Газета Спорт-Экспресс № 169 (2662) от 27 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

27 июля 2001

27 июля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

Для Марека Холли "Анжи" - четвертый клуб в России. И лишь пятый за всю карьеру. Собственно, она у него наполовину связана с нашей страной, куда он попал в марте 99-го, да так и прижился. Настолько, что теперь каждые полгода меняет клуб.

ХОЛЛИ НАДЕЕТСЯ СТАТЬ
СВОИМ ПАРНЕМ И В "АНЖИ"

АВАНТЮРА

Ларнака. Набережная этого кипрского города. Кафе возле отеля "Four Lantes", где квартирует нижегородский "Локомотив". Цель моего визита из Аянапы - Назим Сулейманов. Прекрасный футболист, оказавшийся на смотринах в волжской команде. Валерий Овчинников, который вечно требует, чтобы спрашивали разрешение на беседу с игроками, хохочет и задирается.

- Какой Сулейманов?! Агент ФИФА - вот вам тема. Бездонная и полная сенсаций, - с этим словами он знакомит нас - журналиста, который отныне будет знать почти все о чешском и словацком футболе, и Роберта Малиева. Человека, который привез в Россию первых словаков и чехов, сделав себе имя на Холли.

- Первая тренировка в России с участием Холли и двух его соотечественников - Рихарда Хогера и Карла Урбанека - состоялась на так называемом верхнем поле в Адлере. Там рядом аэропорт, самолеты то взлетают, то садятся. Март, травы почти нет, зато много грязи, - вспоминает Малиев. - Урбанек был в шоке. Все повторял, что такого никогда не видел. Потом ему пришлось удивляться еще раз, когда наскоро выстиранную форму команда развесила на перилах балконов гостиницы "Камелия". Холли, который был в "Локомотиве" не первый день, все успокаивал земляков: дескать, это нормально, полевые условия сборов, а потом будет лучше.

Эта троица, пополнившая состав нижегородского клуба накануне сезона-99, открыла для нас рынок Словакии и Чехии. Правда, Урбанек и Хогер в Нижнем надолго не задержались. Один спустя полгода уехал в Китай, второй - в Израиль. Оба отыграли в российском чемпионате по полгода. А Холли остался.

- Если честно, то уговорить игрока из бывшей Чехословакии поехать в Россию было очень трудно. В Чехии чтут контракты профессиональных футболистов и вовремя выплачивают все до кроны. Страна маленькая, переезды неутомительны, да и сервис получше, чем у нас. С бытом вообще нет проблем, - говорит Малиев. - В Словакии клубы беднее, но все равно ехали поначалу неохотно. Сейчас стало проще, но для начала требовался тот, кто станет первым. С Холли нам повезло.

Марек стал Колумбом словацкого футбола. Теперь в фамилиях его соотечественников, прибывающих на смотрины в наши клубы, уже начинаешь путаться. Они больше не боятся, что в России плохие поля весной, на улицах бесчинствует мафия, а футбольные клубы составляют контракты, с которыми не пойдешь жаловаться в ФИФА - только время потеряешь. Плохую репутацию страны и нашего футбола сломал один-единственный футболист, отыгравший в России два сезона и оставшийся всем довольный. Хотя, как рассказывает Малиев, если бы не характер Холли, мы бы его никогда не увидели. Марек, игравший в родном Оломоуце, просто решил рискнуть. Поездка в Нижний была сущей авантюрой, но терять игроку было особо нечего. "Сигма" разорилась, а его контракт выкупил агент, предложивший рискнуть и поехать зарабатывать не как все соотечественники - на Запад, а на Восток.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Первая заметка о Холли в "СЭ" датирована 14 мая 1999 года. Он забил первый гол в России - ирония судьбы - "Алании", команде в которой позднее проведет полгода и которая базируется в родном городе его агента. "Локо" тогда уступил крупно - 2:5. Однако матч вошел в историю российского футбола как поединок, в котором отметились первыми голами словацкие легионеры (забил и Хогер). "Сейчас можно с уверенностью сказать, что Овчинников не прогадал с приглашением словаков. Хотя увидеть легионеров в серьезном деле ему заранее не удалось: они появились в команде за пару недель до старта чемпионата и успели провести лишь один тайм контрольного матча с клубом второго дивизиона. Оба разговорчивы и коммуникабельны", - такими словами характеризовали два с лишним года назад Холли и его земляка в руководстве нижегородского клуба.

