точка, а лишь многоточие. Начало еще одной главы в статистическом гроссбухе "Больших призов". И Шумахер наверняка постарается написать ее продолжение.

Но вернемся в Будапешт. Отгремели гимны, пролилось победное шампанское, прямо на пьедестале Шумахер и Баррикелло пропели знаменитую We Are the Champions. Пришло время отвечать на вопросы.

- Михаэль, лишь первые 10 кругов нынешней гонки могли вызвать сомнение в вашей победе. Остальные шли под диктовку "Феррари". Вы уходили вперед без малейших проблем, ведь ваш тыл был надежно прикрыт напарником по команде...

- Думаю, все мы немного рисковали с резиной в последней части гонки. Мне же, возможно, просто повезло, что первый комплект оказался получше, чем у остальных. Вспомните, ведь на последней трети "Гран-при" Рубенс начал ко мне приближаться. Так что этот уик-энд на самом деле был довольно напряженным. Во всяком случае, Рубенс меня довольно сильно подгонял.

- Трудно было сохранять концентрацию?

- Довольно трудно. У меня было определенное преимущество, но после первых пит-стопов Култхард опередил Баррикелло, сделал несколько быстрых кругов и значительно сократил отставание. Конечно, я знал, что это мог быть лишь временный эффект от новой резины, но никогда нельзя предвидеть, насколько ее хватит. Довольно интересно было наблюдать, как в итоге разрешится эта ситуация. К счастью, после нескольких кругов скорость Култхарда стабилизировалась, наши силы уравнялись, и я снова начал потихоньку отрываться от "Макларена". Что же касается последних минут гонки, то, будучи впереди, постоянно думаешь о том, как глупо будет выглядеть возможная ошибка (а от этого не застрахован никто). Но еще больше я сосредоточился на том, чтобы не попасть на масляные пятна, которые оставляла одна из машин - кое-где на полотне было разлито довольно много масла. Поэтому я старался постоянно менять траекторию, и меня это сильно нервировало. Правда, теперь все забыто. Мы выиграли, и вспоминать о том, что происходило в гонке, даже забавно.

- Какими были для вас последние круги, когда Баррикелло сильно приблизился к вам и автоматически привел за собой Култхарда?

- Достаточно напряженными. Однако, с другой стороны, все мы знаем, что в Венгрии очень сложно обгонять, если только соперник не сделает серьезной ошибки. И все-таки я был очень рад, что после второго пит-стопа Рубенс вновь занял вторую позицию: во-первых, наш дубль означал победу в Кубке конструкторов, во-вторых, такая расстановка давала мне гораздо больше уверенности в счастливом исходе гонки. Я ведь уже сказал, что приехал в Венгрию отнюдь не в оптимистичном настроении.

- Семь побед в сезоне, 51 за карьеру, четвертый чемпионский титул. Как вы себя чувствуете после всего этого?

- Во время круга почета, этого самого длинного и медленного круга, я постоянно разговаривал с командой, пытаясь найти слова, соответствующие моменту. Гонщик я, возможно, не самый плохой, но вот подобрать нужные слова ну никак не получалось! Так что простите меня. На самом деле сейчас я не способен сказать ничего большего, чем что-то вроде: "Это был прекрасный уик-энд". Мы сделали все, что могли. Сюда, в Будапешт, мы прибыли отнюдь не в лучшем расположении духа. И тому были причины. Я сказал Жану Тодту: "Не уверен, что именно здесь мы выиграем". Но, сам не знаю почему, весь уик-энд пребывал в довольно расслабленном состоянии. Но как только проехал первые три круга, подумал: "Ого, наверное, это произойдет именно сегодня!" И от этого занервничал, а в такие моменты очень легко ошибиться.

Но в итоге мы выиграли, я сравнялся по победам и титулам с Аленом Простом и получил четвертый чемпионский титул. По-моему, многовато для одного "Гран-при". Мне требуется время, чтобы все это переварить.

Вы не поверите, насколько мы - вся наша команда -привязаны друг к другу. Так было и в хорошие, и, что важнее, в плохие времена. Поэтому мы и смогли сотворить то, что сотворили сегодня. Из всего, что я видел в "Формуле-1" за все годы, эта команда - самая фантастическая. Это наша общая победа.

- Нынешний сезон вышел для вас не слишком напряженным. Такие победы приносят меньше удовлетворения?

- Вовсе нет. Меня сильно нервировал Култхард: он ведь выигрывал гонки и вообще был чрезвычайно стабилен, и если бы не неудачи "Макларена", мы, возможно, боролись бы за чемпионский титул до финиша сезона. Жесткая борьба была в каждой гонке, за исключением, возможно, двух первых.

- Можно четвертый титул сравнить с предыдущими тремя?

