Газета Спорт-Экспресс № 21 (2514) от 29 января 2001 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

29 января 2001

29 января 2001 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Межсезонье

Александр ЖИДКОВ

ГАДЖИЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО Я МОГУ
ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО 40 ЛЕТ

Голкипер Александр Жидков, которому 16 марта исполнится 36 лет, дебютировал в высшей союзной лиге без малого 17 лет назад, в апреле 1984-го. В апреле 2000-го состоялся дебют этого опытного голкипера в российском чемпионате, где он сумел быстро доказать - годы мастеру не помеха.

Прошлый сезон, проведенный бывшим игроком бакинского "Нефтчи", киевского "Динамо", израильского "Цафририма" и австрийского "Медлинга" в "Анжи", выдался для него неоднозначным. С одной стороны, Жидков неоднократно выручал партнеров. С другой - допускал ошибки. Одна из них, в домашней игре с "Динамо", привела к разногласиям с тренером.

КОНТРАКТ С МАХАЧКАЛИНЦАМИ ПОКА НЕ ПРОДЛЕН

- После матча с "Динамо" вы публично заявили, что покидаете клуб.

- Заявил. Обидно было, что в мой адрес раздавались обвинения в нечестности, какой-то закулисной игре. Что касается возможных вариантов перехода, то по большей части это были слухи. Из "Рубина" мне вообще никто не звонил. "Сокол", правда, интересовался, но до серьезного разговора дело не дошло.

- И что вы теперь делаете в "Анжи"?

- Контракта с клубом у меня пока нет. Тренируюсь - и на этом на сегодня все. Самая главная задача - согнать лишний вес. Это моя извечная проблема. А как там дальше сложатся мои отношения с "Анжи" - решать все равно не мне. Контракта пока не предлагают, но и не гонят. Уже хорошо.

- А как же обида и заявление об уходе? Объяснившись с Гаджиевым, все забыли?

- Объясниться-то с тренером пока не получилось. Но, надеюсь, этот разговор все-таки состоится. Хотя каких-то персональных извинений от Гаджи Муслимовича я вряд ли дождусь - не тот он человек. К тому же на общем собрании наш тренер сказал слова, явно адресованные мне. У нас, дескать, одна большая семья, а в ней всякое может быть: и с женой поругаешься, и с детьми не поладишь, но это пройдет - время все излечит.

- Вроде бы как извинился, выходит, Гаджиев.

- Вроде. Но мы пока все равно общаемся только на общих собраниях. Он говорит, я слушаю. Кстати, после сбора в Турции Гаджиев впервые за время моего пребывания в "Анжи" похвалил меня публично.

- Вы намерены и дальше общаться с тренером только на собраниях?

- Я не знаю. Дагестанцы - гордый народ. Вряд ли мне кто-то будет приносить извинения за сказанное после того злополучного матча. Только я тоже человек гордый. Да ладно, переживем.

- Вы в том матче с "Динамо" действительно начудили?

- Ошибся я тогда, ошибся - не спорю. "Привез" себе гол, но не специально же. А в итоге - эмоции, и обидные слова тренера, да еще в раздевалке, при людях. Я тогда тоже вспылил и сказал: если есть доказательства, за такие вещи можно Жидкову и морду набить всей командой. Поговорили да разошлись. С тех пор и молчим дружно.

- Как оцениваете сезон в целом?

- Как неплохой. Ошибся четыре раза: в трех домашних играх - с "Ураланом", "Зенитом" и "Динамо". Да еще из-за меня "Анжи" пропустил в Новороссийске. Пожалуй, все. Не много.

- А сколько раз за сезон выручили команду?

- Вот это неважно. Я уже давно приучил себя: считать надо только собственные ошибки.

- И как оценивает вашу работу Гаджиев?

- Сурово. У Гаджиева требования к вратарям очень жесткие - граничащие с жестокими. Он считает: если Жидков пропустил гол, в любом случае виноват именно он. Впрочем, однажды даже наш тренер свою неправоту признал - когда мне Кривов из "Ротора" в Махачкале супергол забил. Очень тяжелый мяч был - по уходящей траектории, в верхний угол. Я хорошо прыгнул, но чуть-чуть не достал. Как назло, перед игрой два лишних килограмма взвешивание показало. Муслимыч сразу после игры и сказал: будь ты в норме, отбил бы мяч. Но потом, когда видеозапись посмотрел, согласился: очень трудный удар. Нехарактерный для нашего тренера момент.

- В хоккее говорят, что классный вратарь - половина успеха.

- А в футболе процентов семьдесят. В нашей команде уж точно. В "Анжи" вратари - это люди, которые находятся на особом положении. Но и спрос с них особый.

СОВЕТСКАЯ ВРАТАРСКАЯ ШКОЛА УШЛА В ИСТОРИЮ

- Как вам российский высший дивизион?

- Поначалу нас всех слегка колотило, но потом успокоились. Наверное, матчей пяти нам хватило, чтобы понять свою цену.

