Газета Спорт-Экспресс № 297 (2493) от 29 декабря 2000 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

29 декабря 2000

29 декабря 2000 | Формула-1

Немецкий инженер и архитектор - самый знаменитый в мире создатель автодромов. Единственный, кто пользуется абсолютным доверием со стороны Международной автомобильной федерации: любая построенная или перестроенная им трасса, по сути, автоматически получает лицензию FIA. Лучший из современных автодромов, малазийский Сепанг, - его детище.

Герман ТИЛКЕ ГОТОВ ПОСТРОИТЬ
АВТОДРОМ ДЛЯ МОСКВЫ

Недавно Герман Тилке дал принципиальное согласие на проектирование автодрома для "Формулы-1" в Москве - в районе аэропортов Шереметьево-1 и Шереметьево-2. Более того, во время нашей встречи на "Гран-при Малайзии"-2000 немец признался, что из множества имеющихся сейчас у его компании предложений лично ему больше всего импонирует именно московское.

ВПЕРЕДИ ОГРОМНАЯ РАБОТА

- Вам приходилось бывать в Москве? - спросила я Тилке, когда на днях позвонила в Аахен.

- Даже дважды. В первый раз лет шесть назад. Во второй - совсем недавно, в конце лета. Сразу обратил внимание, что ваш город очень изменился. Москва теперь настоящая европейская столица, ее можно сравнить с такими гигантами, как Лондон или Париж.

- И как настоящей европейской столице ей нужен гоночный трек!

- А вот как раз это условие совсем не является обязательным.

- Судя по вашим интонациям, вы шутите. А если серьезно?

- Если в недалеком будущем "Гран-при" состоится в Москве, искренне за вас порадуюсь. Потому что гонки "Формулы-1" - это ни с чем не сравнимое зрелище, которое привлекает внимание такого количества людей, что даже трудно себе представить. "Гран-при" - это событие! Приехать в Москву наверняка было бы интересно и гонщикам, и журналистам, и, естественно, туристам. Всегда любопытно открывать для себя новые страны.

- Считаете, что Москве по плечу столь масштабное мероприятие, как этап "Формулы-1"?

- Конечно. Хотя вам предстоит много работы. Что такое "Гран-при" с точки зрения организации, знают только те, что хоть раз его провел. Труд колоссальный.

- Может быть, выскажете свое мнение о месте, которое вам предложили для проектирования трассы "Формулы-1" в Москве?

- Честно говоря, не хотел бы говорить об этом до тех пор, пока не принято окончательное решение.

- Понимаю вас. И все-таки. Я же не прошу вас рассказывать о том, какие конкретно повороты и в каких точках трассы вы намерены запланировать.

- Хорошо. Я видел достаточно для того, чтобы сказать: на предложенной мне территории можно построить прекрасный автодром. Это место представляет огромный простор для творчества.

"ТУРИСТ" ТИЛКЕ

- А как становятся строителями автодромов?

- Все началось с того, что когда-то я и сам был гонщиком. С 18 лет гонялся на кузовных автомобилях в категории "туризм". Параллельно учился, получил инженерное и архитектурное образование и, наконец, в 1984 году основал компанию Tilke Engineering & Architecture.

Поначалу мы гоночными трассами не занимались, хоть я и мечтал об этом. Первое серьезное соприкосновение с "Формулой-1" произошло на Нюрбургринге в начале 90-х - автодром нужно было адаптировать к новым требованиям безопасности, и мы занимались там небольшими переделками. Видимо, получилось неплохо, на нас обратили внимание - и владельцы автодромов все чаще и чаще стали обращаться к нам за помощью. Следующим после Нюрбургринга был Заксенринг - трасса, где проводятся мотоциклетные "Гран-при". Потом мы работали над реконструкцией старого Остеррайхринга ("Гран-при Австрии" отсутствовал в календаре 10 лет и вернулся в 97-м - вместе с реконструированным автодромом, который теперь называется "А1-ринг". - Л.Х.), модифицировали португальский Эшторил (эта трасса была признана не соответствующей требованиям безопасности, поступил заказ на перепланировку, и сейчас Эшторил вновь получил лицензию FIA - там проводятся тесты. - Л.Х.), а в 1996 году настала очередь Малайзии... Как видите, в последние годы наша работа пользуется в мире "Формулы-1" немалым спросом.

- Сепанг - это нечто потрясающее. Какова была стоимость проекта, если эти цифры - не тайна?

- Соглашение с правительством Малайзии было подписано на сумму 99 210 000 долларов.

- Как вы вообще попали в Куала-Лумпур?

- С людьми из Малайзии я познакомился еще во время работ в Португалии. Они присматривали дизайнера, который имел бы опыт работы в "Формуле-1". А проекты нашей компании уже пользовались определенной известностью.

- И не боязно было браться за проектирование малазийского трека? Это ведь так далеко, да и страна весьма экзотичная.

- Никой боязни я не испытывал - напротив, очень хотел взяться за это дело. К началу строительства уже хорошо знал людей, с которыми мне предстояло работать, - и доверял им. К тому же они хотели, чтобы трассой на Сепанге занимался именно я.

- С чего вы начали работу над проектом?

- Попытались как можно лучше понять малазийцев, самым внимательным образом изучили историю страны, ее культурные традиции. Это было очень важно.

- Почему?

- Потому что мы в Малайзии были всего лишь гостями. И нам предстояло построить для хозяев такой автодром, который не оказался бы чужеродным, а, наоборот, стал бы частью их жизни, их культуры. Это было непросто, пришлось потрудиться.

К тому же, проектируя трассу в Малайзии, мы поставили перед собой еще одну задачу - максимально приблизить гонки к зрителям, предоставить им возможность посмотреть "Гран-при" словно бы изнутри.

