Газета Спорт-Экспресс № 297 (2493) от 29 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

29 декабря 2000

29 декабря 2000 | Футбол

ТРИНАДЦАТЫЙ

Заваров, Алейников, Михайличенко, Добровольский, Шалимов, Колыванов, Симутенков, Тетрадзе, Канчельскис, Талалаев, Аленичев, Гуренко. Получается, Шевченко стал тринадцатым игроком советского или постсоветского футбола, попавшим на Апеннины.

У нас принято считать, что 13 - число несчастливое, а между тем как раз тринадцатый по счету выходец из нашего футбола стал первой настоящей звездой в Италии. Почему только тринадцатый? Почему не стали звездами предыдущие двенадцать? В чем Шевченко превосходит своих предшественников? Предложу свою версию, которая, поверьте, отнюдь не претендует на бесспорность.

У каждого из предыдущих двенадцати футболистов своя судьба, свои причины, объясняющие, почему они не стали звездами серии А, и все же есть и что-то общее. А потому я объединил их в воображаемые группы.

Например, возьмем трио Заваров - Алейников - Михайличенко. В СССР все трое были на виду во внутреннем чемпионате, являлись лидерами национальной сборной и кумирами болельщиков. Одним словом, все были игроками достаточно хорошего класса. Благодаря чему и попали в Италию. Где, к сожалению, карьера у них не сложилась, хотя Михайличенко стал обладателем скудетто в составе "Сампдории", а "Ювентус" с Заваровым и Алейниковым выиграл Кубок УЕФА и Кубок Италии. Почему же звезды советского футбола не смогли стать звездами серии А? Думаю, что то поколение игроков объективно не могло выдвинуть из своих рядов настоящую звезду для Италии.

Не будем забывать, что наши первые легионеры попали не только в другой футбол, но и в другой, как бы параллельный, мир, который и сегодня-то сильно отличается от нашего, а тогда и вовсе был непостижимым. Ни Заваров, ни Михайличенко соответственно в Турине и Генуе, видимо, просто не прижились, а Алейников, хоть и живет до сих пор где-то на юге Италии, получив тренерскую лицензию, никак не может добиться поста выше наставника любительских клубов. Мне кажется, судьбу первых футбольных легионеров можно сравнить с судьбой первых легионеров-хоккеистов. Макаров - Ларионов - Крутов - Фетисов - Касатонов - по советским, да и мировым, меркам это была выдающаяся пятерка, но Крутов вообще не оставил следа в НХЛ, Макаров с Касатоновым поиграли несколько лет и закончили с хоккеем, и лишь Ларионов с Фетисовым через много лет стали обладателями Кубка Стэнли. Возраст и коллективный, построенный на чувстве локтя партнера стиль игры не могли сделать первых наших хоккейных и футбольных легионеров звездами на Западе, зато именно эти первые ласточки указали дорогу туда всем остальным.

Талалаев и Гуренко. Объединяю этих игроков в одно целое без всяких колебаний. Оба попали в свои клубы - Талалаев в "Тревизо", а Гуренко в "Рому" - в результате невероятного стечения обстоятельств. Первого посоветовал президенту "Тревизо" какой-то итальянский бизнесмен, которому случайно попали в руки кассеты с игрой Талалаева, а второй перешел в "Рому" по личной прихоти Фабио Капелло - тому после матча сборной Белоруссии с итальянцами (эту встречу ему довелось комментировать) привиделось, что этот игрок может подойти его команде. Талалаев не имел, а Гуренко в итоге не получил, пожалуй, ни одного шанса всерьез проявить себя в Италии, так что и в этом случае удивляться неудачам предшественников Шевченко не стоит.

Вот и выходит, что пять из двенадцати выходцев из нашего футбола объективно не могли стать заметными фигурами - и тем более звездами - на итальянском небосклоне. Быстро добавим в эту компанию Игоря Добровольского. Один из самых талантливых молодых советских игроков 80-х годов так и не стал настоящей звездой ни в одном европейском чемпионате, где он выступал. Так стоит ли удивляться тому, что он не заиграл в серии А - самом сложном из всех национальных первенств?

