Газета Спорт-Экспресс № 207 (2403) от 11 сентября 2000 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 5

12 сентября 2000

12 сентября 2000 | Футбол - Лига чемпионов

ФУТБОЛ

ЛИГА ЧЕМПИОНОВ - 2000/01. 1-й тур

ПОБЕДИТЬ НЕПРИМИРИМЫХ СОПЕРНИКОВ
ИЗ КЕЛЬНА КОМАНДА ДАУМА НЕ СМОГЛА

ЧЕМПИОНАТ ГЕРМАНИИ

Матч 4-го тура

КЕЛЬН - БАЙЕР - 1:1 (0:1)

Голы: Кирстен, 32 (0:1). Лоттнер, 75 (1:1).

"Байер" (Леверкузен): Цубербюлер, Живкович, Новотны, Ковач, Враньеш, Баллак, Рамелов, Зе Роберто (Нойендорф, 81), Нойвилл, Ринк (Брдарич, 81), Кирстен (Шнайдер, 59).

Ефим ШАИНСКИЙ

из Кельна

БОМБА НА ПУТИ ДАУМА

Между "Мюнгерсдорфер Штадионом" в Кельне и "Байареной" в Леверкузене, расположенными на разных берегах Рейна, всего 15 километров. Но разделяет их не только великая река. С 1979 года, с тех пор как леверкузенцы пробились в бундеслигу, между "Кельном" и "Байером" началось великое противостояние, которое порой заканчивалось для кого-либо из соперников довольно печально. 24 мая 1997 года в предпоследнем туре чемпионата страны кельнцы разбили леверкузенцев (4:0), лишив тех вполне реальных шансов на победу в первенстве. Меньше чем через 12 месяцев, 9 мая 1998 года, не сумев одолеть "Байер" на своем стадионе (матч закончился со счетом 2:2), "Кельн" впервые в своей истории расстался с бундеслигой.

Сегодня между командами настоящая пропасть. "Байер" - борется за победу в чемпионате Германии и готовится выступить в Лиге чемпионов, а "Кельн", который еще в прошлом сезоне играл во втором эшелоне, мечтает о том, чтобы выжить в бундеслиге. Совсем разные романсы поют и финансы. Капитан "Байера" Новотны зарабатывает в год около 6 миллионов марок, Кирстен - 5 миллионов, Зе Роберто, Баллак и Нойвилл - по 4 миллиона. Тогда как лидер "Кельна" по зарплате Арчил Арвеладзе получает "лишь" 1,3 миллиона в год. Мало этого, на днях стало известно, что один из иностранных клубов готов выложить за Новотны 80 миллионов марок - эта сумма выше, чем трансферная цена всех футболистов "Кельна", вместе взятых!

На разных полюсах и тренеры. Эвард Линен зарабатывает 800 тысяч в год, а его коллега из "Байера" Кристоф Даум - 3 миллиона. Кстати, у нынешнего наставника леверкузенцев с клубом с другого берега Рейна особые счеты. С 86-го по 90-й Даум возглавлял "Кельн", который при нем дважды финишировал в бундеслиге вторым и однажды третьим. Несмотря на эти достижения, Кристофа уволили, за что он с тех пор, конечно, имеет на кельнцев зуб.

В постоянных "контрах" находятся и боссы клубов. Менеджер "Кельна" Ханнес Линссен насмешливо называет своего коллегу из "Байера" Райнера Кальмунда "пролетарием". Последний тоже не остается в долгу. Вот как он говорит о владениях Линссена - "Мюнгерсдорфер Штадионе", построенном в 1947 году и не очень удачно реконструированном в 1997-м: "Если после московских Лужников попадаешь на стадион в Кельне, то сразу начинаешь понимать, где находится Восточный блок. Он здесь - на "Мюнгерсдорфер Штадионе".

