Газета Спорт-Экспресс № 118 (2611) от 28 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

28 мая 2001

28 мая 2001 | Теннис

ТЕННИС

АТР WORLD TEAM CHAMPIONSHIP

КАФЕЛЬНИКОВ И САФИН: ОСТАНОВКА
В ДЮССЕЛЬДОРФЕ НА ПУТИ В ПАРИЖ

В субботу в финале командного чемпионата мира Евгений Кафепьников и Марат Сафин в тяжелой борьбе уступили австралийцам, но на Открытый чемпионат Франции отправляются в хорошем настроении

Ефим ШАИНСКИЙ

из Дюссельдорфа

Перед началом финального поединка россиян с австралийцами один местный фотограф, натягивая на свою седовласую голову белоснежную кепочку, заметил: "Еще ни разу за 20 с лишним последних турниров в нашем дождливом Дюссельдорфе не было столь прекрасной погоды".

Действительно, в течение недели игроки, судьи, организаторы и зрители вовсю наслаждались улыбчивым солнышком и легким теплым ветерком. Благоприятную погоду использовали и теннисисты, причем не только на корте. Например, соперники россиян по финалу свободное время проводили чаще всего на поле для гольфа, где особенно выделялся один из лучших мастеров парной игры в австралийской сборной Уэйн Артуре. Он, кстати, заявил, что после окончания теннисной карьеры со спортом не распрощается и сменит ракетку на клюшку для гольфа. Ллейтон Хьюитт тоже был замечен за игрой не по специальности, однако его успехи в гольфе намного скромнее, чем у Артурса. Зато у Хьюитта куда выше достижения на корте: он сейчас пятый номер в мировой классификации. Не исключено, что уверенность, которую излучает ныне Ллейтон, придает ему подруга - известная теннисистка Ким Клийстерс. (Свидания с ней Хьюитт, кстати, частенько назначает на корте.) А вот у Патрика Рафтера свободного времени в последнее время было меньше. После того как в Дюссельдорфе он получил приз Fair play, журналисты его просто замучили.

Не только на корте проводили время и многие другие участники чемпионата мира. Кифер допоздна засиживался за игровыми автоматами, Хаас проявил себя азартным картежником, испанцы и шведы устраивали набеги на итальянские рестораны, а американская "золотая молодежь" Гэмбилл и Роддик, быстренько подыскав себе немецких подружек, по ночам выплясывали в дискотеках.

Впрочем, в среду вечером почти все теннисисты сидели в своих отелях у телевизоров, наблюдая за поединком "Баварии" и "Валенсии". Футбол в образе знаменитого тренера Отто Рехагеля присутствовал и на трибунах дюссельдорфского "Рохусклуба". Причем соседями "короля Отто" были бывший министр иностранных дел Германии Клаус Кинкель, экс-чемпион мира по боксу Генри Маске и олимпийская чемпионка по прыжкам в высоту Ульрика Мэйфарт.

Можно смело утверждать, что из всех участников чемпионата мира собственно на теннисе по-настоящему были "зациклены" лишь трое: Сампрас, который сразу же по окончании своего последнего на турнире поединка вместе с женой Бриджет Уилсон на собственном самолете улетел готовиться к "Роллан Гаррос" в Париж, и Кафельников с Сафиным, больше других проводившие время в спаррингах и уже в 21 час исчезавшие в гостиничных номерах. Свой аскетический образ жизни россияне в многочисленных интервью объясняли желанием выиграть финал у австралийцев и во всеоружии подойти к Открытому чемпионату Франции.

Увы, первую задачу нашему дуэту выполнить не удалось. В субботнем поединке Сафина с Хюиттом Марату нельзя было отказать в старании, однако при этом он допускал такое количество невынужденных ошибок, что все его усилия шли насмарку. Именно после мощного удара Сафина в сетку Хьюитту в стартовом сете удалось сделать первый брейк, и он повел - 3:1. Ошибаясь в простейших ситуациях, россиянин все заметнее нервничал, что приводило к новым оплошностям. Создавалось впечатление, что Марат больше борется сам с собой, чем с цепким и настойчивым соперником. И борьбу с собственными нервами Сафин явно проигрывал. У россиянина не получались не только его коронные убийственные удары с задней линии, но даже простые футбольные приемы: пытаясь после очередной ошибки ударить ногой с досады по катящемуся желтому мячику, Марат неожиданно промахнулся...

В общем, первый сет был отдан - 3:6. В ходе второй партии "секундировавший" Сафина тренер Шамиль Тарпищев и все члены российской делегации постоянно выкрикивали только одно слово: "Терпение!" И Марат терпел. До седьмого гейма, в котором на своей подаче вновь стал допускать одну ошибку за другой. При этом переживал так, что на него жалко было смотреть. "О, Марат!" - в стиле Фазиля Искандера восклицал он, вознося руки к небу. Ну а доконал Сафина судья Мохамед Лахьяни из Швеции, который в более чем спорном эпизоде присудил очко Хьюитту. В общем, снова проигрыш своей подачи, и счет 3:4. А дальше - ничего нового: второй сет (6:4) за австралийцем, который выводит свою команду вперед.

