Газета Спорт-Экспресс № 232 (2428) от 10 октября 2000 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

10 октября 2000

10 октября 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

РОССИЙСКИЙ КЛУБ: ТОРПЕДО Москва

РЕЦЕПТ ВЫЖИВАНИЯ

У болельщиков со стажем "Торпедо" ассоциируется с великими футболистами - Эдуардом Стрельцовым, Валентином Ивановым, Виктором Шустиковым. В 1997 году в "Торпедо" произошел раскол: клуб стал собственностью АО "Лужники", а "ЗИЛ", в свою очередь, создал новую команду, которая сейчас реально претендует на выход в высший дивизион. Смогут ли два "Торпедо" в следующем году ужиться в одном турнире? Пока это - неизвестно. Сегодня наш рассказ о "Торпедо-Лужники".

"ТОРПЕДО" + ЛУЖНИКИ = АЛЕШИН?

Владимир АЛЕШИН

ХОТИМ БЫТЬ ТАКИМИ,
КАК "МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД"

Никогда не связывайся с сомнительными финансовыми проектами - себе дороже выйдет" - таково кредо хозяина лучшего в России пятизвездочного стадиона "Лужники", одного из самых влиятельных людей в нашем спорте и председателя Совета директоров "Торпедо" Владимира Алешина. Но вот что интересно: Алешин постоянно изменяет себе, вкладывая деньги в спортивный бизнес, который ныне реальный доход не приносит.

ДИРЕКТОР ПОНЕВОЛЕ

В 1982 году 36-летний Алешин изо всех сил сопротивлялся своему назначению на пост директора Лужников. Ему было что терять - престижную по тем временам должность первого заместителя председателя исполкома Ленинского района. Там Алешин был на хорошем счету: годик-другой, и, глядишь, молодой, перспективный сотрудник вполне мог рассчитывать на переход с повышением в горком.

Но тут Алешину предложили променять эту великолепную перспективу на работу своеобразного кризис-менеджера в Лужниках, которые тогда не относились к числу образцовых социалистических предприятий. "Знал это не понаслышке: ведь за два года до этого отвечал за подготовку спортивных объектов к Олимпиаде-80 в качестве куратора по партийной линии", - говорит Алешин.

Есть и еще одна причина, из-за которой это назначение вряд ли можно было назвать повышением для Алешина. Ведь должность директора стадиона стала вакантной на следующий день после трагедии на Большой спортивной арене. Тогда после матча "Спартак" - "Харлем" в давке на выходе с Восточной трибуны погибло 66 человек. "Коллеги мне сочувствовали, - вспоминает Алешин. - Тогда кресло директора Лужников выглядело ненамного привлекательнее места на электрическом ступе. Все ведь знали, чья голова полетит первой, если произойдет еще один подобный инцидент. А это, учитывая повальное разгильдяйство, казалось вполне реальным".

Впрочем, у Алешина не было особого выбора: власть сделала ему предложение, которое, как говорил герой "Крестного отца" Дон Корлеоне, нельзя было отклонить. В итоге Алешин стал директором Лужников, о чем, по его словам, в последующие 18 лет жалел не раз и не два.

РЫНОК КАК ЕДИНСТВЕННОЕ СПАСЕНИЕ

Опасения Алешина, к счастью, не оправдались: первые шесть лет на новом посту прошли для него достаточно спокойно. За это время в Лужниках прошли все центральные соревнования Игр доброй воли-86, разыграны медали последнего из проводившихся в СССР чемпионатов мира по хоккею. Сам Алешин сумел завоевать в верхах репутацию человека, умеющего добиться своего, не поднимая излишнего шума. Что было очень даже лестной характеристикой на контрасте с большинством других руководителей того времени.

Но главную проблему Алешину решить не удалось: несмотря на все усилия, он так и не смог раздобыть денег на реконструкцию или хотя бы косметический ремонт лужниковских спортивных объектов. "Строительство спортсооружений к московской Олимпиаде нанесло серьезный удар по бюджету страны, - поясняет Алешин. - После Игр-80 экономисты госплана подсчитали убытки, прослезились и предложили резко сократить расходы на финансирование спортивных объектов. В результате появилось закрытое постановление ЦК и Совмина "О прекращении строительства спортивных объектов". Уверен: авторы этого документа не имели ни малейшего представления о состоянии этих самых объектов".

