Газета Спорт-Экспресс № 120 (2613) от 30 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

30 мая 2001

30 мая 2001 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1

Атаку сборной Югославии в московском матче со сборной России наверняка возглавит форвард итальянской "Пармы" Саво Милошевич. В последних матчах серии А он регулярно выходит в основе клуба, а в последнем туре довел число забитых в чемпионате мячей до восьми.

Саво МИЛОШЕВИЧ: "СЕЙЧАС РАБОТАЮ НАД УДАРОМ ПРАВОЙ НОГОЙ"

Георгий КУДИНОВ

из Милана

- Вы первый год выступаете в Италии. Есть ли разница между итальянским и испанским чемпионатами?

- Особой разницы я не заметил. Конечно, здесь, в Италии, защитники не дают тебе дышать и практически не оставляют пространства для маневра. Но все-таки ситуация не та, что была четыре-пять лет назад. Правила футбола постепенно меняются, и защитникам не дают грубить так, как это было раньше. Сегодня удаляют и за подкат сзади, и за фол "последней надежды". В какой-то степени руки моих оппонентов связаны нововведениями. К тому же в последние годы игроки легко перемещаются по Европе. И итальянские защитники или защитники итальянского типа уже добрались и до Испании, что позволило там поднять уровень игры в обороне.

- И все же в Испании забивают больше, а лучшие бомбардиры выходят там на отметку 25 - 27 голов.

- Не будем забывать, что в Испании проводится на четыре тура больше. И это меняет дело. И даже при том, что в Италии проводят меньше матчей, лучшие форварды на Апеннинах все равно забивают больше 20 голов: вспомним хотя бы удачный дебют Андрея Шевченко в прошлом сезоне. Кстати, сегодня, за два тура до окончания первенства, у того же Шевченко и моего предшественника в "Парме" Креспо на счету по 24 забитых мяча. Это высокий результат.

- Раз уж вы вспомнили о Креспо: каково вам, образно говоря, в его бутсах?

- Заменить такого высококлассного форварда непросто. И я понимаю ту часть болельщиков и журналистов, которые до сих пор жалеют о его уходе. Но не могу на них оглядываться, должен заниматься своим делом. И, если я не ошибаюсь, Креспо забил 25 голов за сезон только на четвертом году пребывания в Италии. Так что дайте мне время, а потом судите. Кстати, в первом своем сезоне на счету Креспо было 12 голов. А я только что забил уже свой 8-й мяч, хотя пропустил много матчей из-за травмы. Конечно, хотелось бы забивать больше, но сейчас и это неплохо.

- В Италии не ожидали, что вы так много будете действовать вне пределов штрафной площади.

- Нельзя все время находиться в чужой штрафной и ждать, когда к тебе прилетит мяч. Порой я сам пускаюсь на поиски мяча, чтобы облегчить атакующие маневры партнерам. Да я и не единственный игрок, который в "Парме" умеет забивать. Посмотрите, сколько голов на счету у Ди Вайо. К тому же, хотя это может показаться и нескромным, я обладаю достаточно высокой техникой, чтобы создать опасный момент и вне пределов чужой штрафной. Хотя больше всего мне нравится бороться в непосредственной близости от ворот.

- Оцените себя как нападающего. У вас есть слабые места?

- Слабых мест нет только у феноменов, а я себя таковым не считаю. Хорошо играю головой, у меня приличный удар с левой ноги. А вот правая - не ахти какая. Хотя я работаю над собой, стараюсь улучшить и этот компонент. Меня не пугает постоянная необходимость учиться, ведь это естественно. Например, в "Сарагосе" мы играли по схеме 4-5-1, и я был единственным чистым нападающим, который боролся в чужой штрафной. В Италии поначалу мы играли впереди вдвоем с Аморозо, а сейчас, при Уливьери, играем чуть ли не в три форварда. Как видите, тактические изменения произошли немалые. Но меня это не пугает. Любое новшество интересно.

- Почему после чемпионата Европы вы выбрали именно "Парму"?

- Полтора месяца ждал приглашения из мадридского "Реала", "Ромы" или другой великой команды. Но время шло, а они все не поступали. Потом вдруг появилась "Парма", и мы договорились обо всем за три дня. Команда проявила настойчивость, а ее руководители были убедительны. Мне нравятся люди, которые знают, чего хотят.