- С союзной лигой сравнить турнир можно?

- В чем-то, наверное, можно, но я не стану. Давно это было. Единственное, о чем жалею, что во времена СССР не переехал в Москву. Звали не раз, но я не решился уходить из "Нефтчи". А потом поехал в Киев и там как-то потерялся. Пустые, потраченные зря годы. И в Россию приехал поздновато - перебраться хотел давно, да все как-то не получалось. Не наигрался еще в серьезный футбол, а в Израиле, где я шесть лет отыграл, и сейчас-то не ахти какой чемпионат, не говоря уж о начале девяностых. Меня ведь еще пять лет назад Виктор Прокопенко в "Ротор" звал, но что-то не сложилось тогда.

- Вам - 35 лет, и среди вратарей высшего дивизиона старше никого нет. Тем более нет никого, кто имел бы за плечами опыт 100 матчей в высшей союзной лиге.

- Ошибаетесь. Старше меня Заур Хапов. Он, правда, в высшей лиге не играл, но много чего в этой жизни видел. А еще есть Кутепов из ЦСКА, тоже поигравший в те времена.

- В советские времена говорили о вратарской школе, которая дала Льва Яшина и Рината Дасаева, признававшихся лучшими голкиперами мира. Евгений Рудаков, Владимир Астаповский, тот же Дасаев становились игроками года в стране. Голкиперы, играющие в России сегодня, далеки от достижений предшественников. Что, советская вратарская школа ушла в историю?

- Увы. И это не только мое мнение. Мы в Турции на сборах встретились с Михаилом Бирюковым, которого когда-то вратарем года признавали. Он сейчас в "Зените" Юрию Морозову помогает. Сели, поговорили. Бирюков тоже считает, что традиции той школы где-то потеряны. Поэтому я спокоен: буду еще играть.

- Долго?

- Запал у меня есть - и немалый. Лишь бы здоровье не подводило. Гаджиев говорит, что я до сорока лет точно дотяну, а там видно будет. Я ему верю.

- Но кто-нибудь из молодых вратарей в российском чемпионате производит впечатление?

- Нигматуллин за последние два года сделал большой шаг вперед. Хорошего класса вратарь Филимонов, хотя и ошибается. Впрочем, промахи бывают у всех, а мастерство у него высокое. Левицкий - пока только звездочка, которая блеснула. Моему соотечественнику еще предстоит доказывать, что его высокий класс - величина постоянная. С Мандрыкиным примерно та же история. Хорошие сезоны бывают у многих, но запоминают тех, кто стабильно хорошо играет много лет. Димка Крамаренко - тоже, как и я, бакинец - как раз с этим мучается. Талант у парня есть - стабильности пока нет.

В ЭТОМ СЕЗОНЕ "АНЖИ" БУДЕТ НЕЛЕГКО

- "Анжи" тоже в первом году нового века предстоит доказывать, что взлет в сезоне-2000 - не случайность.

- Нелегко "Анжи" будет по многим причинам. Самая главная - исчезнет элемент внезапности. На нас уже будут настраиваться по-особому абсолютно все соперники. Да и отношение будет уже не как к дебютанту, а как к четвертой команде страны. Это - другое измерение. Очень трудный будет сезон. Но Гаджиев - человек неординарный. Может, он что-то придумает. И мы еще раз всех удивим.

- Ну, кое-что он уже придумал. Например, пригласил на первый сбор десять вратарей.

- Да уж, конкуренция та еще была. Хотя она меня мало задевала - даже приятно было. Ну, думаю, решили подстегнуть старичка - навезли народу. Но конкурентом можно считать только Армишева. Остальные пока не готовы.

- Почему?

- Если бы пригласили трех вратарей из клубов высшей лиги - это было бы серьезно. Тогда пришлось бы крепко думать: нужен еще Жидков или уже нет? А так - молодежь еще сыровата, а иностранцы были не очень яркие. Румын только тем запомнился, что уже на второй тренировке сломался: надо же, приехал человек издалека, и сразу домой надо собираться.

- Какое место в чемпионате-2001 будет успехом для "Анжи"?

- Я в прогнозы не играю. Смысла, как жизнь показала, никакого. Я когда в "Анжи" пришел, Гаджиев меня вызвал и спросил, какое место займем. Я сказал, что в десятку попадем. Муслимыч помолчал, а потом: "Почему не первое?" Я плечами пожал и ушел. А осенью мы первую лигу выиграли. В прошлом году разговор тот же самый. Я напророчил место в конце десятки. Мы - четвертые. Точнее - третьи, но это без двух сверхлимитных минут. Какие теперь прогнозы с Гаджиевым? Никаких. Работать будем, а не гадать.

- Так вы в "Анжи" остаетесь?

- Я же тренируюсь. Даже веса лишнего уже почти нет. А контракт - это не я, а мне предлагают. Предложат - поговорим.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