Между тем состояние Лужников было плачевным. Все его объекты, достигнув к 90-м годам весьма почтенного возраста - 35 лет, исчерпали запас прочности на 80 процентов. Дипломированный инженер-строитель, Алешин прекрасно понимал: еще лет 5 - 10 агонии - и главный стадион страны может постигнуть судьба Помпеи. И землетрясения не понадобится!

С такими вот невеселыми мыслями он отправился в начале 1992 года на прием к мэру Москвы Юрию Лужкову. Поставил градоначальника перед следующей альтернативой: или Лужники получат из бюджета города деньги на реконструкцию, или... закроются. Навсегда. Лужкова не устроил ни тот, ни другой вариант. У него было готово свое решение проблемы: организовать в Лужниках первый в стране вещевой рынок.

ТОРГУЮТ ВСЕ!

"Вспомните Москву начала 90-х тогда в городе торговали почти все и чуть ли не всем, - рассказывает Алешин. - И уж точно почти везде: единственным местом в центре города, свободным от стихийных рыночных отношений, был, пожалуй, Кремль (на Красной площади, к примеру, торговали). Так что мэр был кровно заинтересован в том, чтобы придать такого рода торговле хоть какое-то подобие цивилизованной формы. "Поможешь городу - поможешь и себе", - сказал мне тогда градоначальник", - вспоминает Алешин.

Он отнесся к идее Лужкова крайне настороженно, однако в итоге принял ее - во многом из-за отсутствия другого выхода. И не прогадал: оказалось, даже 51 процент акций, владельцем которого стало новоиспеченное АО "Лужники", принесли стадиону баснословные деньги. И пусть сам стадион, который через несколько дней после открытия рынка был переименован находчивыми москвичами в "Лужу", длительное время производил ужасающее впечатление. Зато у Алешина появилась возможность не только реанимировать постройки на подведомственной территории, но и заняться другими капиталовложениями. Например, покупкой спортивных команд.

ЗАБЫТЬ ЛИ СТАРУЮ ЛЮБОВЬ?

Источник, близкий к Алешину:

"Алешин - крайне прагматичный бизнесмен. Он не альтруист и не транжира, большинство его решений базируется на трезвом расчете. В этом отношении Алешин требователен как к себе, так и к лужниковскому персоналу. Но стоит завести с ним разговор о спорте - и он становится другим. Выражаясь образно, превращается из прозаичного Онегина в мечтателя Ленского. Поэтому никто из нас не удивился, когда он решил вложить средства в покупку футбольного "Торпедо". Почти уверен: это его решение было чисто эмоциональным и не подкрепленным серьезным экономическим расчетом. С другой стороны, не сомневаюсь также, что по большому счету Алешин о нем ни разу не пожалел".

На первый взгляд, покупка "Торпедо" казалась крайне выгодной для Лужников. Алешин фактически бесплатно получил 95 процентов акций команды и, переименовав ее в "Торпедо-Лужники", избавился от финансового ярма в виде старых долгов. Плюс - обеспечил загрузкой БСА, на которой меньше, чем через год, должна была завершиться реконструкция. Верилось также, что при своих финансовых возможностях Лужникам вполне по силам в самое ближайшее время вылепить из команды суперклуб.

ПРОВЕЛИ, КАК РЕБЕНКА

Увы, существовали и другие стороны медали. У футбольного мира своя специфика, и Лужникам до сих пор приходится познавать ее, как говорится, на собственной шкуре.

Первый из своих лужниковских сезонов "Торпедо" провалило, разделив в чемпионате 11 - 12-е места. Но в межсезонье перед Алешиным отрылась уникальная, как казалось тогда, возможность - пригласить на пост наставника "Торпедо" тренера ЦСКА Тарханова, который готов был привести в клуб шесть-восемь футболистов ЦСКА! Бушманов, Янкаускас, Хохлов, Машкарин, Самарони - мечта о dream team, пусть и по российским меркам, становилась явью.

