Газета Спорт-Экспресс № 155 (2648) от 11 июля 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

12 июля 2001

12 июля 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 16-й тур

ВОЗВРАЩЕНИЕ СПАРТАКОВЦА

Говорят, что дважды в одну реку войти нельзя. Говорят еще, что не стоит возвращаться туда, где был счастлив.

Но Владимир Бесчастных хотел играть в футбол, а потому не прислушался ни к этим афоризмам, ни к многочисленным советчикам, отговаривавшим 27-летнего нападающего от возвращения. Впрочем, мог ли он рано или поздно не вернуться, если в ноябре 94-го, забивая гол за голом в составе бременского "Вердера" и по-юношески восторгаясь накалом первенства бундеслиги, тем не менее говорил: "Я никогда не забуду, в какой команде стал тем, кем стал?.."

ДЕБЮТ, КАК В ФАНТАСТИЧЕСКОМ СНЕ

А стал он, например, лучшим бомбардиром сборной России за девять лет ее существования. В неслыханную пору, когда "Спартак" после первого круга по результативности занимает девятое (!) место, уступая даже середнякам - "Динамо" и "Сатурну", - это звание Бесчастных не может не греть красно-белую болельщицкую душу. Как и цифры, с которыми он в 20 лет уезжал из российского чемпионата: 62 матча - 35 голов. Для сравнения: спартаковские форварды Робсон, Маркао и Ирисметов, средний возраст которых - 26 лет, в нынешнем чемпионате не забили ни разу...

Сегодня мы удивляемся и радуемся, когда 18-летний футболист зарабатывает место в основном составе и показывает нестандартную игру - как, скажем, Марат Измайлов в "Локомотиве". Бесчастных в этом возрасте забил два мяча армейцам в финале Кубка - последнего, кстати, Кубка Союза. А своим голам в первенстве открыл счет и вовсе в 17.

То, как это произошло, когда-нибудь станет маленькой футбольной легендой. К сезону-92 он готовился с дублем, в последнем предсезонном сборе основного состава не участвовал. Ночью перед матчем открытия первого чемпионата России против "Крыльев Советов" ложился спать не в Тарасовке, а дома. В те же минуты Олег Романцев ломал голову, кем бы заменить в нападении Татаркина и Касумова, которых не удалось вовремя заявить...

Об этом фантастическом сюжете вы во всех подробностях узнаете из интервью Бесчастных "СЭ". Все было как во сне. Звонок Романцева. Утренняя электричка в Тарасовку. Спартаковская база. Установка с его фамилией в стартовом составе. Разминка в ЛФК ЦСКА и порванные тапочки, которые пришлось срочно менять. Удивление несведущей публики. И - стремительное признание. Шестая минута, на которой Бесчастных открыл счет. 50-я - когда забил еще раз, и вскоре под овацию трибун был заменен на Александра Каратаева.

Шанс своей жизни юный дублер не упустил - а спартаковские болельщики, в течение года потерявшие Шалимова, Шмарова, Черенкова, Мостового и Кулькова, мгновенно нашли новый предмет обожания. А Романцев, не слишком привечающий дублеров, за следующие девять лет так и не ввел в основной состав ни одного, как теперь модно выражаться, тинейджера.

КТО, ЕСЛИ НЕ БЕСЧАСТНЫХ?

В "Спартак" вернулся не просто хороший нападающий, а человек, забивший первый из 643 голов команды в чемпионатах России. Во времена, когда доморощенных кумиров у красно-белой торсиды становится все меньше, а иностранцев в команде - все больше, приход Бесчастных, мне кажется, возвращает "Спартаку"... спартаковскую душу.

Тот "Спартак" был славен голами. До нынешнего сезона красно-белые за девять лет в среднем забивали по 70 (а если совсем точно, то по 69,7) мячей за сезон. Сейчас, посреди чемпионата, на их счету - 16. Кто, если не Бесчастных, способен возродить добрую традицию?

Печальные примеры Радимова и Юрана двухлетней давности побудили многих относиться к заграничным возвращенцам - даже самым именитым - с настороженностью. Не гарантирован новый успех и Бесчастных: футбол вообще не признает такого рода гарантий. Но есть один нюанс психологического свойства, который заставляет меня верить, что лучший снайпер сборной России въедет в российское футбольное царство на белом коне.

Нюанс этот - в отношениях Бесчастных и Романцева.

У каждого игрока есть свой тренер. Тот, который открыл его для большого футбола, безгранично доверяет ему в любой ситуации - порой даже вопреки логике, - за что игрок платит той же монетой. Именно поэтому, к слову, я полагаю, что вторая попытка Радимова вернуться в российский футбол получится успешнее первой. Возвращается-то бывший армейский полузащитник к Александру Тарханову - своему тренеру.

Бесчастных забил не только первый гол "Спартака" в чемпионатах России, но первый гол самой первой сборной Романцева - австрийцам в 94-м. Более того, 15 мячей из его лидерских 18 за национальную команду влетели в чужие ворота именно в романцевский период. И это при том, что он играл в сборной и при Павле Садырине, и при Борисе Игнатьеве, и при Анатолии Бышовце!

С РОМАНЦЕВЫМ - ОТ "МЕТРОПОЛЯ" ДО БЕЛГРАДА

Бесчастных уехал в "Вердер" примерно за месяц до того, как Романцева впервые назначили главным тренером сборной. Свидетелям проводов 20-летнего форварда, которые тот устроил в ресторане "Метрополь", наверняка запомнились его объятия с тренером. К счастью, жизнь (в отличие от отношений, скажем, между Романцевым и Игорем Шалимовым) эти объятия не разрубила. И в критический для Бесчастных период, когда "Расинг" в последний день испанского "юрьева дня" вывел россиянина из заявки, настало время Романцеву подставить плечо Бесчастных.

Можно сколько угодно говорить, что играть в сборной должны те, у кого есть постоянное место в составе клуба. Но когда речь идет о человеческих отношениях, жизнь способна опровергнуть любую догму. Как опроверг ее на ЧМ-98 во Франции хорват Давор Шукер, не игравший почти весь сезон за "Реал", но ставший лучшим снайпером мирового первенства. Опроверг и Бесчастных, два выездных гола которого в ворота Швейцарии и Югославии приблизили нашу мечту о ЧМ-2002 на расстояние вытянутой руки.

- Если бы не Романцев, меня как футболиста сейчас бы вообще не было, - признавался мне Бесчастных перед ответным матчем с югославами. - Тренер подвергался резкой критике за то, что продолжал приглашать в сборную игрока, не выступающего за клуб, и ему было бы намного проще и спокойнее отказаться от моих услуг. Но, несмотря ни на что, он в меня верил - и я делаю все, чтобы оправдать это доверие.

Сила Бесчастных - не только в его пробивной мощи или умении играть головой. Его сила еще и в искренности, чистоте эмоций. Честный и открытый, не способный даже на обыкновенную хитрость (одна из его черт на поле - неумение выпрашивать пенальти), какой-то поразительно русский, он способен вывернуться наизнанку ради человека, которому предан. Потому и забил вопреки всем холодным законам футбольного рассудка Швейцарии и Югославии. Потому и вернулся из комфортной и беспечной Испании в "Спартак", где все нужно доказывать заново.

А еще судьба Бесчастных - хороший урок молодым игрокам, рвущимся из России за границу. Стать своим в чужой жизни получается далеко не у всех, и лучший бомбардир нашей сборной так и не нашел за семь зарубежных лет своего футбольного счастья. И если в "Спартаке" он начнет забивать, как до отъезда, многие задумаются: а стоит ли вообще уезжать?

Игорь РАБИНЕР