Газета Спорт-Экспресс № 74 (2567) от 3 апреля 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

3 апреля 2001

3 апреля 2001 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

52-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Третий этап. ГРАН-ПРИ БРАЗИЛИИ

Бразильская гонка оказалась богата на самые невероятные события. И главное из них - победное шествие Михаэля Шумахера, длившееся с сентября прошлого года, приостановлено. Безоговорочный лидер чемпионата провел во главе пелотона только 4 круга - и даже дождь не помог немцу восстановить статус-кво. Более того, премьер "Феррари" проиграл сразу две очные схватки - сначала дебютанту "Больших призов" колумбийцу Хуану Пабло Монтойе на "Уильямсе", а затем шотландцу Дэвиду Култхарду на "Макларене".

ПЕРВОАПРЕЛЬСКИЕ ШУТКИ ИНТЕРЛАГОСА

Ольга ЛИНДЕ

Если бы современная "Формула-1" не была сверхсерьезным бизнесом, я бы сказала, что день смеха "Большие призы" отметили достойным розыгрышем. Шутка Интерлагоса протяженностью в 71 круг запомнится надолго.

Вообще же всему случившемуся в воскресенье, пожалуй, есть определенное объяснение. Невероятно легкие победы, одержанные Шумахером в Мельбурне и на Сепанге, сыграли с "Феррари" злую шутку. Убедившись в своем колоссальном техническом превосходстве, Скудерия слегка расслабилась, позволив себе строить планы исключительно с учетом соперничества с "Маклареном".

Скорее всего, избранная тактика с двумя пит-стопами (и, как результат, легкой на старте машиной) против "Макларена" сработала бы. Но - возник фактор неожиданности в лице колумбийца Монтойи и его авантюрный маневр в начале 3-го круга...

То, что делал на Интерлагосе Монтойя, и впрямь было чистой воды авантюризмом. Предположу, что он не добрался бы до финиша и без помощи Ферстаппена. Но - согласитесь - именно такой непросчитанный, не поддающийся прагматическому контролю азарт и украшает гонки. В последнее время соперничество Шумахера с Хаккиненом и Култхардом приобрело несколько академичный характер. Монтойя же внес непредсказуемость, смачность и остроту.

И еще одно наблюдение. Не кажется ли вам, что в современных "Больших призах" возник некий "эффект Шумахера"? Я про нетрадиционные обгоны. В минувшее воскресенье трехкратный чемпион мира стал объектом сразу двух таких атак - со стороны колумбийца и со стороны шотландца. Причем если маневр Монтойи был оригинален, то Култхард почти в точности повторил фантастический трюк своего товарища по команде Хаккинена - помните, как тот в прошлом году в Спа обошел немца "третьим колесом" с участием Риккардо Зонты?

Возник этот самый "эффект" в 96-м, и пионером тут оказался Жак Вильнев. Думаю, Шумахеру и по сей день снится сине-белый "Уильямс" канадца, проносящийся мимо его "Феррари" по наружному (!) радиусу португальской "Параболики" на трассе в Эшториле.

Интересно, что же такое есть в Шумахере, что вдохновляет его соперников на создание подобных шедевров?

ЛУЧШИЕ НА ЭТАПЕ. Версия "СЭ"

Хуан Пабло МОНТОЙЯ - 5 очков

Впервые оказавшись на сложнейшем как технически, так и физически Интерлагосе, колумбиец не только блестяще провел квалификацию, показав лучший результат в карьере, но и имел все основания претендовать на победу в гонке. Лишь глупый маневр Ферстаппена лишил Монтойю 10 очков.

Ральф ШУМАХЕР - 4 очка

Второй раз подряд младший Шумахер продемонстрировал свой потенциал, впервые в карьере заняв после квалификации место на первой линии поля. Если бы не очередное временное помутнение рассудка у Баррикелло, гонка должна была принести Ральфу хороший очковый багаж.

Дэвид КУЛТХАРД - 3 очка

После далеко не лучшей в карьере квалификации шотландец блестяще проявил себя в гонке. Его победа - результат мастерской тактики, прекрасной техники обгона и умения терпеть. В невероятно сложных обстоятельствах Дэвид не сделал ни одной ошибки.

Оливье ПАНИС - 2 очка

Стартовав с 11-го места, француз отменными обгонами пробился на 6-е. Пока Панис явно превосходит своего именитого напарника по команде Вильнева.

Ник ХАЙДФЕЛЬД - 1 очко

Во всеобщем хаосе юный немец умудрился не потерять ни голову, ни машину. Заслуженной наградой за хладнокровие стал первый в карьере подиум.