Спустя два месяца Холли даст первое интервью в России. И снова его клуб будет играть с "Аланией", но на сей раз крупно выиграет. Правда, у той команды уже будет другое название - ЦСКА. Овчинников потом долго будет метать громы и молнии по поводу "ограбления средь бела дня". Дескать, изъяли ключевого игрока - отсюда и проблемы. Действительно, изъяли - правами ведь владел не клуб. К тому же звали Холли не куда-либо, а в команду, которой предстоял дебют в Лиге чемпионов. "Для того чтобы соответствовать уровню Лиги, ЦСКА должен выигрывать каждый матч в российском чемпионате", - эти слова словак скажет за пару недель до катастрофы.

0:4 и шапки вроде "Спартак" устроил ЦСКА Мольде-2!" - будут преследовать красно-синих еще полгода. Лига чемпионов, такая близкая после московских 2:0, утонула в норвежском фьорде. Красную карточку, полученную Холли на 56-й минуте при счете 0:1, главный тренер армейцев Олег Долматов после матча сгоряча назовет "преступлением". Нарушение правил, которое допустил словак, действительно было абсурдным: у бровки, неподалеку от углового флажка, на чужой половине поля, Марек схватил руками норвежца, словно они боролись, а не играли в футбол. Предупреждение за грубость у него уже было, а через десять минут после изгнания Холли с поля его ЦСКА развалился.

- Марек тогда страшно переживал. Просто убивался. Причем в клубе ему все сочувствовали, говорили, что он играл до удаления неплохо, да и вообще вся команда виновата в неудаче. Не помогало. Месяц, наверное, в себя приходил. 0:4 - это не просто поражение, это рухнувшая мечта, - Малиев своего клиента вывел из стресса только осенью.

Холли, правда, анафеме в клубе не предали. Долматов потом публично возьмет вину на себя, а новичка клуба тренер будет ставить стабильно в основной состав, доверяя ему и периодически нахваливая. Это, поверьте, дорогого стоит, если вспомнить про скепсис Долматова по отношению к игрокам-иностранцам и досрочные отставки из клуба словенца Гуталя и хорвата Пешича. Однако с мечтой о еврокубках, в которых будет шанс проявить себя, пришлось расстаться.

В РОССИЮ - С ЛЮБОВЬЮ

Хотя не навсегда. В "Анжи" у Холли будет шанс заявить о себе громко. В прошлом году с ЦСКА не получилось, хотя это, конечно, как посмотреть. В Анталии, где армейцы наделали много шума минувшим январем на Gazi Cup, опекающий в Турции почти все российские клубы менеджер Вячеслав Проценко чаще всего рассказывал телевизионщикам "Евроспорта" о Семаке, Холли, Кулике. На глазах у всей Европы словак играл здорово. Так что "Анжи", наверное, отыскал неплохую альтернативу покинувшему клуб Рахимичу. Именно на его позиции Марек стал играть в махачкалинском клубе.

- Он спортсмен и хочет играть, - говорит о мотивах перехода Малиев. - ЦСКА купил много новых игроков. Они будут играть, а Холли в этой ситуации нужно было менять команду.

"Анжи" в этой связи - вариант почти идеальный. Отдав словака, армейцы частично гасили сумму, которую клуб должен махачкалинцам за трансферы Рахимича и Ранджеловича. А "Анжи" получил квалифицированного футболиста, который, помимо всего прочего, уже играл и жил на Кавказе. Собственно, именно "Алания", где Холли провел первый круг сезона-2000, вернула нам этого симпатичного и общительного футболиста. Южане, у которых еще на сборах были видны кадровые проблемы, сумели в последний момент договориться с Малиевым о покупке Холли. Тогдашний генеральный директор клуба Батраз Битаров лично летал в Братиславу, чтобы переговорить с футболистом. Холли, семья которого не горела желанием ехать за отцом на Северный Кавказ, в итоге сдался под напором Битарова. Думаю, что не пожалел. Пусть "Алания" и провалила тогда старт, но тренеры и СМИ чаще хвалили его, чем ругали. Правда, в итоге семья настояла, чтобы уехать в российскую столицу. Так Холли снова сменил летом клуб, во второй раз за карьеру став армейцем.

Из России он теперь, наверное, не скоро уедет. У него тут уже есть и репутация, и имя, заработанные здесь, в нашем футболе. Здесь, в России, Холли стал отцом...

- Мареку нравится в России, - утверждает Малиев. - Главное, что он привык к большим расстояниям, к ритму жизни. Он профессионал, что все работодатели очень быстро понимают и начинают ценить. А самое главное - он стал для ваших футболистов своим парнем.

В Махачкале Холли еще предстоит стать своим. Настолько, чтобы местные фаны подарили ему орла и пригласили на шашлык под вино. Он, оказавшийся в незнакомом мире, думаю, потянет. Иначе бы не играл так долго в нашей стране, которая чужаков быстро отторгает.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