Газета Спорт-Экспресс № 236 (2432) от 14 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

14 октября 2000

14 октября 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ НА ПЕРВЕНСТВО МИРА

БЕРЛИНСКАЯ СТЕНА-2

В третьей партии Владимир Крамник рискнул второй раз подряд разыграть черными против Гарри Каспарова один и тот же дебютный вариант. И претендент вновь добился ничьей!

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Лондона

После 3-й партии стало очевидно: второй номер мировой классификации Владимир Крамник, претендент на титул 14-го чемпиона мира (по "исторической" версии, назовем ее так) времени зря при подготовке не терял. 25-летний российский гроссмейстер блестяще справляется с тем, что до него удавалось не многим, - сдерживает яростный напор самого страшного "белоцветчика" мира Гарри Каспарова! В невероятной по своим головоломнейшим коллизиям игре, изобиловавшей взаимными ошибками, чемпион мира вновь не смог использовать право первого хода: вторично в матче ему не удалось пробить редуты "берлинской системы" испанской партии. После трех партий счет 2:1 в пользу Крамника.

С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ

Главная интрига 3-й партии заключалась в том, как Каспаров намерен использовать свое страшное оружие - белые фигуры. Напомню, что процент очков, набираемых Гарри белыми, потрясает - 78!

Однажды (если точно, то было это во время турнира в Тилбурге в 1998 году) двукратный чемпион СССР и чемпион Израиля Лев Псахис, умница и книгочей, сказал мне: "Когда играешь с Каспаровым черными, хочется, как в рассказе Франца Кафки, превратиться в маленькое-маленькое насекомое и спрятаться куда-нибудь под диван, чтобы тебя не было видно..." Псахис не понаслышке знаком с "белым Каспаровым", ведь еще в далеком 1980-м во Фрунзе они с Гарри поделили 1 - 2-е места на чемпионате СССР. Но могучему шахматному богатырю Крамнику (и нешахматному - тоже: его рост 198, а вес под 100 кг) нет необходимости прятаться под диван. Он бьется с открытым забралом против самого неистового на свете рыцаря белого цвета.

Удивительное дело, Крамник второй раз подряд рискнул применить с Каспаровым вариант, находящийся вдалеке от магистральных путей Большой Теории! Бобби Фишер, когда в 1972 году играл свой первый матч с Борисом Спасским, опасаясь аналитической мощи "советской шахматной машины", старался не повторять один и тот же вариант дважды. Если мне не изменяет память, он тогда применил 17 разных систем и во всех оказался на полшага впереди в теоретическом отношении (а в практическом - на шаг). Тогда не было компьютеров, не было пресловутой "базы", зато был "коллективный разум" тренерской бригады Спасского, которому противостоял гордый одиночка Фишер (он не доверял своим секундантам, да и вообще, кажется, никому на свете не доверял). Дебютная стратегия Фишера (и его феноменальная сила игры) принесли американцу корону 11-го чемпиона мира.

Но не всем под силу такая удивительная разносторонность, такая дебютная всеядность, какие были у Фишера, он мог одинаково успешно играть и "сицилианку", и защиту Алехина, и защиту Пирца-Уфимцева, и вообще, - все! В постфишеровскую эпоху в матчах на первенство мира мы чаще наблюдали пролонгированные дебютные диспуты. В знаменитом безлимитном матче в Багио Карпова и Корчного дискутировались открытый вариант испанской партии и французская защита. В первом матче Карпова и Каспарова (также безлимитном) - вариант Тартаковера - Макогонова - Бондаревского в ферзевом гамбите и классический вариант испанской партии. В матчах Каспаров - Шорт и Каспаров - Ананд на повестке дня был спор в острых вариантах сицилианской защиты. Но кто бы мог подумать, что юный соискатель Крамник (заменим пока скучное "претендент") осмелится предложить профессору Каспарову диспут в варианте испанской партии, с которой только недавно смахнули полувековую пыль?!

Когда Крамник в первой партии избрал полузабытый вариант испанской партии (без почти обязательного для большинства современных турниров 3...а6), то все решили, что претендент специально "темнит", дабы застать врасплох монстра подготовки - Каспарова. Но ведь второй раз на одни и те же грабли Гарри наступать не будет! Уж кому-кому, как не Крамнику, работавшему с Каспаровым накануне матча с Анандом, лучше других известно, как его соперник умеет пропустить сквозь электронное чрево своих мощных и сверхоснащенных компьютеров каждую новую идею, каждый новый ход?!

И все же! Вопреки всем легендам и мифам современной "каспаровологии", вопреки суперкомпьютерам! Вопреки всем "Фрицам" и "Юниорам"! Вопреки всему Владимир Крамник пошел на принципиальнейшую дебютную дуэль с Каспаровым! Даже не верится...

ПОДВОДНЫЕ ТЕЧЕНИЯ

Рядом с пресс-центром под крышей "Риверсайд-студии" находится кинотеатр, где продолжают крутить фильмы и во время матча. Судя по проспекту, где приведен репертуар этого кинотеатра, это своего рода лондонский "Иллюзион", здесь показывают и хорошее старое кино, и интересные работы современных мастеров. Во всяком случае, обычных боевиков и триллеров я не нашел. Ну что ж, хотя бы это радует. Через стену, однако, показывали в этот вечер шахматное кино - "Берлинская стена-2".