ОБЩИЙ ЗАЧЕТ

1. Ральф Шумахер - 9. 2-3. Монтойя и Култхард - 6. 4. Райкконен - 5. 5-7. Алонсо, Хайдфельд и Ферстаппен - 4. 8. Михаэль Шумахер - 3. 9-10. Френтцен и Панис - 2.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ПОСЛЕ ФИНИША

Хуан Пабло МОНТОЙЯ:

- День, который мог стать одним из лучших в моей жизни, обернулся кошмаром. Впрочем, машина вела себя так, что можно надеяться: уже в ближайшем будущем я верну себе то, что так глупо потерял сегодня. Победу. Что же касается Ферстаппена, не думаю, что его действия были целенаправленными. Хотя его оценка событий меня несколько огорчила.

Йос ФЕРСТАППЕН:

- Я видел, что Монтойя идет быстрее, и уступил ему нужную траекторию. Как только он проехал, я вернулся на прежний маршрут - и... врезался в "Уильямс"! Я тормозил в обычном месте - значит, это он начал торможение слишком рано. Мне искренне жаль Монтойю. Я слышал, он лидировал...

Патрик ХЕД, технический директор "Уильямса":

- После инцидента Пабло на редкость хорошо контролировал эмоции. Был сдержан и спокоен, четко прокомментировал по радио, что произошло. Вообще-то это неудивительно: в минувшем сезоне в серии CART он доехал до финиша лишь в семи гонках из 20... А вот комментарий Ферстаппена не выдерживает никакой критики. Монтойя прекрасно контролировал гонку, тормозил не раньше, чем обычно, - и получил грубый удар сзади. Любой, кто когда-либо водил машину, знает: в столкновении всегда виноват тот, кто идет позади. Кстати, это в полной мере относится и к инциденту с Ральфом Шумахером. И Баррикелло, и Ферстаппен должны громко признаться: "Я ошибся". Но некоторые люди явно на это не способны.

Рубенс БАРРИКЕЛЛО:

- При входе в поворот образовалась толчея, и в этой ситуации Ральф явно собрался кого-то обгонять. Он сменил траекторию, а потом резко и не вовремя затормозил. Мне было некуда деваться - я и врезался.

Ральф ШУМАХЕР:

- Видимо, мы с Баррикелло участвовали в каких-то разных гонках. На видеозаписи четко видно, что никого я не обгонял и никакой траектории не менял. В меня просто врезались сзади - и снова испортили мне гонку. Не мое дело выдвигать обвинения, но с моей точки зрения, стюардам давно пора разобраться с некоторыми особенно рьяными водителями.

Мика ХАККИНЕН:

- Такое случилось со мной впервые в жизни. Никогда раньше машина не глохла в момент старта! Признаюсь, это был пугающий опыт. Ты стоишь посередине трассы, абсолютно беспомощный, а мимо на дикой скорости почти впритирку проносятся соперники. Мне было чертовски страшно.

Норберт ХАУГ, спортивный директор "Мерседеса":

- Мне жаль Мику. Но впереди еще долгая дорога, целых 14 гонок, и мы обязательно дадим ему ту технику, которой он достоин.

Михаэль ШУМАХЕР:

- Я не жалуюсь на то, как меня обогнал Монтойя. Это была жесткая борьба, но честная. Именно такими и должны быть гонки. И если говорить совсем честно, то даже без этих двух вылетов я не смог бы на этот раз выиграть. Дэвид был явно быстрее, и я не мог поддерживать задаваемый им темп. Маневр Монтойи легко объясним: по сравнению с "Феррари" "Уильямс" имеет очень серьезное преимущество в скорости на прямых. Это не могло не сказаться на Интерлагосе, где самая длинная прямая. Пабло распорядился своим потенциалом очень грамотно, затормозил предельно поздно, а потом не испугался контактной борьбы. Я был уверен, что быстро смогу вернуть лидерство, но не смог. Что же касается обгона Дэвида, то он хорошо разобрался в ситуации. Наружная траектория оказалась в тот момент моим единственным решением, но честно говоря, не обгони он меня там, сделал бы это позже.

Рон ДЕННИС:

- Обычно, когда Михаэль не выигрывает гонку, его окружение моментально находит кучу объективных причин. Думаю, на этот раз не надо ничего искать. Нужно просто признать, что Дэвид провел фантастическую гонку, бесспорно, одну из лучших в карьере.

Дэвид КУЛТХАРД:

- Гонка проходила в невероятно трудных условиях, и решаясь в подобной ситуации на нетрадиционный обгон, нужно очень доверять своим соседям по трассе. Другого выхода нет. Поначалу на сухой трассе мне было трудновато держаться за Монтойей и Шумахером, поэтому я молил о дожде. Дело в том, что, зная прогноз метеорологов, мы решили кое-что изменить в настройках, найдя некий компромисс между "сухими" и "мокрыми". К счастью, дождь пошел - и все сработало. Громадное спасибо моим инженерам и механикам. Конечно, я отдаю себе отчет в том, что нам несколько повезло, но все же думаю, что в дождь я смог бы обогнать и Монтойю. Хотя он был очень силен. А вообще в моей победе виновата... сестра. У нее был день рождения, и она попросила меня выиграть.