- Не думаю, что это нужно делать. Каждая из этих побед по-своему прекрасна, как и каждая победа в гонке. Надо наслаждаться ими, а не заниматься сравнениями.

- Вспомните свои первые гонки - думали ли вы, что достигнете таких высот?

- Нет, конечно. В Спа-91 - это была моя первая гонка - я считал, что способен максимум ехать где-то посередине пелотона. Это и было моей целью.

- Теперь по количеству побед вы сравнялись с Аленом Простом. Вы по-прежнему относитесь к нему с пиететом?

- Смешно, но только вчера, в субботу, мы случайно столкнулись с ним, и он сказал: "Пожалуйста, выиграй эту гонку. Мне так надоело постоянно отвечать на вопросы о том, когда это наконец случится..." Я ответил, что мне это тоже поднадоело. Разумеется, когда я только пришел в "Формулу-1", все великие пилоты были для меня особыми людьми. Настолько, что я и не пытался сравнивать себя с ними. Но уже во время второй в карьере гонки, в Монце, где я весьма прилично выглядел на фоне остальных, пришла мысль: "Да я лучше, чем предполагал". И еще одна: может быть, я скоро догоню всех этих суперзвезд. Конечно, я уважаю Алена и определенно счастлив, что смог добиться того же, что и он.

- Что же делать теперь, когда до конца сезона осталось четыре "Гран-при"?

- Продолжать выигрывать гонки. Я еще на финише прошлого сезона сказал, что моя цель - выиграть как можно больше "Гран-при". Каждая из предстоящих гонок - новый вызов. Если я наделаю ошибок, никто не будет вспоминать, какую прекрасную гонку я провел в Венгрии. Все скажут: "Что за глупую ошибку ты сделал!"

- Сможете замахнуться на рекорд Хуана Мануэля Фанхио?

- Я не ставлю перед собой такой цели и не думаю, что его высот вообще можно достичь: то, что сделал этот человек для "Формулы-1", неповторимо. С ним вообще никого нельзя сравнивать. Вспомните, тогда не было никакой техники безопасности, а на каких машинах тогда гонялись?! Любые сравнения будут несправедливы.

- Но почему при всех ваших достижениях есть люди, которые не ставят вас в один ряд с великими пилотами?

- Каждый имеет право на собственное мнение. Это нормально.

- Сегодня вы наверняка закатите вечеринку?

- Заранее ничего не готовилось, но я уверен, что мы что-нибудь придумаем. Посмотрим, что именно, но то, что будет много шампанского, - это точно.

- И вы с Рубенсом опять споете?

- Да, сегодня вечером петь мы будем. И много.

Михаэль ШУМАХЕР: МЕСТО В ПАНТЕОНЕ

За 52 года официального существования "Формула-1" подарила миру 27 чемпионов. Но среди них есть когорта избранных - гонщиков, которых во все времена принято было считать великими. Вот как выглядит в этой компании Михаэль Шумахер.

ШУМАХЕР

ФАНХИО

ПРОСТ

СЕННА

ПИКЕ

ЛАУДА

СТЮАРТ

КЛАРК

БРЭБХЭМ

Дата рождения

3.01.69

24.06.11

24.02.55

21.03.60

17.08.52

22.02.49

11.06.39

4.03.36

2.04.26

Сезоны в "Ф-1"

10

7

13

10

13

12

9

9

14

Количество "Гран-при"

158

51

199

161

204

171

99

72

126

Победы

51

24

51

41

23

25

27

25

14

Поулы

41

28

33

65

24

24

17

33

14

Быстрей
шие круги

43

23

41

19

23

25

15

28

10

Очки

772

277,5

798,5

614

485,5

420,5

360

274

261

Титулы

4

5

4

3

3

3

3

2

3

Дебют в Ф-1

1-я победа

1-й титул

2-й титул

3-й титул

4-й титул

5-й титул

Михаэль ШУМАХЕР

1991/22*

1992/23

1994/25

1995/26

2000/31

2001/32

Хуан Мануэль ФАНХИО

1950/38

1950/39

1951/40

1954/43

1955/44

1956/45

1957/46

Ален ПРОСТ

1980/24

1981/26

1985/30

1986/31

1989/34

1993/38

Айртон СЕННА

1984/24

1985/25

1988/28

1990/30

1991/31

Нельсон ПИКЕ

1978/25

1980/28

1981/29

1983/31

1987/35

Ники ЛАУДА

1971/22

1974/25

1975/26

1977/28

1984/35

Джекки СТЮАРТ

1965/25

1965/26

1969/30

1971/32

1973/34

Джим КЛАРК

1960/24

1962/26

1963/27

1965/29

Джек БРЭБХЭМ

1955/29

1959/33

1959/33

1960/34

1966/40

* - год/возраст