Газета Спорт-Экспресс № 141 (2634) от 25 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

25 июня 2001

25 июня 2001 | Футбол

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Когда речь заходит о сегодняшнем российском футболе, мы шарахаемся от громких эпитетов. В этом, мне кажется, не столько даже преклонение перед историей (оно должно быть!), сколько свойство человеческой натуры, когда-то выраженное в строках: "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье". Мы и представить себе не можем, что когда-нибудь история приравняет российско-украинскую драму осени 99-го к трагедиям сборной Союза во встречах с Уругваем в 70-м и с Бельгией в 86-м. Что победа в Сен-Дени над мировыми футбольными королями французами станет такой же легендарной (ну хотя бы почти!), как над чемпионами мира из ФРГ в Москве 55-го. С тем же, между прочим, счетом - 3:2...

То же касается и внутренних достижений. Кому, скажем, придет в голову поставить под сомнение рекорды Олега Блохина - 432 матча в первенствах СССР, 211 голов и 7 золотых медалей? Но стоило мне в отчете о финале Кубка России заговорить о двух рекордах всех времен, установленных в среду Игорем Чугайновым, как на следующий день позвонил знакомый коллега, увлекающийся статистикой. И уверенно заявил, что в своих подсчетах (в которых мне, к слову, помогал такой авторитет в этой области, как Аксель Вартанян) я ошибся: и игрок с 8 кубковыми финалами в истории якобы значится - Сергей Сальников, и футболист, который поднимал Кубок над головой шесть раз, существует - Леонид Буряк. На поверку, правда, оказалось: Сальников не играл за "Спартак" в финалах 1946 и 1947 годов, а Буряк в розыгрышах Кубка-84/85 и 1985/86 провел по одному, причем не финальному, матчу. И это не позволяет его считать полноценным обладателем хрустальной чаши.

Нежелание признавать очевидное - что 10 лет российского футбола дали игрока, установившего рекорд уровня 54 союзных сезонов, - на уровне эмоций понять можно. Россия пропустила два последних чемпионата мира и Европы, а из группы на турнирах такого уровня вообще последний раз выходила еще сборная СССР - в 88-м. Стало быть, "богатыри - не мы". Но разве приходило кому-то в голову прервать цепь истории в мрачные 70-е, когда мы забыли о мировых первенствах на целых 12 лет?! Кстати, до рекорда Блохина по сыгранным матчам 31-летнему Чугайнову (дай Бог ему здоровья) осталась не такая уж и пропасть - четыре сезона. А уезжать он не собирается, как и заканчивать карьеру.

Случайных рекордов не бывает. Чугайнов - человек плоть от плоти российский. Вместе со своей страной он взрослел и искал почву под ногами, заблуждался и преодолевал ошибки. Путь от юного, не знающего авторитетов бунтаря до профессионала, каждое мгновение стремящегося вперед, - это путь лучших (речь даже не о футболе!) из тех, кому сейчас под и чуть за 30. Тех, кто рос в смутное время, но выдюжил благодаря характеру, уму и внутреннему стержню. "Кто в молодости не был революционером, у того нет души. Кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума", - и то и другое сказано философом как будто про Чугайнова.

В 91-м он был среди тех, кто свергал Валентина Иванова. "Тогда не только футболисты - все общество слегка ошалело от неожиданной свободы, - сказал мне Чугайнов 10 лет спустя. - И обернулось это вседозволенностью. Мы были обычными гражданами своей страны, и у нас тоже отказали "тормоза" - решили, что теперь все можно, забыли о дисциплине, без которой в футболе никуда. Осень 91-го была временем послепутчевой эйфории. Прежние устои рушились на глазах, и это, думаю, наложило отпечаток на то, что произошло в "Торпедо". Сам тоже был грешен, нечестно было бы это отрицать. Но когда увидел, к чему это привело, зарекся участвовать в любых демаршах против тренеров".

Сила искушений - или сила воли? Через медные трубы проходит любой выбившийся в люди футболист. Хоть и не модно сейчас цитировать классиков марксизма, но замечено ими было верно: нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Торпедовское общество начала 90-х было слишком веселым. Самый талантливый - Сергей Шустиков - так и не смог повзрослеть и, похоже, оказался потерян для большого футбола. В отличие от Чугайнова. "В какой-то момент человек начинает понимать, что у него два пути: либо вверх, либо вниз, - говорит он. - Конкретного повода не было - просто сел и задумался, что меня ждет дальше. И сделал выбор".

Российский футбол 90-х не раз заставлял игроков выбирать. Например: уезжать или оставаться? Почти все - раньше или позже - уехали. Чугайнов остался. Вариант с "Кельном" рухнул в последнюю секунду - клуб вдруг все проиграл и вылетел из бундеслиги. Сейчас кажется, что уж Игорь-то ни за что не смог бы годами просиживать, как многие, на зарубежной лавке. Но... "В 27 - 28 лет я хотел уехать, и если бы это случилось, вполне возможно, тоже сидел бы сейчас на Западе, не играл - и никуда не рвался бы. Ведь уезжают футболисты в основном ради денег. Зарплату платят в любом случае - выходят они на поле или нет. Значит, цель достигнута, а футбол при этом - не главное... Но контракт сорвался, а потом и желание уезжать прошло. Все, что ни делается, - к лучшему", - признался мне Чугайнов.

А я подумал: видимо, не случайно теперь футболисты покидают Россию намного реже, чем раньше. Дело, конечно, и в упавшем спросе - но еще и в уважении к своей стране и своему футболу. Или не помните "железный поток" начала 90-х в израили с финляндиями - ехали, только пальцем помани? Нынче же возвращаются даже из Франции, как Яновский, и из Испании, как, надеюсь, Бесчастных. И если прежде уезжали, чтобы попасть в сборную России, то теперь с той же целью... едут назад. Это заслуга таких, как Чугайнов.

Трудно представить, но рекордсмен всея Руси и будущий отличный тренер (в чем я ни на секунду не сомневаюсь) нынешними результатами своей карьеры... недоволен. Если максималист Чугайнов так и не станет чемпионом страны, это будет сидеть в нем занозой всю жизнь. И если не поучаствует в первенстве мира - тоже.

В 2001 году сбываются самые долгожданные спортивные мечты. Великий хоккеист Рэй Бурк на 22-м году карьеры все-таки выиграл Кубок Стэнли. Великий футболист Габриэль Батистута спустя много лет тщетных ожиданий взял скудетто.

Сбудутся ли в новом веке мечты первого нашего полноценного рекордсмена нового времени - Игоря Чугайнова?

Игорь РАБИНЕР