Не успели теннисисты покинуть корт, как на площадке появился Патрик Рафтер и с извиняющимся лицом сообщил: "Мне очень жаль, но из-за травмы локтя я не смогу выйти на поединок с Евгением Кафельниковым. Вместо меня сыграет запасной Скотт Дрэйпер". Подробно описывать матч нашего теннисиста с австралийцем не стоит. Кафельников был на голову сильнее и, действуя раскованно, а временами и изящно, уверенно победил - 6:2, 6:4.

Все решала парная дуэль, в которой нашему дуэту противостояли Дрэйпер и Артурс. Временами на корте завязывалась перестрелка, приводившая публику (на трибунах, в отличие от матчей с участием германской сборной, были свободные места) в неописуемый восторг. Во время розыгрыша очка в пятом гейме первого сета в "бою" пострадал даже подающий мячи мальчик, в которого, пытаясь спасти очко после косого удара Сафина, с близкого расстояния попал желтой "пулей" Дрэйпер. В общем, веселя публику, теннисисты дошли до тай-брейка. Наш дуэт начал его в свойственном россиянам стиле: сперва щедро дарил очки (счет был даже 0:5), а потом героически спасал положение. Однако в итоге (опять не без помощи арбитра Лахьяни) Дрэйпер и Артурс все-таки первыми пересекли промежуточный финиш - 7:5 на тай-брейке.

Первая партия, похоже, забрала у австралийцев немало сил, и вторую они просто отдали - 1:6. Зато в третьем сете Дрэйпер и Артуре расслабиться себе уже не позволяли. Австралийцы действовали очень собранно и рационально, стараясь почаще нагружать у сетки именно Сафина, которого опять, как и в одиночном поединке, все чаще стали подводить нервы. Кафельников же долго держался молодцом, всеми силами пытаясь подбодрить приунывшего партнера и в некоторых случаях беря на себя ответственность за судьбу важных очков.

Но и он не из железа. В концовке третьего сета при счете 4:5 на своей подаче нервы подвели и Евгения. В итоге - 4:6 и победа в матче австралийцев, которые не только стали чемпионами мира, но и получили 500 тысяч долларов. Россияне вынуждены были удовлетвориться 320 тысячами.

Несмотря на поражение, в лагере нашей команды уныния не наблюдалось. Сафин, которого бурно приветствовала публика, на церемонии награждения без конца острил и улыбался. В неплохом настроении был после окончания соревнований и Тарпищев:

- Это хороший турнир, в котором играют лучшие теннисисты каждой страны. О его уровне свидетельствует и тот факт, что в нем принимали участие семь игроков первой десятки. Наши ребята сыграли, в общем, неплохо, но Марат после травмы еще далек от своей боевой формы. Его матч с Хьюиттом и проигранный на старте турнира поединок Грожану похожи как две капли воды. Сафин еще не обрел психологической уверенности, ему не хватало терпения в розыгрыше важных очков, частенько он шел на неоправданный риск. Отсюда и такое количество невынужденных ошибок. Но, думаю, Сафин вскоре вновь обретет себя: жеребьевка на "Ролан Гаррос" для Марата оказалась щадящей, и в первых двух матчах у него, надеюсь, будет возможность поймать свой привычный ритм. Кафельников же приехал в Дюссельдорф после больших тренировочных нагрузок, поэтому и уступил в первом матче Клеману. Но мы тут привели его общими усилиями в порядок, и в итоге он неплохо провел турнир. Вообще и Кафельников, и Сафин после неудач в первой половине сезона именно здесь, в Дюссельдорфе, вновь начали показывать ту игру, к которой они всех приучили.

А вот мнение Евгения Кафельникова:

- Матчи в Дюссельдорфе были важны для меня как этап подготовки к Открытому чемпионату Франции. Вообще именно на турнирах Большого шлема чувствую себя лучше всего. Я выигрывал эти самые престижные соревнования и знаю, как это здорово. В нынешнем году фаворитами в Париже, думаю, будут Мойя, Корретха, Ферреро... В хорошей форме и Сампрас, но я не знаю, сможет ли он все семь матчей сыграть на необходимом уровне. Однако в любом турнире Большого шлема кроме фаворитов всегда есть ребята, способные преподнести сюрприз. Когда-то и меня в расчет серьезно не принимали, но я неожиданно для многих победил. Если в 2 - 3 матчах я начну показывать хорошую игру и обрету уверенность, то остановить меня будет очень трудно.