Газета Спорт-Экспресс № 23 (2516) от 31 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

1 февраля 2001

1 февраля 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА ДЛЯ ФОРВАРДА

Досье "СЭ"

Виктор ЛЕОНЕНКО

Родился 5 октября 1969 года.

Нападающий. Мастер спорта.

Выступал за команды "Геолог" (Тюмень), "Динамо" (Москва), "Динамо" (Киев), ЦСКА (Киев).

В чемпионатах Украины (высшая лига) сыграл 110 матчей, забил 66 голов.

За сборную Украины - 14 матчей, 6 голов.

В составе киевского "Динамо" - 4-кратный чемпион Украины и двукратный обладатель Кубка страны.

Лучший футболист Украины 1992, 1993, 1994 годов.

Добрых полчаса мы петляли на его глянцево-черном шестисотом "Мерседесе" по вечернему Киеву в поисках укромного уголка, где никто и ничто не помешало бы спокойному разговору за чашкой кофе. При этом я не так опасался "децибельной" музыки наших баров, которая наверняка осталась бы на диктофонной пленке вместо голоса собеседника, как навязчивого внимания киевских футбольных фанатов, окажись они поблизости, к моему спутнику.

Опасения были напрасными. В подтверждение давно созревшего предположения, что у болельщиков довольно короткая память, его никто не узнал. А ведь напротив меня сидел Виктор Леоненко - самый знаменитый форвард киевского "Динамо" первой половины 90-х, кумир миллионов мальчишек, игравших "в Леоненко" во дворах. В каком-то смысле - предтеча Сергея Реброва и Андрея Шевченко.

Шевченко теперь в ранге третьего футболиста планеты регулярно забивает в "Милане". Ребров играет за "Тоттенхэм". С Леоненко же можно спокойно посидеть за чашкой кофе в киевском баре...

В "ГЕОЛОГЕ" БЫЛ НЕЛЕГАЛОМ

Ах, как же лучезарно улыбалась фортуна этому симпатичному сибиряку с такой подходящей для Украины фамилией: в 20 лет оказаться в фокусе внимания киевских селекционеров!

- Рискую показаться банальным, но это действительно так: для меня с детства существовали только две авторитетные команды. В хоккее - ЦСКА, в футболе - киевское "Динамо", - говорит Леоненко. - И переход из скромного тюменского "Геолога" в единственный в СССР суперклуб был роскошным подарком судьбы.

- Как на вас вышли киевляне?

- В 1990 году я удачно выступал за "Геолог" в первой союзной лиге, много забивал. Когда мы приехали на календарный матч с "Буковиной" в Черновцы, ко мне подошли представители киевского "Динамо" и попросили написать заявление.

- Правда, что вы написали заявление и в другое "Динамо" - московское?

- Да. Причем в той же поездке, только уже в Кишиневе.

- Не боялись, что за это могут примерно наказать?

- Наказать? За что? Такое заявление никакой юридической силы не имело и никаких последствий за собой не влекло.

- Все равно непонятно - зачем?

- Не надо искать логику там, где ее нет. Написал - и все. К тому же Москве было легче "достать" меня в Тюмени, чем Киеву.

- Почему?

- За "Геолог" я играл, можно сказать, почти нелегально. Мне в Тюмени устроили "службу" в войсках МВД, поэтому официально получать зарплату в команде я не мог. Ребята сбрасывались, так и выходил из положения. В Москве, конечно же, обо всем этом знали. Как и о моих контактах с Киевом, поэтому решили форсировать события. По личному приказу тогдашнего министра внутренних дел Пуго, ставшего впоследствии гэкачепистом, меня повезли в Белокаменную. Я, правда, пытался больным прикинуться, в госпиталь лег с "острым радикулитом". Не помогло. Разбудили в 6 утра, дали на сборы 40 минут - и в самолет.

ШЕВЧЕНКО ЖАДНИЧАЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЕБРОВ

- Интересно, чем вас, тюменского "нелегала", не устраивало московское "Динамо"?

- Игровых проблем не было. Там Газзаеву после Бышовца, ушедшего в сборную, командочка досталась что надо. Имена-то какие: Лосев, Кирьяков, Колыванов, Кобелев, Уваров, Деркач... По российским меркам - просто чемпионский состав. Мы первый чемпионат России в 92-м и начали по-чемпионски - несколько туров на ноль отыграли. Я в 4 первых матчах, кажется, 5 голов наколотил. Но потом в Киев все-таки удрал: здесь условия просто сказочные предложили. По сравнению с московскими - небо и земля.

- Сознательно пошли на скандал?

