Газета Спорт-Экспресс № 125 (2618) от 5 июня 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

6 июня 2001

6 июня 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

Что ни сезон, то один, то другой казавшийся благополучным клуб вдруг начинает идти ко дну. И когда возникает чрезвычайная ситуация, зовут мессию. Причем так уж сложилось, что "спасение утопающих" в российском футболе - удел весьма узкого круга тренеров

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ - СПАСАТЕЛЬ

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Прими сейчас "Черноморец" или, того хуже, "Факел" Олег Романцев (хотя это, конечно, из области ненаучной фантастики), я бы на лучшего тренера много не поставил. В возможность завоевания "Спартаком" очередного комплекта золотых наград и выхода сборной в финальную часть ЧМ-2002 мне верится куда больше, чем в его виртуальные успехи в качестве спасателя клуба, угодившего в турнирный переплет. Как некогда сказано классиком пресс-конференций Валерием Овчинниковым, таким командам нужны очки трехглазые, а в аптеках или на базаре можно приобрести только двуглазые. А еще попавшим в беду клубам почти всегда требуется новый главный. Старого очень редко оставляют спасать тонущий корабль.

Романцев себя в роли подобного спасателя наверняка не видит даже в кошмарных снах: у него - иная специализация. Да, не так уж давно он был призван в подобном качестве в сборную России, но национальная команда - дело особого рода. А попади Романцев в какой-нибудь футбольный Урюпинск, он, полагаю, просто зачах бы от тоски при работе с командой, у которой тощий кошелек, масса проблем и подавленное настроение после пяти поражений подряд.

Алексей Петрушин, например, девять лет назад попробовал себя в этой роли в Тюмени. Итог был ужасающим, а нынешнему главному тренеру "Химок" пришлось потом семь лет мыкаться по заштатным клубам второго дивизиона и тренировать дублеров. Не получился мессия и из Беньяминаса Зелькявичюса: дважды знаменитый литовец брался спасать от вылета российские клубы и дважды терпел жесточайшие неудачи: "КАМАЗ" и "Шинник" вместе с ним, увы, шли ко дну. Да что говорить, если пять лет назад не справился в Екатеринбурге с функциями спасателя сам Виталий Шевченко. Я не к тому, что создать такое "Торпедо", как сейчас, проще, чем выручить из беды "Уралмаш", - нет. Навыки нужны разные.

Поэтому немногие, уверяю, и соглашаются войти в своеобразное футбольное МЧС. Виктор Прокопенко, например, точно не пойдет поднимать из подвалов таблиц "Ниву" или "Сталь", "Нафтан-Девон" или "Факел". После сезона-99 нынешний главный тренер лидеров украинского чемпионата с удивлением делился с корреспондентами наблюдениями за жизнью аутсайдеров первенства российского. "Оказалось, что бороться за медали, за чемпионство психологически в несколько крат легче, чем биться за место под солнцем в хвосте таблицы. И это счастье, что "Ротор" не вылетел - ни я, ни футболисты были не готовы к такому повороту в судьбе клуба". Что добавить к высказыванию наставника процветающего "Шахтера"?

Но ведь кто-то должен и аутсайдеров спасать? И есть люди, которые, взваливая на себя эту ношу, вытаскивают бедствующих на поверхность. А потому я готов согласиться с самарским коллегой Арнольдом Эпштейном. Он, узнав, что "Факел" принимает Александр Аверьянов, заявил: одним претендентом на вылет вроде бы стало меньше. Я, в свою очередь, не испытываю сомнений относительно радужных перспектив "Ростсельмаша"-2001. Приехавший в Ростов Анатолий Байдачный из того же разряда людей, что Аверьянов. Они - спасатели.

Пусть в российском футболе нельзя позвонить по телефону 911, чтобы вызвать смелых и умелых ребят, которые и в горящую избу войдут, и на небоскреб по стене заберутся. Зато можно позвонить тренеру, который знает, что надо делать, когда у команды мало очков, нет игры, а у футболистов и учредителей плохое настроение. Есть такая профессия - команды выручать. И людей, которые этим искусством владеют, очень мало: спрос на таких обычно превышает предложение.

БРИГАДА МЧС РОССИЙСКОГО ФУТБОЛА

Александр АВЕРЬЯНОВ

Сергей Шойгу нового русского футбола. Своего рода кудесник жанра. Единственный прокол у него случился очень давно с "Океаном": участие клуба из Находки в переходном турнире в ноябре 1993 года увенчалось грандиозным скандалом. Аверьянов утверждает: он знал о неизбежности взаимных обвинений игроков друг друга в нечистоплотности, удара по его тренерскому реноме и вылета в первую лигу, но все же повез команду в Москву, желая сохранить коллектив для клуба, где добился первого успеха. Все следующие "чрезвычайные ситуации" были разрешены с блеском. Аверьянов спас "Крылья", к его появлению в Самаре имевшие в активе лишь 5 очков. В итоге команда стала 13-й, ликвидировав очень большую фору, да еще при тогдашней 2-очковой системе! Затем Аверьянов привел проваливший старт "Уралан" в десятку лучших. То же было и во Владикавказе с "Аланией". Местом очередной миссии спасателя Аверьянова стал "Факел".

Александр ИРХИН

В высшем дивизионе толком не работал, всякий раз покидая команду под влиянием обстоятельств. В прошлом году из "Уралана", например, был уволен после того, как команда набрала при нем в трех матчах 5 очков! Из "Тюмени" Ирхина "попросили" из-за желания губернатора области видеть во главе команды Эдуарда Малофеева. Возвратившись, вернул городу место в элитном дивизионе, но на старте нового сезона вынужден был уйти, поскольку "несвоевременно" решил постоять за свои права и права игроков, которым всучили переправленные контракты. В прошлом году вытащил красноярский "Металлург" с предпоследнего места в первом дивизионе, причем за один круг. А за два года до этого проделал примерно то же самое с "Рубином", который стал в итоге седьмым, хотя начал с последнего места после восьми туров. Этому спасателю вполне можно присвоить еще два титула - самого странствующего тренера России и самого невезучего, если говорить о какой-то работе на перспективу.

Виктор АНТИХОВИЧ

В начале 90-х удерживал "Крылья" в высшем дивизионе, располагая лишь воспитанниками самарского футбола, прежде игравшими во второй лиге. Затем выручил нижнекамский "Нефтехимик" в первом дивизионе. Затем едва не спас и "Жемчужину", но дела у сочинцев к моменту его прихода выглядели совсем безнадежно. Работает почти без передышек, решая задачи экстремального характера в разных дивизионах отечественного футбола.

Анатолий БАЙДАЧНЫЙ

Сам себя тренером-спасателем не считает. Тем не менее недавние середнячки или аутсайдеры с приходом Байдачного начинают играть здорово, удивляя футбольный мир. Потом Байдачный, мечтающий о суперзадачах, уходит, теряя общий язык с недавними работодателями.

Владимир ФЕДОТОВ

Тренер, начинавший карьеру как победитель (Кубок СССР 1981 года с ростовским СКА и вывод "Асмарала" в высшую лигу за два года), ныне стал "экстремальщиком". Начал себя пробовать на этой стезе Федотов в Саратове. Приняв "Сокол" в почти безнадежной ситуации, он наладил игру, обошел с командой конкурентов и лишь в последний момент оступился, потеряв путевку в высший дивизион. Потом ему удалось спасти "Черноморец".