Остаются шестеро: Шалимов, Колыванов, Симутенков, Канчельскис, Тетрадзе, Аленичев. Я бы разделил этих игроков на две группы. В одну включил бы Колыванова, Канчельскиса и Тетрадзе, в другую - Шалимова, Симутенкова и Аленичева. Оговорюсь, что как из одной, так и из другой тройки вполне мог выделиться если не звездный, то, во всяком случае, очень заметный на итальянском клубном уровне игрок. Но первую тройку подвели тяжелые травмы. Колыванов был в шаге от перехода в "Интер", но сломался в матче за национальную сборную, а после травмы не сумел подняться выше средней "Болоньи". Канчельскис удачно начал сезон в "Фиорентине", но сначала его надолго вывел из строя Тарибо Уэст, а затем Пальюка добил в стыковом матче Россия - Италия. В результате карьера во Флоренции была скомкана, и Андрей оказался в Шотландии. Наконец, Тетрадзе имел шанс закрепиться в "Роме", но и его подвела игра за национальную сборную: полученная травма на безобразном поле стадиона "Динамо" и бездарность врача "Ромы" едва не поставили крест на футбольной карьере вообще. Уверен, что возвращение Омари в большой футбол можно считать спортивным подвигом, так что рука не поднимается осудить его за то, что он со своим талантом осел в Греции.

Были травмы в Италии и у футболистов из второй тройки. Но вовсе не они стали главной причиной того, что все трое так и не оправдали ожиданий. Игорь Шалимов, перейдя из "Фоджи" в "Интер", провел там блестящий сезон. Бывший игрок "Спартака" вполне мог стать настоящей звездой серии А, но собственные ошибки, допущенные вне футбольного поля, дорого обошлись этому талантливому игроку. Вместо серии А Игорь впоследствии оказался в захудалом немецком клубе, а затем в Швейцарии. Оттуда, надо отдать ему должное, Шалимов вернулся в серию А, которая редко принимает назад перебежчиков, но время безвозвратно ушло. В "Удинезе", "Болонье" и "Наполи" Шалимов уже не мог наверстать упущенное.

Да не обидится на меня Игорь Симутенков, но и его нынешние скитания во многом следствие собственных ошибок. Вернее, не столько ошибок, сколько отсутствия сильного характера, что было помножено на избыток доверчивости. Мне кажется, для футбольного агента или руководителя команды трудно придумать более удачного клиента, чем Симутенков (или уже упомянутый Тетрадзе). Доверчивость, неумение или нежелание отстаивать свои интересы в жесткой форме, боязнь обидеть другого человека отказом на его просьбу или чрезмерную настойчивость - все это привело к тому, что талантливый футболист в Италии растворился, а теперь осел где-то на островах в Испании. Хорошо, если "Тенерифе" выйдет в высший дивизион и у Симутенкова появится шанс вернуться на авансцену. А что ждет молодого еще форварда в противном случае?

Теперь - Дмитрий Аленичев. Почему он не смог закрепиться в Италии? Не думаю, что в этом есть его вина. Скорее всего серия А просто не подходит ему по стилю игры. Равно как, мне кажется, и Титову, которому вряд ли стоит губить свой талант на итальянских полях. Аленичев - слишком командный, к тому же довольно мягкий игрок, привыкший в "Спартаке" к мелкому и среднему пасу вперемежку с изящными комбинациями. То есть к тому футболу, в который "Рома" играть и не думала, а "Перуджа" не могла бы даже при желании - из-за недобора квалифицированных исполнителей. Сегодня Аленичев выступает в "Порту" и, по-моему, вполне этим доволен: как он признался мне вскоре после переезда в Португалию, его новый клуб играет в футбол, который напоминает спартаковский.

Вот мы и вернулись к Шевченко. Не уверен, что моя версия неудач его предшественников на Апеннинах выглядит убедительной, но другой у меня нет. Вернее, есть, но она не для печати - по крайней мере пока.

Что же касается Шевченко, то он счастливо избежал тех препятствий, о которые споткнулись двенадцать остальных. Опасность закиснуть на скамейке запасных из-за невнимания тренера форварду сегодня не грозит. Серьезные травмы Шевченко пока минуют, а его поведение вне поля и волевой характер позволяют надеяться на то, что он учел ошибки своих предшественников. Талант и трудолюбие, помноженные на позитивное стечение обстоятельств и удачу, - может быть, это и есть рецепт успеха Шевченко?

Георгий КУДИНОВ

Милан