- А иного пути не было. Советский Союз уже приказал долго жить, Украина играла свой первый "незалежный" чемпионат. Правда, "рука Москвы" силу еще не утратила. Не знаю уж как - через ФИФА, наверное, - мне грозила дисквалификация на два года. Но в Киеве успокоили: ничего, мол, даже если такое и случится, мы от тебя не откажемся, будешь только тренироваться, но получать зарплату и премиальные, как все. Слава Богу, до крайности не дошло: московское "Динамо" получило от киевлян денежную компенсацию, организовали примирительный матч между нашими клубами - и этим все ограничилось. Мне до разрешения спора пришлось немного на скамейке помаяться. Чемпионат Украины в 92-м считался переходным, проводился в один круг с матчами плей-офф за медали. "Таврии", победившей в финале "Динамо" и ставшей первым чемпионом Украины, крупно повезло, что Леоненко не играл. Потому что это определенно "моя" команда: если считать с союзных времен, я забил в ворота крымчан 11 мячей.

- Вашими партнерами по динамовскому нападению были сначала Ребров, а потом и Шевченко. С кем из них вы комфортнее чувствовали себя на поле?

- Пожалуй, с Ребровым. Шева все-таки больше жадничал, мяч отдавал реже, чем следовало бы. Наверное, по молодости. Но когда твоя команда выигрывает, кто и кому сделал пас, не имеет никакого значения. Между прочим, от голевой передачи я всегда получал больше удовольствия, чем от собственного результативного удара. Иногда даже кажется, что форвард - не совсем мое амплуа, что моя позиция на поле - "под нападающими".

ЛИЧНЫЙ АВТОПАРК НА ГОРЕ СОСЕДЯМ

- До сих пор ходят легенды об условиях, которые предложили вам в Киеве.

- Это совсем не легенды. Здесь умеют потрясти воображение ценного для клуба новичка. Если вам обещали 4-комнатную квартиру в центре города, "Мерседес" и хорошую зарплату - не сомневайтесь, все так и будет.

- Говорят, вас здесь так баловали, что на базе в Конча-Заспе, случалось, стояло сразу несколько "Мерседесов", принадлежавших Леоненко.

- Да, мне дарили машины, как трижды подряд лучшему футболисту страны. Однако они стояли не на базе, а во дворе моего дома, вызывая недовольство соседей: устроил, мол, Леоненко автопарк. И это были необязательно "Мерседесы". Например, за победу над "Спартаком" в Лиге чемпионов, когда мы проигрывали к перерыву - 0:2, а потом вырвали победу - 3:2, причем фамилия Леоненко в тот вечер зажглась на табло дважды, я получил "Ауди".

- Хорошо помните тот исторический матч?

- Конечно. "Спартаку" показалось, что дело уже сделано, а у нас вдруг игра прорезалась. Поймали кураж и проявили характер. Меня особенно умилял тогда вопрос репортеров: что вам сказал в перерыве Сабо? Как будто от этого что-то зависело.

ИЗ ГЕРОЯ - В ИЗГОИ

- Ну, о ваших отношениях с Йожефом Йожефовичем наслышаны многие. Почему они не сложились?

- Не знаю. Вопреки общепринятому мнению, я ни с ним, ни с другими тренерами никогда не ругался. Другое дело, что не молчал, бубнил, если с чем-то не был согласен, однако делал, как все.

- По какому поводу "бубнили"?

- Ну, например, до сих пор не пойму, для чего взрослый, сложившийся уже футболист должен приезжать на базу за два дня до игры. Тем более, в чемпионате Украины, не требовавшем еще два-три года назад от динамовцев предельного напряжения сил. Так думали, знаю, многие футболисты, однако поскольку озвучивал это только Леоненко, он сразу получал ярлык человека с несносным характером. Или все эти тренерские разговоры о лишнем весе. Знаете, сколько я весил в день той памятной игры со "Спартаком"? 80 кг ровно. И ничего лишнего не было. Потому что два мяча забил, стал героем матча. А если бы не забил? Из героя мог сразу же превратиться в изгоя с "лишним весом".

- Насколько мне известно, у вас и с Фоменко, когда тот возглавлял "Динамо", не возникло взаимных симпатий, скорее наоборот.

- Я никогда не стремился к тому, чтобы намеренно, с каким-то далеким прицелом "складывать отношения" с тренером. У него своя работа, у меня своя. Все остальное не важно.

- Чем-то напоминает позицию этакого "пофигиста", не находите?

- Может быть. Что касается Фоменко, то он слишком заносчив в отношениях с футболистами. Это вообще свойственно многим нашим тренерам: построить высокий забор между собой и командой, натянуть колючую проволоку и пустить ток: не подходи - убьет! Зато посмотрите, как все вместе - наставники и игроки - радуются каждому забитому голу в западных клубах. В этот момент чувствуется, что между ними нет такого "забора", как у нас.

- Вы считаете, что тренер с игроком должен быть запанибрата?

- Дистанция, конечно, должна оставаться, однако разумная. Все-таки тренер больше зависит от команды, чем наоборот. Недавний досрочный уход Эрикссона из "Лацио" это лишний раз подтверждает. При этом швед, на которого, казалось, молился весь Рим, не стал делать виновниками неудач игроков, и свою отставку воспринял с достоинством.

НЕ ПОДОШЕЛ ПОД МОДЕЛЬ ЛОБАНОВСКОГО

- Хорошо. Вновь заиграть в "Динамо" при Лобановском вам все тот же пресловутый "забор" помешал?