Само собой разумеется, далеко не теплые взаимоотношения и у болельщиков. Кельнцы, например, перед матчем щеголяли в шарфиках - на них специально по случаю "рейнского дерби" была вышита надпись, дословный перевод которой: "Байер" - дерьмо!". Для пущей убедительности под этим текстом некоторые фаны пририсовали еще и пиратский череп с костями. Чтобы предотвратить возможные стычки, на "Мюнгерсдорфер Штадион" были призваны дополнительные отряды полиции. Однако эти меры многим показались недостаточными - более тысячи леверкузенских болельщиков, опасаясь драк и беспорядков, в последний момент сдали билеты на матч, решив, от греха подальше, наблюдать за событиями на поле по телевизору. Кстати, встреча в прямом эфире на огромных экранах-полотнах показывалась даже на Мальорке, где бархатным сезоном наслаждаются сейчас десятки тысяч немцев.

И еще один факт, явно не способствовавший нормальной спортивной атмосфере вокруг предстоящего поединка. Кристоф Даум опоздал на специально проводившуюся в Кельне за день до матча пресс-конференцию - на автобане, по которому он ехал, полицейские обнаружили бомбу, и шоссе, разумеется, было надолго закрыто. После этого приключения леверкузенские боссы решили, что команда приедет на стадион в автобусе без "опознавательных" знаков "Байера".

ФИРМЕННЫЕ ЗНАКИ И СЮРПРИЗЫ

Игра началась так, как многие и ожидали. Большую часть первого тайма леверкузенцы, вышедшие на матч в точно таком же составе, как и в поединке предыдущего тура с "Унтерхахингом", провели на половине поля хозяев, которые главным образом лишь отбивались. На 12-й минуте Рамелов точным продольным пасом вывел на ударную позицию Кирстена, удар которого с 12 метров потряс перекладину. Еще через две минуты после подачи Нойвиллом углового с правого фланга Ковач головой пробил рядом со штангой. Любопытно, что во время розыгрыша угловых (Нойвилл подает с левого края правой ногой, а Зе Роберто с правого - левой) в штрафную площадь "Кельна" подтягивались оба крайних защитника "Байера" (кроме Ковача, еще и Живкович), прекрасно играющие на "втором этаже". В эти моменты в центре поля оставался, как правило, лишь один Новотны, а недалеко от штрафной площади располагались Зе Роберто, Враньеш и иногда Рамелов. Впрочем, последний чаще все-таки действовал в гуще игроков у ворот "Кельна".

"Байер" наступал большими силами, хозяева же надеялись в основном на контратаки. Порой, пользуясь разреженным пространством в тылах гостей, футболисты "Кельна" пощипывали нервы леверкузенцев. На 21-й минуте защитник из Замбии Мозес Зихоне продольной передачей бросил в прорыв Арвеладзе, грузинский легионер простым финтом "под себя" убрал Новотны, однако удар у Арчила не получился. В другой контратаке Арвеладзе и Тимм, затеяв короткую перепасовку, легко расправились с Новотны, Ковачем и Живковичем, но до внятного завершающего удара дело не дошло. Самый же реальный момент для взятия ворот гостей в первом тайме упустил Арвеладзе, который, убежав от Живковича, с выгоднейшей позиции умудрился не попасть по мячу.

Однако вспышки активности "Кельна" были редкими, инициативой в первом тайме прочно владели леверкузенцы. В полузащите активно трудились бразилец Зе Роберто и восходящая звезда сборной Германии Баллак, которые постоянно путешествовали по полю, неожиданно появляясь на разных, часто не "своих" позициях. Пути этих хавбеков пересекались только тогда, когда "Байер" получал право на штрафные удары. Оба в эти моменты артистично демонстрировали готовность нанести удар (Баллак - правой ногой, Зе Роберто - левой), но в девяти случаях из десяти по воротам бил (и в обвод "стенки", и "на силу") немец. Он же очень точно и далеко выбрасывал мяч из аута, после чего в обороне "Кельна" порой возникали "пожары".

