Газета Спорт-Экспресс № 92 (2585) от 24 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1

25 апреля 2001

25 апреля 2001 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2002. Отборочный турнир. Группа 1

ЮГОСЛАВИЯ - РОССИЯ

УЧЕНЫЕ ТАК И НЕ ПОНЯЛИ,
КАК БЬЕТ МИХАЙЛОВИЧ

Александр ПРОСВЕТОВ

из Белграда

Какими только эпитетами не награждала его пресса! И "ноги страха", и "левая нога, заставляющая дрожать весь мир", и "король стандартных положений". Тренер любой команды, которой предстоит противостоять или сборной Югославии, или "Лацио", непременно предупреждает своих подопечных тщательно избегать фолов вблизи своих ворот. Когда про punizione (штрафные удары по-итальянски. - А.П.) в исполнении Синиши Михайловича говорят, что это "почти пенальти", то, ей-богу, практически не преувеличивают.

ПРОКЛЯТЫЕ ШТАНГИ НЕ ПУСКАЮТ В БОМБАРДИРЫ

- Если за матч я ни разу не ударил по воротам, это ненормально, - говорит сам Михайлович, одно из прозвищ которого Мистер штрафные. - В каждой игре ловлю шанс, чтобы от души приложиться к мячу. Причем обычно подхожу к своим голам требовательно. Не всякий доставляет мне удовольствие. Нравятся только голы-красавцы.

- Правда ли, что особенности вашей техники при исполнении ударов исследовали ученые?

- Да. Когда я играл за "Црвену Звезду", физики из Белградского университета как-то решили изучить траекторию пущенного мною мяча, проанализировать скорость его полета (до 160 километров в час. - А.П.) , вращение и прочие параметры. Знаете, к какому выводу они пришли? Оказалось, что мои удары противоречат физическим законам! Словом, они имеют потустороннюю природу. Во всяком случае, ученые господа не смогли понять, каким образом мяч сначала набирает высоту, а потом вдруг падает вниз, да еще прямо в ворота.

- А у вас самого есть объяснения?

- Нет. Да я и не ищу их. Получается - вот и все. Кстати, самый приятный комплимент мне сделал вратарь Тольдо. Он заявил, что после моего удара почувствовал себя участником игры с компьютером: мяч вдруг исчез, а когда появился, было уже поздно что-либо предпринимать.

- Вы согласны с теми, кто называет вас лучшим исполнителем штрафных ударов и угловых?

- Боюсь показаться нескромным, но не могу ответить отрицательно. Статистические данные говорят сами за себя. Более того, те, кто мне мог бы составить конкуренцию в этой номинации, уже заканчивают футбольную карьеру, в то время как я рассчитываю поиграть лет пять. Сколько бы я забил, если бы не штанги и перекладины! Наверное, сегодня мог бы числиться вообще среди самых результативных в кальчо.

УЧИТЬСЯ НАДО НА ВОРОТАХ ГАРАЖА

За предыдущие восемь сезонов в Италии (два - в "Роме", четыре - в "Сампдории" и два - в "Лацио") югослав забил 28 голов, из которых 5 - с пенальти и 21 - со штрафных. В текущем чемпионате на его счету к сегодняшнему дню еще четыре мяча, из которых два - с 11-метровых. КПД Михайловича при реализации штрафных опережает показатели и Джанфранко Дзолы, и Диего Марадоны, и Роберто Баджо, и Мишеля Платини.

- Когда же вы осознали, что обладаете редкостным даром?

- Как ни странно, уже в шесть-семь лет, когда только начал играть в футбол. Довольно быстро понял, что мальчишки принимают меня в игру лишь для того, чтобы я бил штрафные.

Михайлович утверждает, что не шлифует специально на тренировках удары: пробьет по воротам десяток раз за занятие - и все. В юности он был прилежнее: ежедневно колотил мячом в ворота гаража, вызывая гнев у отца, который был вынужден не раз их ремонтировать.

