Газета Спорт-Экспресс № 95 (2588) от 27 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

28 апреля 2001

28 апреля 2001 | Остальные

ВЗГЛЯД Александра НИЛИНА

ШАНС ПРОВИНЦИАЛА

Сборная России по футболу выиграла важнейший для себя матч в ослабленном составе. Но корректно ли - и какой, главное, резон - говорить, что победители слабее тех, кто не смог из-за травм выступить в Белграде?

Хотите - верьте, хотите - нет, я в сетованиях тренеров накануне матча не почувствовал настоящей тревоги. Счел за традиционное суеверие: почему не пожаловаться на обстоятельства, когда к тому есть достаточный повод?

Я, как и тренеры, давно живу в России - и уверен, что в экстремальной ситуации лучше сборной нашей страны не сыграет никто.

Не желая даже в шутку посягать на трудный хлеб своего выдающегося друга Акселя Вартаняна, ассоциативно задержусь лишь на одном примере из истории отечественного футбола. Весной 1968 года сборная СССР со счетом 0:2 проиграла в Будапеште - и в ответном матче необходимо было теперь забивать три безответных мяча, чтобы пройти в следующий круг соревнований на первенство Европы.

Все знают, что в Москве наши победили - 3:0. Но мало кто знает, что перед самой игрой на сборах в подмосковных Вешняках трое ведущих футболистов, исчезнув из поля тренерского контроля, серьезно нарушили режим. Тем не менее тренер Якушин и начальник команды Андрей Старостин не стали докладывать наверх о случившемся. Поверили в незаменимость штрафников - и те кровью смыли вину, оказавшись в матче лучшими. В шуме победы никто и внимания не обратил на то, что после провала в столице Венгрии Якушин навсегда отцепил от сборной Эдуарда Стрельцова. Настойчиво пропагандируемая в советском обществе мысль о предпочтении, отдаваемом коллективу перед гением, в том разе (подчеркиваю, что все-таки разе, а не многоразово) подтвердилась.

Гении, похоже, перевелись в нынешнем домашнем футболе. А чуда все равно хочется. И мы, соскучившиеся по чудесам, очень надеялись увидеть в приглашенном из Саратова в сборную Андрее Федькове спасителя футбольного Отечества. Боюсь, что навязанная нами историческая роль и помешала игроку использовать свой шанс в отведенные ему сорок пять минут.

"Шансом провинциала" назвал лет тридцать назад весь спорт знаменитый писатель Андрей Битов. Он подразумевал чисто социальную подоплеку. Сегодня она - для футболистов в особенности - не столь уж однозначна, как тогда. Но сюжет превращения в прекрасного лебедя остается наиболее захватывающим. И в применении к обрадовавшему нас своим результатом матчу не хотелось бы совсем от него отказываться. На мой взгляд, свой шанс провинциала уж никак не меньше, чем на сто, а по впечатлению и на все двести, использовал сменивший Федькова Владимир Бесчастных. Почему же, однако, я провожу его здесь по номенклатуре провинциала? Рискую прослыть старым брюзгой и человеком без воображения, но не могу себе представить ни Боброва, ни Стрельцова с Ивановым в запасе зарубежного клуба. К чести тренеров сборной, а теперь и "Спартака", футбольная Россия не согласилась с европейской недооцененностью Бесчастных - и давала ему шанс с похвальным постоянством.

Гурманов редко устраивает эстетическая сторона теперешних состязаний на уровне национальных сборных. Но футбол тем и велик как зрелище, что одним ударом его картину можно превратить в шедевр, созревающий в безразмерном терпении общего ожидания.

Бесчастных своим голом и - что, по-моему, важнее - самой своей судьбой, к этому голу приведшей его и нас, всем нам напоминает о простой житейской истине. Вместо накопления обид и комплексов, что страну твою незаслуженно теснят на обочину, надо помнить про оставленный шанс - и успеть этот шанс использовать.

Александр НИЛИН