Познакомимся поближе с этим произведением современного шахматного искусства, напоминающим старую ленту времен немого кинематографа (а разве не такими были шахматы времен Ласкера и Тарраша?), которую очистили, насытили цветом и светом, да еще и озвучили! Да, да! Именно так и поступили с вариантом "берлинской защиты" испанской партии современные мастера. В их ряду надо назвать прежде всего гроссмейстеров Алексея Александрова, Золтана Алмаши, Рустема Даутова, Ивана Соколова, внесших наибольший вклад в современную теорию этого варианта, который до них разработали и внедрили упомянутые выше классики "берлинской школы".

О подводных течениях варианта мы говорим с израильским гроссмейстером Эмилем Сутовским, который заглянул на партию по пути на остров Мэн, где через день начинается традиционный турнир (в прошлом году Сутовский его выиграл).

- Берлинская система славится своей прочностью, но вместе с тем это не вариант, в котором черные мечтают только отбиться, - говорит Сутовский. - Часто даже на уровне сильных гроссмейстеров его используют для того, чтобы перевести партию в сложный эндшпиль, где два слона черных частенько перехватывают инициативу и выигрывают.

- Крамник после первой партии сказал, что возникающий эндшпиль выиграет тот, кто лучше играет.

- И он совершенно прав! - сказал бывший бакинский кандидат в мастера, а ныне член сборной команды Израиля, которая на последней шахматной олимпиаде в Элисте завоевала бронзовые медали.

СВЕРХКОНЦЕНТРАЦИЯ В ЦЕЙТНОТЕ

Вопрос о том, "кто лучше играет" позицию, получающуюся после неизбежного размена ферзей на 8-м ходу, остался после 3-й партии матча открытым. Чемпион мира играл уже гораздо быстрее, чем в 1-й партии, а Крамник, напротив, угодил в сильнейший цейтнот. Когда он делал свой 40-й (контрольный!) ход, у него на часах оставались считанные секунды. В этот момент (это было видно и со стороны) он считал, что все кончено, черные проигрывают. Думал так и Каспаров. Но произошло маленькое чудо! Каким-то необычайным напряжением воли (Владимир после партии скажет о "концентрации") ему удалось найти спасение и вывести из душевного равновесия своего грозного соперника (Каспаров надеялся, что после того, как черные потеряли пешку f7, их позиция проиграна).

В этой партии было очень много ошибок, оценки позиции менялись на противоположные с калейдоскопической быстротой: "лучше у белых", "равенство", "у черных лучше", "белые выигрывают", "равенство", "шансы на выигрыш у черных"... Это говорит, конечно, прежде всего о необычайно большом нервном напряжении и... о том, что оба играют одинаково (Слабо? Вы сыграйте так вот "слабо"!) Нет, и играют они одинаково сильно, и ошибаются так же одинаково сильно! Только вот в чем вопрос: кто из них ошибется последним в этом матче? В 3-й партии последним ошибся Каспаров. Он последовательно выпустил лучшие шансы на 38-м и 47-м ходах.

И ВСЕ ЖЕ КИНОТЕАТР "ЛУЧ" ПОЛУЧШЕ БЫЛ

В командах чемпиона и претендента наблюдается редкое единодушие: никто из гроссмейстеров, помогающих двум большим "К", не приходит в пресс-центр. На первой партии был лишь Жоэль Лотье из команды Крамника, а из бригады Каспарова не было никого, ни в первый, ни во второй, ни в третий день. Поговорить скоро будет совсем не с кем (все уедут в Турцию на Всемирную шахматную олимпиаду). Поэтому воспользуемся редкой возможностью пообщаться с нашими бывшими соотечественниками.

Заглянул на начало матча знаменитый гроссмейстер Геннадий Сосонко, бывший ленинградец, без малого 30 лет живущий в Голландии. Геннадию принадлежит рекорд, достойный Книги Гиннесса: он 26 лет (!) играет за сборную Голландии, являясь ее неизменным капитаном. Я поинтересовался у мэтра, что он думает о начале матча. И вот что тот сказал:

- Студийный зал, где играют Каспаров с Крамником, и дорожка в пресс-центр, где мы с вами находимся, напоминают мне кинотеатр "Луч" на углу улицы Восстания и Красной связи в Ленинграде, где в 1947-м я - совсем маленький - смотрел "Подвиг разведчика". Причем кинотеатр "Луч", признаться, выглядел получше, чем этот турнирный зал... Каспарову есть что вспомнить: его матч с Карповым 14-летней давности игрался в одной из лучших гостиниц Лондона "Парк-лейн отель" на Пиккадилли, и открывала тот матч Маргарет Тэтчер. Матч с Шортом 7-летней давности Каспаров играл в театре "Савой" рядом с Трафальгарской площадью, и это немножко другое, чем "Риверсайд-Студия"... Каспаров, без сомнения, понимает разницу между той организацией и этой. Отвечая на вопрос, как ему организация, он сказал: "Все о'кей!", но не надо быть психоаналитиком, чтобы прочесть по его лицу, что он думает по поводу организации тех матчей и этого. Что касается начала матча, то я вспоминаю одно высказывание Бориса Спасского. В матчах на первенство мира, говорил он, важно, выражаясь борцовским языком, держать соперника в партере, создавать у него постоянные негативные эмоции. На старте матча это лучше удается Крамнику.

А мы с вами, читатель, подождем 4-й партии, которая будет сыграна сегодня. Ее главная интрига заключается в следующем: повторит ли Крамник вариант защиты Грюнфельда с 8.СеЗ, принесший ему успех во 2-й партии? Или найдет какую-то новую суперновинку в других разветвлениях этого дебюта? А может быть, изберет что-то новенькое?

Специальный комментарий третьей партии матча смотри вPDF