Газета Спорт-Экспресс № 100 (2593) от 5 мая 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

5 мая 2001

5 мая 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ВЗГЛЯД Александра НИЛИНА

ЗА НАМИ - МОСКВА

Игра седьмого тура, где Самара выиграла у Петербурга, вызывает многослойную драматургию размышлений.

В предыдущем сезоне жаждавшие турнирной интриги надеялись, что оставшимся московским силам удастся остановить "Спартак". Сегодня начало чемпионата дарит предвкушение, что и всю-то Москву - с ее явно благотворимым, но тайно подтачиваемым "Спартаком" можно оттеснить рвением поднявших голову клубов, давно мечтавших доказать необязательность для административного центра страны быть автоматически и футбольным центром.

И ведь есть в этой дерзости резон разве же именуемый столичным футбол укомплектован лишь коренными москвичами? Правда, сейчас же меня срежут ревнители московской гегемонии, заметив, что главный бой Москве и дают отвергнутые ею за возраст таланты, переодевшиеся в периферийные футболки. Впрочем, такими же иностранными фирмами изготовленные. Про фирменные футболки добавляю я - и в этом добавлении различаю символ, от которого готов танцевать, выдавая свою уверенность в том, что у резво начавших чемпионат команд есть будущее. Даже если победить им не удастся. Простите за рассудочность - тенденция важнее одноразового чемпионства...

...После матча, на котором я впервые в жизни побывал полвека назад, не сразу смог отойти от шока. Московское "Динамо" - команда, чьим именем назывались не только стадион, но и станция метро, и водная станция, и спортивный магазин, проиграла куйбышевским "Крыльям Советов". И весь стадион восхищался не Хомичем, поразившим англичан, а совершенно не известным мне Виноградовым голкипером победителей. Много позднее я узнал, что это наш земляк, игравший за столичные клубы еще до войны, но затем за ненадобностью отданный в провинцию. Я к тому, что Москва во все времена брала и отдавала. И брать ей не составляло труда - все стремились в нее, подобно сестрам из чеховской пьесы. В Москве футболист делался знаменитым. Но рождались обещавшие стать великими игроки в провинции ничуть не реже, как мне кажется, чем в столице. И тот же Куйбышев, сегодняшняя Самара, - родина Хусаинова, Осянина... Правда, если начнем мы копаться в справочниках, обнаружим, что Самара стала все же местом их футбольного рождения, а биологическое появление на свет произошло в окрестностях менее приметных. Но Куйбышев - по праву футбольного города, известного "волжской защепкой", - вбирал их в свою историю, уступая затем выпестованный талант мегаполису, фабрикующему знаменитостей. Но вчерашний Куйбышев и не мог никого обмундировать в фирменные фуфайки и снабдить всем тем, чем снабжает Самара.

...Санкт-Петербургу - с возвращенным, пусть пока и не ставшим для всех родным именем - дается в изменившемся времени фора. И статус Северной столицы воспринимается нами не как вольность поэта, а как восстановленная справедливость. Футбол Санкт-Петербурга заслуживает исторической сатисфакции. Навязанная великому городу областная судьба сказалась на игре очень быстро. К началу розыгрыша первенств Союза спортсмены подошли уже под впечатлением тех кар, что обрушились на Питер масштабнее и раньше, чем на Москву. Отдельная, отличная от "центра" игра и, главное, школа своей игры, судя по всему, и в футболе возбранялась. И вот город, где начинался российский футбол, представлен в чемпионате страны одной командой против шести московских.

В матче седьмого тура спартаковские пристрастия тренера Самары возобладали над инакомыслием по киевско-динамовским образцам. Но "Зенит" моложе по составу, и Юрий Морозов, рожденный в страшном для ленинградцев 34-м, свой сугубо питерский счет футбольному "центру" еще может успеть предъявить.