В 15-летнем возрасте преподаватель физкультуры из Борово Села, где родился и вырос будущий футболист, рекомендовал талантливого паренька в местный клуб. Оттуда Синиша проследовал в "Войводину" (Нови-Сад), которая сенсационно выиграла чемпионат Югославии 1989 года. Тотчас молодой опорный полузащитник оказался в "Црвене Звезде" рядом с признанными мастерами Просинечки, Панчевым, Белодедичи, Стойковичем, Савичевичем, Юговичем. В 22 года он участвовал в победном для белградской команды финале Кубка чемпионов-91, а спустя сезон уже защищал цвета "Ромы".

В этом клубе Михайлович чувствовал себя не в своей тарелке, потому что, во-первых, часто оказывался на непривычном месте левого защитника, а во-вторых, глубоко переживал трагические события дома. Его родное Борово Село, находящееся близ Вуковара на территории Хорватии, было населено преимущественно сербами. Сам же Синиша появился на свет 20 февраля 1969 года от отца-серба и матери-хорватки. Стоит ли объяснять, что он был среди тех, в чью голову не укладывалось, почему народы, разговаривающие на одном языке и лишь на письме использующие разную азбуку, не могут жить вместе?!

Когда вспыхнула война - а в Вуковаре шли жестокие бои, - родители были вынуждены развестись, поскольку в противном случае их предали бы анафеме родственники. Более того, отцовский дом взорвал молодой человек, который в детстве был лучшим другом Синиши. Футболист, правда, убежден, что того заставили это сделать. Вдобавок сборная Югославии, в составе которой Михайлович дебютировал в мае 1991 года (было это в матче с нынешним соперником по отборочной группе - Фарерами, которых юги тогда победили легко - 7:0), не была допущена к финальному турниру Euro-92. Словом, сплошные беды и огорчения.

СОЗИДАТЬ, КАК ЗАММЕР

Уже в "Сампдории" помощник главного тренера Серджо Сантарини предложил своему боссу Свену-Ерану Эрикссону попробовать югослава в центре обороны. Швед согласился - и Михайлович превратился в либеро. По словам самого футболиста, благодаря Эрикссону он полюбил свою новую позицию, поскольку тот поручал ему не только разрушать, но и организовывать действия команды. Пригодились навыки игры в средней линии. "Примером для меня служил Маттиас Заммер, всегда знавший, что делать с мячом", - признался как-то югослав.

В Генуе Синиша Михайлович играл с 1994 по 1998 год, после чего вернулся в Рим, но не в "Рому", а в "Лацио", который принял Эрикссон. Тем более что к тому времени югослав успел жениться на римлянке Арианне, родившей ему двух дочек, и получить итальянский паспорт. В составе "Лацио" он дважды выигрывал Кубок Италии (1998, 2000), Кубок кубков и Суперкубок Европы (1999) и, наконец, долгожданное скудетто-2000.

Что касается внефутбольной жизни, то Михайлович был одним из югославских спортсменов, которые публично протестовали против бомбардировок его страны силами НАТО. Более того, он высказывался в поддержку Аркана и Младича, что на Западе многими было воспринято крайне отрицательно, тем более что и фаны "Лацио" впоследствии стали разворачивать на трибунах транспаранты с приветствиями в адрес этих сербских боевиков.

Омрачило сезон Михайловича его выступление на Euro-2000 и конкретно матч со Словенией. В ходе той встречи на 57-й минуте опытнейший защитник сделал нелепую поперечную передачу сопернику, и Златко Захович довел счет до 3:0. Спустя три минуты Михайлович оставил свою команду в меньшинстве, но без него она отквитала три гола и свела всем памятную встречу вничью. После этого он принял участие в матчах с Испанией и Голландией, в которых Югославия пропустила десять мячей. Предполагалось, что Euro-2000 стал похожей на кляксу жирной точкой в выступлениях ветерана за сборную. Осенью на матч с Люксембургом его не пригласили. Но на весенние матчи югов Михайлович вернулся. Более того, Владимир Федотов, просматривавший матч Югославия - Швейцария, отметил в составе братьев-славян именно его. "Михайлович был основным разводящим у югославов, умело начинавшим атаки, и потому представляется, что главная задача нашей команды состоит как раз в том, чтобы закрыть его левую ногу", - сказал мне известный российский тренер.

И все же коньком футболиста остаются стандартные положения. Сегодня югославы верят, что их пушка опять выстрелит, в России, естественно, надеются, что она даст осечку.