Газета Спорт-Экспресс № 70 (2563) от 29 марта 2001 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

30 марта 2001

30 марта 2001 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

АНЖИ-2000

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И НАСТОЙЧИВОСТЬ

Взлет "Анжи"-2000 был сенсационным. Еще бы - в первый год в высшем дивизионе команда до последнего тура боролась за медали, заняв в итоге четвертое место. При этом махачкалинцы опровергли принцип, по которому живет наш футбол: есть деньги - есть команда.

ДЕНЬГИ. Успехи "Анжи" ввели в заблуждение даже такого уважаемого человека, как Владимир Алешин. Босс "Торпедо" и "Лужников" в разгар прошлогодней гонки за бронзой авторитетно заявил: бюджет конкурентов вырос до 12 - 15 миллионов долларов. Источник дохода тоже ясен - богатая дагестанская диаспора, которая есть едва ли не в каждом крупном городе России.

В "Анжи" долго смеялись, прочитав это. Но подначивать Гаджиева никто не решался. Ведь именно ему нередко вручали подарки представители дагестанских сообществ, встречавшие в своих городах футболистов "Анжи" как родных. Впрочем, часы, телефон, статуэтку Родины-матери или непухлый конверт автору победного гола трудно назвать серьезными вливаниями в клубную экономику. Скорее следовали принципу: чем можем - поможем. Деньги у "Анжи" были в основном бюджетными, о чем не стеснялся говорить Хизри Шихсаидов, тогдашний президент клуба, а ныне председатель попечительского совета.

КАДРЫ. Конечно, в лучшей команде Дагестана играют не бессребреники. Футболисты в срок получают адекватное результатам вознаграждение. Все, оговоренное контрактами, выплачивается в срок. Однако отнюдь не деньги двигали командой в прошлом сезоне.

На мой взгляд, у Сирхаева, Будунова, Агаларова, Ранджеловича, Рахимича была высочайшая мотивация. На старте чемпионата-2000 они были известны только тем, кто следил за первой лигой и ее героями. Заявка "Анжи" на дебютный сезон в элите выглядела уникально: в графе "игры в высшем дивизионе" прочерк не стоял только у трех футболистов. При этом Игорь Варламов из-за травмы пропустил весь год.

Вот и получается, что многие не учли самолюбия игроков и честолюбия тренера. Этого оказалось достаточно, чтобы заставить окружающих удивляться: надо же - ничего почти у людей нет, а побеждают!

ИНФРАСТРУКТУРА. Под словами "ничего нет" подразумевался комплекс проблем, которые сам Гаджиев называет "наше все". Тут и единственное пригодное для тренировок поле: в Махачкале, где снег, - экзотика, футбол обожают, почти не вкладывая при этом средств в развитие инфраструктуры любимой народом игры. И гостиница Совмина республики, превращенная в базу "Анжи", периодически заселяемую генералами и военными журналистами центральных телекомпаний. И непростые отношения с махачкалинским "Динамо", на стадионе которого приходится принимать соперников. И самолет АН-24, на котором и поныне летает команда: после часа полета голова, кажется, становится вдвое больше.

Непостижимым образом "Анжи" умудрялся не замечать неудобств и терпеливо работал. "Никакого секрета нет. Главная причина нашего прошлогоднего успеха - профессионализм. Во всем, включая мелочи. Работали, вот и получили отдачу", - утверждает Гаджиев. При этом свой вклад тренер махачкалинцев старается не выделять. Критикуя публично клубное начальство, постоянно подчеркивает, что делает это для общего блага. И тут же скупо похвалит за терпение и желание идти вперед. Так же и с футболистами: отчитает провинившихся в той или иной игре, но обязательно подчеркнет, что "уровень растет".

ТРЕНЕР. Недавно махачкалинцы в контрольном матче уступили на Кипре клубу второго дивизиона из Вологды. После игры, выпытывая у главного тренера "Анжи" подробности, я натолкнулся на неожиданное: "Гаджиеву пора в отставку". Сказано было хотя и в запальчивости, но твердо. Потом, немного остыв, главный тренер "Анжи" мысль свою конкретизировал: "Мне бы отдохнуть сезон, подкопить энергии. Увы, не имею на это права".

Выступление "Анжи" в стартовавшем чемпионате во многом зависит от состояния Гаджиева. Специалиста, который, лишь два года назад дебютировав в качестве главного тренера, добился ошеломляющих результатов. Что и подтвердил врученный едва выписавшемуся из больницы наставнику махачкалинцев почетный профессиональный приз "Стрелец"-2000. А ведь среди конкурентов был Олег Романцев, в очередной раз ставший первым в стране и, как казалось тогда, удачно перестроивший "Спартак" для Лиги чемпионов. Гаджиев-теоретик, пребывавший много лет в тиши кабинетов и за спинами коллег, самореализовался, выплеснув себя почти без остатка. Выплеснул в эмоциональном плане, а не в методическом или творческом. Идеи-то у тренера "Анжи" есть, и немало, но не хватает сил и энергии, чтобы воплотить их на поле, довести до умов и сердец игроков. Впрочем, сам Гаджиев понимает это лучше, чем кто-либо.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