- Как я понимаю, один из ваших принципов - следование особенностям национальной архитектуры.

- Да. А кроме того - природным особенностям страны. Было бы странно на чрезвычайно холмистой территории возвести совершенно плоскостную трассу. У горной страны должна быть и горная трасса. Это же так естественно!

Самое главное - выработать философию, я бы сказал, ощутить дух объекта. Затем делается общий дизайн: повороты, прямые, связки, другие постройки. После этого наступает пора более детальной проработки. Надо сделать так, чтобы автодром, а это вовсе не одна трасса, как может показаться телезрителям, мог нормально функционировать. По ходу дела приходится решать массу сложных вопросов: организовать движение зрителей, обеспечить все условия для самих работников трассы, а также телевизионщиков, прессы, фотографов... Тысячам и тысячам людей надо "жить" на автодроме - и не мешать друг другу. Это важнейший момент. К тому же все возникающие вопросы необходимо увязывать друг с другом. Что подчас бывает адски сложно.

- И когда же наступает момент, когда можно вздохнуть с облегчением?

- Пожалуй, когда первая гоночная машина появляется на полотне (официальное открытие Сепанга состоялось 9 марта 1999 года, а 17 октября того же года на трассе прошел первый "Гран-при".- Л.Х.).

- Сепанг называют лучшим из современных автодромов.

- Не буду эти слова комментировать, но слышать их, не скрою, очень приятно.

ИДЕЙ НА ВСЕХ ХВАТИТ

- Теперь, когда работа над автодромом в Малайзии позади, у вас, его создателя, не возникает желания что-то чуть подправить, изменить?

- Нет, нет и нет! Не надо там ничего изменять. Более того, когда начнем делать новую трассу, все время будем держать в голове: Сепанг неповторим, и не надо ничего у того проекта заимствовать, повторять в другой стране. Дизайн должен быть уникальным - в том-то и прелесть.

- Но ведь это так сложно...

- О! У нас такое количество еще нереализованных идей, что их хватит на много трасс. На одном автодроме осуществить все задумки никак нельзя. Даже если очень захочется - не получится. Протяженность трассы всего от трех до пяти километров - толком не развернешься! (Стоит отметить, что Тилке построил в Малайзии одну из самых длинных трасс - из тех, что в календаре "Формулы-1": ее длина - 5,548 км. - Л.Х.)

- Интересно, сколько нужно дизайнеров, чтобы спроектировать автодром?

- Сейчас в нашей компании 70 человек - и каждый из них влюблен в свое дело и является подлинным энтузиастом.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ НЮРБУРГРИНГ

- Вы, наверное, видели все европейские трассы...

- Почти все: одни - как гонщик, другие - как зритель и архитектор.

- Ваш взгляд, естественно, не похож на взгляд простого зрителя. Глаз профессионала наверняка подмечает все недостатки. Наверное, думаете: вот тут поворотик бы какой-нибудь закрутить?

- Не только поворотик, но и кое-что из систем обслуживания. Только вот, как правило, по мелочам ничего изменить нельзя. Автодром - это живой организм, единое целое. Любая переделка тянет за собой множество других.

- Часто ли такое желание возникает?

- Если "открытыми" глазами посмотреть на любой автодром, сразу обнаружится масса точек для приложения сил и головы. Подавляющее большинство гоночных трасс не слишком уж хороши - по современным меркам. Это особенно относится к старым, самым знаменитым трассам. Увы, но на исторических автодромах и невозможно все довести до идеала. Там, к примеру, нет места для увеличения зон безопасности поворотов или для обустройства дополнительных парковок.

- Что же делать?

- Строить новые трассы, а старые, овеянные традициями, оставить в покое.

- Какой автодром вы можете назвать своим самым любимым?

- Старый Нюрбургринг. Пусть гонок на нем уже не проводят, но он по-прежнему существует. Как памятник. Прежний Нюрбургринг, безусловно, интересен с точки зрения гонщика... Ах как хорош!

- Про трассы выяснили. А кто из гонщиков вам импонирует?

- Михаэль Шумахер. Очень профессионален, упорен - и как гонщик, и как человек. Не допускает компромиссов.

- А из пилотов прошлых лет?

- О, их так много! Сложный вопрос. Погодите-ка... Я все-таки отвечу - Вольфганг фон Трипе. И не потому, что он немец. У него была собственная философия, свой мощный ум. Фон Трипе был великим человеком. И великим гонщиком.

- Вам самому какие гонки больше всего нравятся?

- И вы еще спрашиваете! "Формула-1", разумеется. Это же самое высокотехнологичное соревнование в мире. А какие скорости!

Лина ХОЛИНА

Автодром в Сепанге, где вот уже два года проходит "Гран-при Малайзии", называют одним из чудес света. Это потрясающая, уникальная трасса, которую удалось построить в рекордные сроки: в 1996 году правительство Малайзии подписало соглашение о строительстве автодрома с компанией Германа Тилке Tilke Engineering & Architecture, а в 1999-м Сепанг уже принимал у себя чемпионаты мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам и "Формуле-1"!

Все, что связано с Сепангом, неслыханно и беспрецедентно: автодром был признан лучшим в мире еще до того, как на нем прошла хотя бы одна гонка мирового класса; это - единственная в мире трасса, построенная исключительно для проведения "Гран-при" "Формулы-1"; К тому же Сепанг - единственный, кому позволено использовать в своем названии логотип F1 - трасса официально называется Sepang F1 Circuit.

За что такие почести? Для ответа на этот вопрос надо просто побывать на большинстве европейских автодромов, а потом поехать в Малайзию. Небо и земля. Самое главное - в подходе к дизайну. Сепанг построен по принципу стадиона - зрители видят более половины трассы независимо от того, на какой трибуне они сидят!