Газета Спорт-Экспресс № 127 (2620) от 7 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

7 июня 2001

7 июня 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА

УЛИЦА СЕЗАМ И УЛИЦА КОРОЛЕВА

Судя по гостевой книге Интернет-версии нашей газеты, нет сегодня для российского болельщика темы более актуальной, чем спорт на телевидении. Точнее, его отсутствие. Никак не может болельщик смириться с тем, что под рейтинговым натиском "мыльных" опер и боевиков спортивные трансляции уходят в глухое полуночное подполье.

Чашу терпения переполнил беспрецедентный по абсурдности репортаж с финального матча Кубка УЕФА, начавшийся со второй половины второго тайма. Хотя лично я поставил крест на нашем телевидении еще раньше - прошлой осенью. Тогда другой канал "наехал" на трансляцию матча "Спартака" в Лиге чемпионов экстренным информационным выпуском, посвященным новостям о выборах... президента США.

А как обстоит дело со спортивными трансляциями на Западе? Том самом, у которого наши телевизионщики позаимствовали все мало-мальски известные разговорные шоу, викторины и авторские программы?

Приходится признать, что копирование оказалось одновременно и слепым, и однобоким.

Возьмем для примера Германию страну, где за три недели, пока шел чемпионат мира по хоккею, я успел изучить всю эфирную сетку "от и до". "Мыльный" сектор ТВ там, поверьте, ничуть не меньше российского. Есть немецкие версии многочисленных сериалов типа "Сансет Бич", викторин вроде "О, счастливчик!", детских передач наподобие "Улицы Сезам" и даже младенческих "телепузиков".

Но при всем этом спорт в Германии не забыт. Более того - находится на первых ролях. Очень много спортивных трансляций на всех 12 ведущих каналах, причем почти каждый гордится ежедневной обзорной программой о футболе на 30 минут. В среднем каждую неделю немецкий болельщик может наблюдать на бесплатном ТВ три-четыре матча бундеслиги, два-три матча НБА (в Германии баскетбол популярнее хоккея), а также часовой обзор игр в НХЛ и десяток любимых немцами боксерских боев. Плюс к тому есть два общедоступных спортивных канала, один из которых - Евроспорт. Словом, жизнь немецкого зрителя в отличие от российского "телепузиками" и "мануэлами" отнюдь не исчерпывается.

В Северной Америке сторонникам здорового и активного образа жизни повезло еще больше. Там на телевидении спорт в последнее время не только на равных конкурирует с тоннами "мыла", но порой их и перевешивает. Даже телевизионную Западную Европу американцы с их сотней каналов и высочайшей спортивной культурой опережают на несколько лет. А Россию, как ни обидно это признавать, - на несколько десятилетий.

У нас же усилиями работников с улицы Королева воспитан зритель нового поколения. Его страсть - сомнительного качества сериалы, шоу-программы и "фанерные" концерты поп-звезд. Поэтому не приходится удивляться тому, что, например, рейтинг хоккейной программы ТВЦ "На пятачке с Дмитрием Федоровым" как минимум в два раза ниже, чем рейтинги каждого (!) из пяти сериалов, идущих в это же время на других каналах! Иначе говоря, "мыльная" аудитория Москвы на порядок шире "спортивной".

... Самое яркое телевизионное воспоминание о командировке в Германию. 5 мая, на ведущем общенациональном канале идут новости. Неожиданно выпуск прерывается. Абсолютно неэмоциональный диктор, типичный немец, который только что с траурным видом рассказывал о падении курса марки, вдруг расплывается в широченной улыбке. И взахлеб сообщает об исторической ничьей хоккейной сборной Германии в матче с канадцами. А вы говорите - выборы американского президента...