Источник, близкий к Алешину:

"И тут выясняется, что Алешина, опытного бизнесмена, провели, как ребенка: АО "Лужники" не имело никаких прав на большинство игроков, пришедших в команду вместе с Тархановым. В итоге футболисты засветились в команде высшего дивизиона "Торпедо" и перешли в другие российские клубы или уехали играть на Запад".

"Лужники" не получили за трансферы этих игроков ни копейки, - подтверждает Алешин. - В один прекрасный день выяснилось: Хохлов и Янкаускас принадлежат не нашему клубу, а своим агентам. Удержать их мы не смогли - средства не позволяли. Уход Бушманова в "Спартак" - отдельная история. Мы очень надеялись на этого футболиста, вокруг которого строилась вся игра. Но в контракте Бушманова был пункт, согласно которому он мог уйти из "Торпедо", если получит достойное предложение от солидного клуба. Увы, мне так и не удалось уговорить его остаться".

Эта история стала хорошим уроком для директора. "Теперь большинство бумаг, касающихся "Торпедо", подписывается только после моей санкции, - говорит Алешин. - Плюс - считаю своим долгом беседовать с каждым из новичков".

- Какое из последних приобретений "Торпедо" считаете самым удачным?

- Такого еще не было. Говорю так, потому что ни один из новичков не стал лидером команды и не заблистал на уровне национальной сборной.

- А какую покупку считаете неудачной?

- Румына Дрэгуша. Самый дорогой игрок в истории "Торпедо" не стал даже игроком основного состава.

- Зато вы купили в середине года известного даже по европейским меркам игрока - плеймейкера киевского "Динамо" Сергея Кормильцева.

- Кормильцевым мы, к сожалению, тоже пока недовольны. Сейчас представители киевского клуба картинно удивляются: как это так, наш игрок сидит на скамейке запасных? Мы, поверьте, поражены этому не меньше. Вообще всем нам стоило бы поучиться селекционной политике именно у киевского "Динамо". Как люди работают: что ни трансфер, то, как говорится, попадание в яблочко"!

Сейчас Алешин связывает большие надежды с выкупленной Лужниками в прошлом году футбольной школой. "Это перспективный путь, - считает он. - Аристархов, Симоненко, Панферов, Бугаев, Волков - каждый из них может блеснуть если не в этом, так в следующем году. Посчитайте, какое количество классных игроков воспитала наша футбольная школа. Кирьяков, Бесчастных, Колыванов, Симутенков, Корнеев, Харин. И, что самое поразительное, все они блистали потом в других клубах! Этого не повторится: теперь каждый из наших воспитанников имеет персональный контракт с "Торпедо".

ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ, ЧТО ПЫЛЕСОС

Хозяйственник Алешин понимает: "Торпедо" было, есть и будет расходной статьей бюджета Лужников. "Я не утопист и не верю в то, что футбольный клуб в ближайшем будущем будет работать на принципах самоокупаемости. Ведь этого не удалось сделать даже такому серьезному бизнесмену, как Берлускони, для которого "Милан" - своеобразный финансовый пылесос, втягивающий в себя часть его накоплений. А опытнейший Лоренцо Санс довел "Реал" чуть ли не до банкротства! И только один европейский клуб - "Манчестер Юнайтед" работает на принципах самоокупаемости. Что и неудивительно: только выступление в еврокубках ежегодно приносит команде около 40 миллионов швейцарских франков. На примере "МЮ" надо учиться.

- Каким должен быть бюджет клуба, рассчитывающего на успешное выступление на европейской арене?

- Около 15-20 миллионов долларов.

- "Торпедо" обладает такими деньгами?

- И близко не обладает. Обратите внимание: место, которое занимает любая наша команда в первенстве, соответствует ее финансовым возможностям. Единственное исключение - "Локомотив", который имеет сильных спонсоров, но пока не может выиграть золотые медали нашего первенства. А вот "Спартак" - лучшая наша команда еще и потому, что оперирует бюджетом в размере 15-20 миллионов долларов.

- А как же "Анжи"? Дагестанская команда явно не относится к числу наиболее благополучных в нашем чемпионате.