- Вы могли оказаться в "Парме" еще в 91 -м году, когда юношей выступали за "Партизан".

- Стороны тогда не сошлись в цене. Жаль, потому что я бы, без сомнения, предпочел "Парму" "Бирмингему".

- Английский опыт был для вас негативным?

- Так сказать нельзя. Провел в Англии три года и отыграл 120 матчей, 90 из которых - в чемпионате. Для 21-летнего футболиста это стало хорошей школой. Где бы я еще провел столько матчей в таком возрасте? В премьер-лиге, которая является одним из сильнейших национальных первенств, я забил 28 мячей за три сезона, что не так уж много. Зато опыта набрался на годы вперед.

- Говорят, в какой-то момент вы могли оказаться в "Реале".

- Я был очень близок к этому. Но у мадридцев появились сомнения, и я сам расстался с этой идеей.

- А слухи о переходе в "Барселону"?

- Когда эту команду тренировал ван Галь, контакты действительно имели место. Но до серьезного разговора дело так и не дошло.

- Вы выходец из страны, которую, к сожалению, поразила война. Насколько это сказалось на вашей карьере?

- Когда твоя семья находится там, где идет война, не можешь не думать о ее судьбе. Трудно в такие моменты сосредоточиться на футболе, ведь речь идет о самых близких людях. Во время войны мои родители, брат, сестра и ее муж были в опасной для жизни зоне. От осознания этого можно было сойти с ума.

- Недавнее белградское дерби вызвало жуткие столкновения болельщиков. Насколько остро сегодня в Югославии стоит проблема насилия на стадионах?

- Такая проблема существует, и она достаточно серьезна. Но я бы не стал связывать ее только с футбольными болельщиками. Когда в стране непростая экономическая ситуация, то стычки могут происходить не только на футболе.

- Выступающие в Италии югославские игроки поддерживают отношения между собой?

- Обязательно! Югович, Михайлович, Ковачевич, Миятович, Станкович - нам трудно часто видеться, потому что мы играем в одни и те же дни. Но мы обязательно находим возможность пообщаться и чувствуем себя единым целым.

- Что произошло в позорно проигранной сборной Голландии (1:6) встрече на последнем чемпионате Европы?

- Это был жутко неудачный для команды матч, в котором все сошлось против нас. Мы провалили три-четыре недели подготовки, подошли к поединку с голландцами после трех игр подряд, в которых играли в меньшинстве. Это угнетает и физически, и морально. После перерыва при счете 0:2 многие из нас, видимо, вышли на поле с той мыслью, что все уже кончилось. Можно было попытаться переломить игру и показать характер, но этого не произошло. К сожалению, такое бывает.

- Как вы оцениваете сегодня шансы сборной Югославии в отборочном турнире?

- До поражения от России я продолжал считать нас фаворитами даже после двух ничьих подряд. Но белградская неудача сильно осложнила нам жизнь. Теперь нам надо выигрывать все матчи подряд, включая ближайший с Россией.

- Есть ли в югославском футболе игрок, похожий на Саво Милошевича?

- Сегодня наш футбол переживает период расцвета нападающих. Например, в "Црвене Звезде" есть два очень талантливых форварда - Пьянович и Друлович, которым по 22 года. А в моем бывшем "Партизане" выступает талантливейший парень по фамилии Илиев, которому всего 19 лет.

- Почему югославские игроки так дорого стоят? Кежман, например, обошелся голландскому ПСВ в 15 миллионов долларов. Румын Муту при переходе в "Интер" стоил в семь раз дешевле.

- Ответ надо искать в удачном выступлении югославских футболистов в Европе. Посмотрите, ведь наш футбол дал ведущим первенствам много замечательных футболистов. Как только у нас появляется новый талант, европейские клубы сразу пытаются перехватить, полагая, что он принесет им прибыль. В этой жизни никто тебе ничего не дарит: раз тебе платят, значит, в тебя верят. Возьмите последние десять лет. У нас же была плеяда талантливых игроков: от Шукера до Миятовича, от Бобана до Просинечки, от Савичевича до Михайловича, от Юговича до Стойковича. Эти игроки выросли в одной большой Югославии, а затем стали звездами в других странах. Вот и получается, что итальянский или испанский клуб вкладывает деньги в молодые таланты, а затем получает отдачу. Наверное, в этом и есть объяснение того, почему на моих соотечественников по-прежнему большой спрос.