Газета Спорт-Экспресс № 297 (2493) от 29 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

29 декабря 2000

29 декабря 2000 | Футбол

КТО-ТО ЖЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРАВИЛЬНЫМ В ЭТОЙ ЖИЗНИ

Аэродром в Жуковском. Мерзкая погода, гололед такой, что трудно переставлять ноги, отчего испытываешь особую благодарность к экипажу, который посадил самолет так мягко, как мастер обрабатывает прилетающий к нему мяч. Настроение тоже довольно унылое: "Спартак" с треском проиграл в Лионе, хотя до матча были основания предполагать, что наконец-то француз - наш злейший на клубном уровне враг - будет бит.

Олег Романцев занимает в автобусе место на первом ряду справа. Багаж заполнил проход, а потому поднявшийся в машину в числе последних Егор Титов едет несколько сотен метров до центрального входа, где команду ожидают встречающие, стоя на ступеньках. Волею случая я оказываюсь рядом и слышу из уст главного тренера поистине сердечный отзыв о капитане. Все изложить не имею права - ввиду личного характера беседы, но одно суждение позволю себе привести.

- Егор, мне не стоило бы говорить это в твоем присутствии, но признаюсь, что более талантливого футболиста, чем ты, у меня как тренера не было, - говорит Романцев.

Титов смущается, тут же приводит ряд всем известных фамилий из былых спартаковских составов. Но Романцев находит аргументы, чтобы подкрепить свое мнение.

...В этом сезоне Титов собрал почти все национальные футбольные лавры. Лучший игрок сезона - да еще за явным преимуществом, джентльмен года... Претендовал даже на звание главного снайпера первенства, хотя играет в средней линии. А еще с недавних пор у него появились капитанские обязанности.

Журналисту, даже если он сопровождает команду в поездках, трудно судить о тонкостях взаимоотношений в спортивном коллективе, потому что он для нее так или иначе - чужак. Чтобы избежать поверхностности в выводах, нужно быть там, внутри, а не где-то рядом. У нас же невольно отношения с игроками складываются обычно через выполнение прямых профессиональных обязанностей. А какие у репортеров критерии? Естественно, на первом месте стоит коммуникабельность. Титов в этом смысле - образец.

Когда "Спартаку" предстояли памятные еврокубковые матчи с "Аяксом", мне довелось побывать в амстердамском клубе. Знаете, чему там учат мальчишек помимо умения обращаться с мячом? Общению с репортерами! Печально, но факт: в Голландии или Франции, в которой довелось проработать в течение трех лет в качестве корреспондента "СЭ", почти любой темнокожий футболист, заведомо не читавший ни Льва Толстого, ни Виктора Гюго, оказывается на встречах с журналистами куда красноречивее среднестатистического российского игрока. Мы недоумеваем, почему наших не принимают в западных клубах. На первом месте, конечно, стоят чисто футбольные качества, но нельзя забывать и о том, что спортсмен высокого уровня "принадлежит народу", то есть является публичным деятелем. Сегодня в Турции проблемы у Хлестова? Так он и в России прослыл у нашего брата "букой". Чтобы только играть, как говорят иные футболисты, в свое удовольствие, надо быть, по выражению одного моего друга, великим Зиданищем.

Титов на Запад пока, слава Богу, вроде не собирается и соответственно будет в ближайшем будущем радовать нас мажорными прогнозами в духе припева родившейся в конце 70-х песенки спартаковских фанов: "пять забьем, шесть забьем, десять забьем". Иногда такой оптимизм - без оглядки на авторитеты - кажется бравадой. Однако приведу один реальный исторический пример: в преддверии чемпионата мира 1998 года сборная Франции прибегла к услугам психолога. Тот побеседовал с кандидатами в команду, благо был перебор, - и отсеял тех, кто высказывался относительно ее грядущего успеха с той или иной долей колебания. "Верую!" - вот каков был рецепт победы.

Есть ли у Титова симптомы "звездняка"? Наверное. А у кого, достигшего чего-то крупного, их нет? Как недостатки служат продолжением добродетелей, так и грань между осознанием собственной значимости и самопереоценкой зыбка, почти неуловима. Если человек говорит: "Да, я умею профессионально играть в футбол (ваять, писать, ковать, лудить - на выбор)", - то это не обязательно идет от потери скромности.

За день до матча с "Лионом" (та игра - не самое приятное воспоминание, но такова уж правда летописи) мы беседовали с Олегом Романцевым.

- Я случайно узнал, и это было хорошим сюрпризом, что Егор дополнительно в свободное время занимался в гостинице на тренажерах, - сказал спартаковский тренер. - Более того, он и других игроков к этому привлек. Конец сезона, накопилась физическая и психологическая усталость, но парень думает о своем будущем. Потому он и растет, хотя давно уже является лучшим в России футболистом.

Нам с октябрятских лет столько пудрили мозги положительными примерами, что привили к ним стойкую аллергию. У юного поколения негативизм и вовсе врожденный. Слова "высокая сознательность" полоскались во всякого рода характеристиках и оттого утратили исконный смысл. Доблестью стало бытовое диссидентство: списать контрольную, проехать без билета, спереть с работы какую-то мелочь. Это немцы будут ждать зеленого света, хотя автомобилей нет в радиусе километра. Не призываю, как они, "стучать" на нарушителей правил уличного движения и норм общежития, но... существует же ответственность перед государством, семьей, самим собой, наконец. Владимир Кондра, великий волейболист, ныне тренирующий сборную России, а ранее работавший с командой Франции, помнится, делился наблюдениями, чем типичный французский спортсмен отличается от русского: "Французу сказал сто раз выполнить упражнение - и не сомневайся, он все сто и сделает, наши же, едва отвернулся, уже сигарету закуривают".

Титов - капитан и, значит, помощник тренеров. Он, как говорится, правильный человек, сигаретку за спиной не закурит. Вероятно, это даже не всем нравится. Но кто-то же должен и в нашей насквозь своевольной стране быть правильным.

Александр ПРОСВЕТОВ

Лион - Москва