- Последние успехи команды стимулировали представителей дагестанской диаспоры вкладывать в нее деньги. Теперь, по моей информации, бюджет команды возрос до 10-12 миллионов долларов.

- А какой бюджет у "Торпедо"?

- Около 5-6 миллионов. У нас есть спонсоры, но они не могут тягаться по финансовым возможностям с такой мощной компанией, как "ЛУКОЙЛ", или, допустим, с государственной монополией МПС. Стараемся зарабатывать сами. Сейчас, к примеру, вступили в партнерские отношения с рядом крупных китайских компаний и футбольной командой "Гоань". Бизнес перспективный во всех отношениях: как показали сиднейские Игры, Китай можно причислить к числу супердержав как с экономической, так и со спортивной точек зрения.

- Хочу обратить внимание на еще один момент. Знаете, кто является главным спонсором любой из наших команд? Болельщик. Бизнесмены ведь приходят и уходят, а болельщики остаются. Как тогда можно охарактеризовать решения ПФЛ и РФС, готовых проводить матчи при пустых трибунах? Кого они наказывают? Фанов, на деньгах которых зиждется их благополучие? Стадион "Лужники"? Клубы? Просто глупость какая-то!"

Ни Алешину, ни потенциальным суперзвездам нашего футбола пока не удалось привлечь зрителей на лужниковские трибуны во время матчей "Торпедо".

- Недавно мы провели анкету среди наших болельщиков. Выяснили, что большую их часть составляют люди с высшим и средним образованием. Это приятно. Надеемся, что нашу команду будут поддерживать такие же интеллигентные болельщики других клубов. Для этого надо не так много - чтобы игра "Торпедо" была зрелищной и привлекательной.

- Сейчас многие говорят, что вы намерены отправить после сезона в отставку главного тренера Виталия Шевченко. Это правда?

- Пусть эти высказывания останутся на совести их авторов.

- То есть Шевченко будет работать с командой и в следующем году.

- Да.

- А Павел Бородин? В интервью для "СЭ" он недавно заявил, что оставляет пост почетного президента "Торпедо" из-за "непорядочных отношений" в команде.

- Бородин - благородный, умный, но импульсивный человек. Заявления об отставке от него мы не получали, так что по-прежнему считаем его нашим почетным президентом. Честное слово: не имею ни малейшего представления о том, что имел в виду Бородин под "непорядочными отношениями" в клубе. Поговорите с нынешними или бывшими игроками: ни у одного нет претензий к команде, ни один не пожалуется, что здесь его обманули.

СТРАННЫЙ БИЗНЕСМЕН

Логичный вопрос: какой смысл для Алешина вешать на себя и Лужники ярмо в виде убыточной футбольной команды? Сказывается старая любовь, ностальгические воспоминания о юношеских годах, проведенных в дубле "Торпедо"? Возможно. Но мне кажется, что дело не только в этом. Похоже, человек действительно бескорыстен по отношению к спорту. Он помнит прошлое и верит в будущее Лужников как символ и Мекку отечественного спорта. Именно поэтому и взял многомиллионный кредит и перекрыл крышей БСА, после чего Лужники получили от УЕФА статус пятизвездочного стадиона. Именно поэтому в 1999 году образцово провел на БСА последний в истории финал Кубка кубков. И, наверное, поэтому покупает волейбольный клуб МГТУ, отнюдь не процветавший в стенах Технического университета. Зато теперь на лужниковской арене "Дружба", простаивавшей 300 дней в году, проводятся матчи чемпионата России. А еще Алешин мечтает купить хоккейную и баскетбольную команды. "В 1999 году мы вели переговоры с представителями "ОНЭКСИМ-банка" о приобретении хоккейного и баскетбольного ЦСКА, - рассказывает Алешин. - Увы, так и не нашли взаимопонимания по сумме покупки". И мечтает объединиться с "Торпедо-ЗИЛ". "Мне дорого само имя "Торпедо", и я рад, что скорее всего в высшем дивизионе будут выступать две команды с таким названием. Тем не менее не оставляю надежду, что когда-нибудь мы объединим наши усилия. Вместе два "Торпедо" станут намного сильнее".

Странный все-таки Алешин бизнесмен. Нетипичный.

Никита КИМ