Как всегда опасны были фланговые проходы "Байера" с последующими передачами в штрафную площадь на Кирстена. На 28-й минуте после прострела с правого края подключившегося к атаке Живковича лучший бомбардир леверкузенцев в свойственном ему стиле сыграл на опережение, и мяч чудом миновал ворота, пролетев впритирку со штангой. Но если фланговые прострелы уже давно считаются фирменным знаком "Байера", то точные продольные передачи леверкузенцев часто становятся для их соперников неприятным сюрпризом. Острота в штрафной площади "Кельна" возникала после хороших пасов от центра поля к воротам хозяев в исполнении Новотны, Рамелова, Враньеша. Но лучше всех на 32-й минуте сыграл Ринк, который, пробежав с мячом метров сорок и обыграв по ходу нескольких защитников, выдал великолепный, опять-таки продольный, пас Кирстену, после чего бомбардир спокойно забил свой 11-й гол "Кельну" в двенадцатом для себя "рейнском дерби".

ПОПАВ ПОД ПРЕСС, ЛЕВЕРКУЗЕНСКАЯ
МАШИНА НАЧАЛА ДАВАТЬ СБОИ

После перерыва хозяева поля предприняли героические усилия изменить ход поединка, и это им в известной степени удалось. Игроки "Кельна" стали играть быстрее, жестче, самоотверженнее, чаще применяли тактику коллективного отбора мяча еще на половине поля "Байера". И, попав под такой пресс, леверкузенская машина начала давать сбои. Наиболее уязвимым звеном оказался в ней левый фланг обороны, где Ковач, которому мало помогал увлекавшийся атаками и злоупотреблявший индивидуальными действиями Зе Роберто, постоянно проигрывал единоборства активному хавбеку "Кельна" Шерцу. Задрожали коленки и у Цубербюлера, допустившего несколько непростительных ошибок на "выходах".

Особенно сдали гости после того, как, держась за спину, поле покинул Кирстен, которого в районе центрального круга "срубил" Келлер. Хозяева поля с помощью быстрых перепасовок с последующим переводом мяча на правый фланг атаки за спину Ковачу не раз ставили оборону "Байера" в тупик. Гости, конечно, огрызались, но довольно редко. Правда, на 71-й минуте после фланговой передачи справа Рамелова Нойвилл здорово пробил с лета, и ворота хозяев спасла лишь штанга. Однако это была, пожалуй, последняя вспышка активности леверкузенцев. В концовке матча преимущество "Кельна" стало подавляющим.

Развязка произошла на 75-й минуте. Зихоне отобрал мяч у Рамелова и длинным пасом бросил в прорыв Тимма, который наверняка вышел бы один на один с Цубербюлером, не сбей быстрого форварда хозяев Враньеш. Известный своей строгостью судья Мерк, справедливо квалифицировав "деяние" хорвата как фол "последней надежды", тут же показал ему красную карточку. Штрафной с 18 метров бил вышедший на замену капитан "Кельна" Лоттнер, еще не так давно игравший за "Байер". Удар опытного защитника хозяев был довольно бесхитростным, однако стоявшие в "стенке" Зе Роберто и Нойвилл вдруг подпрыгнули, и мяч, просвистев у них под ногами, влетел в самый центр ворот так ничего и не понявшего Цубербюлера.

А через минуту хозяева вполне могли выйти вперед. Шерц в очередной раз обыграл Ковача, прострелил вдоль ворот, и Тимм вонзил мяч в сетку. К счастью для леверкузенцев, помощник главного судьи зафиксировал у Тимма офсайд, хотя видеоповтор этого эпизода позже убедительно показал, что никакого "вне игры" не было и близко.

ПУСТЬ "СПАРТАК" ИГРАЕТ, КАК УМЕЕТ

После матча я побеседовал с грузинским легионером "Кельна" Арчилом Арвеладзе, принимавшим участие в игре с "Байером".

- Когда "Спартак" действует в своем стиле, любому сопернику приходится несладко, - сказал Арвеладзе. - Москвичам не надо ничего менять, пусть играют против немцев так, как они умеют. Немцы не любят, когда их оставляют без мяча, поэтому надо не ошибаться в передачах и почаще удивлять противника нестандартными действиями. Вы же видели, как неуютно чувствовали себя леверкузенцы, когда мы во втором тайме подолгу катали мяч, не давая его перехватить. Кроме того, у "Байера", как мне показалось, довольно средние по своему уровню защитники. Впрочем, против "Спартака" они могут сыграть по-другому.