- Нет. Скорее всего, я просто не подошел под его игровую модель. Справедливости ради надо сказать, что он меня на первых порах поддерживал, однако я чувствовал, что мои дни в главной динамовской команде все равно сочтены. Весной 97-го так и случилось.

- И великий Леоненко с отвращением отправился коротать свой футбольный век в "Динамо-2", так?

- Послушайте, где вы видите нимб над моей головой? Его никогда не было. Я еще при Сабо за "Динамо-2" играл. Не скажу, что очень нравилось, но у нас все "великие" через это проходят. (Смеется.) Правда, я их потом переплюнул - до "Динамо-3" докатился, с 16-летними пацанами в атаку на чужие ворота ходил. Вот это было уже, как говорят в Украине, "занадто" - чересчур.

- Почему двухлетней давности опыт игры за киевский ЦСКА, когда российские болельщики видели Леоненко в последний раз в еврокубковых матчах с московским "Локомотивом", получился таким непродолжительным?

- Армейский клуб тогда арендовал меня у "Динамо" на полгода. Когда они истекли, продлить аренду не захотели. Кто не захотел, ЦСКА или "Динамо", я точно не знаю. С Бессоновым мне работалось хорошо, в охотку. Я и потом с армейцами продолжал тренироваться, чтобы поддерживать себя в тонусе. Но пришел в ЦСКА Фоменко - и все для меня закончилось.

ВЕЧНЫЙ ДИНАМОВЕЦ

- Наивный, наверное, вопрос, но без него никак: поиграть за границей возможностей не было?

- Вопрос действительно наивный, да ответить на него непросто. Ехать нужно было еще в середине 90-х, однако ситуация складывалась не в мою пользу. Сначала был печальной памяти "шубный" скандал с европейской дисквалификацией "Динамо". Прекрасно понимаю руководство клуба, стремившееся в тот нелегкий момент сохранить в команде всех звезд. Между тем в 95-м в одном европейском футбольном журнале я сам видел против фамилии Леоненко цифру 5 000 000 долларов. Видимо, столько я стоил в то время. Наиболее реальный шанс достойно уехать возник три года назад. Был на просмотре в "Кайзерслаутерне", с Рехагелем друг другу вроде понравились, но что-то там не сложилось между клубами. Потом был в "Вольфсбурге" - с тем же, увы, результатом. Дорогой я игрок был, понимаете. Слишком много денег в меня "Динамо" вложило, чтобы вот так запросто отпустить на волю.

- Форвард в золотой клетке?

- Что-то вроде этого. Или (смеется) - вечный динамовец.

- Почему два года назад, когда "Динамо" было готово отпустить вас в "Ганновер", вы сами отказались туда ехать?

- Дело было в декабре, в самый разгар отпуска - прикиньте, в каком бы состоянии я туда приехал? Но даже не это главное: я посчитал, что вторая бундеслига - не мой уровень.

О СХОДСТВЕ С РОНАЛДО

- А может, все ваши беды последних лет - от завышенной самооценки?

- Я уже говорил: великим себя никогда не считал. А если намекаете на возраст, то напрасно. Многим молодым еще фору дам. Пусть они бегут тест Купера на 3500 м, но как с мячом работают - жутко порой смотреть. Это ведь футбол, а не легкая атлетика! Я ни разу в жизни не выполнил Купера - больше 2700 м за 12 минут никогда не получалось. Но не удивлюсь, если узнаю то же самое, например, о Роналдо.

- Кстати, Роналдо, как однажды обронил Лобановский, "Киеву не нужен".

- (Смеется.) Вот вам еще одно сходство знаменитого бразильца со мной.

- Ну а если серьезно: где бы вы хотели при благоприятном стечении обстоятельств продолжить, а точнее, возобновить игровую карьеру? Например, в России или в Украине?

- Если в России, то разве что в "Спартаке" или "Локомотиве", но это из области ненаучной фантастики. В Украине, если "Динамо" по понятным причинам исключить, только в "Шахтере". Причем не на позиции форварда, а "под нападающими".

- Свою сегодняшнюю трансферную цену знаете?

- Нет.

- Тогда я вам скажу, хотя за достоверность поручиться не могу. Один из украинских футбольных сайтов довел недавно до сведения широкой общественности, что полузабытый болельщиками форвард Леоненко якобы стоит теперь 75 тысяч долларов.

- (С энтузиазмом.) О, это хорошая новость! Такая цифра позволяет думать, что еще не вечер и покупатель найдется.

P.S.На следующий после нашего разговора день Леоненко улетел в Ужгород вместе с другим знаменитым динамовским экс-россиянином Юрием Калитвинцевым, который в качестве главного тренера возглавил "Закарпатье" - клуб первой украинской лиги. Новый статус Леоненко - играющий тренер. Впрочем, для 31-летнего футболиста статус не так уж и важен. Гораздо важнее открывшаяся перспектива как следует подготовиться к сезону, чтобы увеличить свои шансы вернуться в большой футбол.

Пусть ему повезет.

Юрий ЮРИС

Киев