Газета Спорт-Экспресс № 121 (2614) от 31 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

1 июня 2001

1 июня 2001 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В АСТАНЕ

ФИНИШ В АСТАНЕ НАПОМИНАЕТ СТАРТ В ЛИНАРЕСЕ

РАЗДВОЕНИЕ НЕ ПОШЛО НА ПОЛЬЗУ КАСПАРОВУ

- Сегодня в Астане было, как в Линаресе, - так начал очередной телефонный репортаж специально для "СЭ" международный арбитр Владимир Дворкович. - Но если встреча Дармена Садвакасова с Борисом Гельфандом была короткой, то в двух других поединках борьба велась с полной отдачей. В этот вечер у нас на сцене появилась "берлинская стена", которую построил, как обычно, Крамник. Ходом работ, естественно, очень интересовался экс-чемпион мира Гарри Каспаров. Ему приходилось раздваиваться, наблюдая и за партией главного конкурента, и за своей - с Александром Морозевичем. Раздвоение это не пошло на пользу: Каспаров не сумел преодолеть искусную оборону соперника. Впрочем, и Крамник не извлек выгоды из позиции, в которой у него были и материальный, и позиционный перевес. Не найдя в условиях острой нехватки времени выигрывающего маневра, Владимир сразу после контроля предложил Широву ничью.

"БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА" КРАМНИКА - ДЕБЮТ XXI ВЕКА?

Итак, Крамник вновь всех поразил, сделав неожиданный психологический ход. Ведь по логике "берлинскую стену" гроссмейстер из Туапсе должен был возвести в партии последнего, 10-го тура с Каспаровым. Но это - по логике. Крамник же, словно в насмешку над столь прямолинейной гипотезой применил свою знаменитую "берлинскую стену" за 2 тура до решающей встречи. Он словно дразнит своего соперника по лондонскому матчу: "Видишь, насколько неприступна моя "стена"? Ты ее не преодолел в XX веке, не преодолеешь и в XXI".

Данное дебютное построение уже становится притчей во языцех. В связи с этим вспоминаются два символичных момента. Один имел место после первой партии прошлогоднего противостояния Каспаров - Крамник в Лондоне. Еще не совсем освоившийся Владимир на какое-то время задержался в зале и дал парочку экспресс-интервью, словно это был не матч на первенство мира, а какой-нибудь заурядный турнир.

- Что за эндшпиль получается в этом варианте? Как его оценить? - спросил я тогда несколько наивно Владимира.

- Эндшпиль, между прочим, довольно коварный, - ответил со своей обычной полуулыбкой в то время еще претендент на шахматную корону. - У черных ведь два слона, что может сказаться, если белые будут перегибать палку. А вообще-то практика показывает, что в этом эндшпиле побеждает тот, кто лучше играет в шахматы.

В следующий раз мы общались в английской столице с Владимиром после 15-й партии, то есть спустя месяц. И был передо мной уже не претендент, а 14-й чемпион мира, который стал им во многом благодаря реанимированному в "испанке" берлинскому варианту.

Любопытный разговор о "берлинской стене" состоялся у меня и в этом году в Линаресе с Анатолием Карповым - одним из лучших знатоков испанской партии за всю историю шахмат. 12-й чемпион мира лишь усмехнулся, когда я заговорил о непробиваемости этого построения:

- Если бы "берлинская стена" действительно была такой неприступной, как вы говорите, то ее применяли бы в каждом матче на первенство мира. Беда Каспарова не в том, что он не смог разрушить "стену", а в том, что он и его тренеры не смогли ее обойти...

Похоже, вторничная партия Широв - Крамник открыла новую страницу в истории "берлинской стены": она оказалась вовсе не пресной и скучной, а захватывающей, как классный триллер! Игра Крамника в этой партии восхитила. 10-ходовый рейд его черной конницы заслуживает отдельного разговора. Будь у него времени побольше, Владимир не дал бы, конечно, "пристрелить" своего изумительного скакуна после блестящего похода по тылам белых на ферзевом фланге. Впрочем, и белая конница была великолепна. По словам Дворковича, когда Крамник сыграл 34...Лс6, лицо Широва покрылось пятнами, он страшно занервничал, ибо ему показалось (и правильно показалось!), что этот ход несет гибель белому войску. Однако Алексей сумел собраться и довольно быстро избавился от черного коня-надоедалы.

МОРОЗЕВИЧ - ЛИДЕР ВТОРОГО КРУГА

Александр Морозевич набрал в трех турах второго круга 2,5 очка. Ничью в партии с Каспаровым юный москвич сделал черными с присущей ему самобытностью. После дебюта - славянская защита - он получил "изолятор" в центре, а затем его просто-напросто отдал. Стало быть, решил играть без пешки. С Каспаровым - без пешки? Оригинально! Никакого "разноцвета" не было и в помине. Мог возникнуть ладейный эндшпиль, но, как подчеркнул на своем сайте Каспаров, все окончания выиграть практически невозможно. Это обстоятельство и подметил, изучая особенности позиции, Морозевич. А вот реакция 13-го чемпиона мира: "Очень жесткая игра на ничью!" Но если учесть, что эта "жесткая" ничья была всего второй у Морозевича в поединках с Каспаровым - остальные Александр проиграл, то можно только поаплодировать этой умелой "жесткости".

Вчера на турнире перед двумя заключительными турами был последний день отдыха.

Юрий ВАСИЛЬЕВ

После 8-го тура: Владимир Крамник - 6 очков; Гарри Каспаров (оба - Россия) - 5,5; Борис Гельфанд (Израиль) - 4,5; Александр Морозевич (Россия) - 3,5; Алексей Широв (Испания) - 3 и Дармен Садвакасов (Казахстан) - 1,5.

8-й тур.Ничьи: Широв - Крамник, Каспаров - Морозевич и Садвакасов - Гельфанд.