Газета Спорт-Экспресс № 93 (2586) от 25 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 4

26 апреля 2001

26 апреля 2001 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1

ЮГОСЛАВИЯ - РОССИЯ

НЕУГОМОННАЯ ЮГОСЛАВИЯ, УСТАЛЫЙ БЕЛГРАД

Александр ПРОСВЕТОВ

из Белграда

"А из нашего окна площадь Красная видна", - вспоминается стишок из далекого детства. Из отеля "Хаят", в котором поселилась сборная России, можно лицезреть обгорелую, зияющую пустотами окон башню. Когда приходилось проезжать мимо на ежедневные пресс-конференции югославской команды в гостиницу "Югославия" и обратно, таксисты сообщали: это - здание ЦК. В прошлом в башне и впрямь заседало руководство Союза коммунистов Югославии. А в последнее время там размещалась телекомпания, которую возглавляла дочь экс-президента Слободана Милошевича - Марья.

В руинах лежат также бывший Генштаб вооруженных сил и здание МВД, до основания снесена телебашня на горе Авале. Да и у отеля "Югославия" разрушено одно крыло, на восстановление которого нет средств. Вместе с тем Белград не производит впечатления города, пережившего в позапрошлом году 77 дней бомбардировок. Разрушенные строения выглядят, как приговоренные к сносу. Не более того. Рядом-то всецело...

Напомню: матч Югославия - Россия должен был состояться 7 октября прошлого года. Но внутриполитическая обстановка резко накалилась после президентских выборов 24 сентября, второй тур которых назначили на 8 октября. Сторонники Воислава Коштуницы посчитали итоги голосования фальсифицированными и устроили массовые выступления протеста. На улицах возникли баррикады.

Невозможно сказать, как закончился бы матч, пройди он строго по расписанию. Может, для югославских футболистов политические события послужили бы допингом. Недаром их главный тренер Милован Джорич теперь твердит про предстоящую первую встречу России с новой Югославией.

В минувшее воскресенье в неугомонной балканской стране произошло очередное политическое событие, имеющее важнейшее значение для самого существования Югославии как союзного государства. Парламентские выборы в Черногории могли привести к скорой кончине унии между этой республикой и Сербией. Возможно, разрыв в конце концов и состоится.

Однако в минувший выходной коалиции "Победа Черногории", которая ведет дело к независимости от Белграда, не удалось добиться абсолютного большинства. Ее победа над блоком "Вместе с Югославией" измеряется микроскопическими полутора процентами.

Если Черногория станет независимым государством, вскоре в Европе появится еще один самостоятельный футбольный субъект. Чем чревато это для команды Югославии? Как ни странно, почти ничем. Сегодня в ней собраны в основном лица сербского происхождения, так что оппоненты обвиняли Джорича в том, что он создал сборную Сербии. Исключение - Миятович, но в его 32 года поздно думать о смене футбольной национальности.

Дискуссии с участием политологов шли в эти дни по всем программам ТВ. В воскресенье сообщениями о ходе выборов несколько раз прерывалась, например, трансляция матча "Ювентус" - "Парма" (кстати, игровых видов спорта на общедоступных каналах куда больше, чем в России). В то же время на улицах Белграда все безмятежно. Жители столицы явно отвели себе роль созерцателей, а итог выборов успокоил и многочисленную черногорскую общину, представителям которой очень не хочется оказаться в Сербии иностранцами. С другой стороны, люди устали от конфронтации.

У них на уме житейские заботы. Цены на продукты несущественно уступают московским, в то время как средняя зарплата в Югославии равна примерно 75 долларам. А на "белградском Арбате" - улице Князя Михаила - пустуют рестораны, хотя кормят там за значительно меньшие деньги, чем в центре Первопрестольной.