Газета Спорт-Экспресс № 151 (2347) от 7 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

8 июля 2000

8 июля 2000 | Футбол

ФУТБОЛ

Клаудиа ШИФФЕР БЫЛА ДЛЯ ФИФА
УБЕДИТЕЛЬНЕЕ Нельсона МАНДЕЛЫ

Ефим ШАИНСКИЙ

из Франкфурта

СНАЧАЛА ВЫБЫЛИ ИЗ ГОНКИ ГАНА, ЕГИПЕТ И НИГЕРИЯ

Борьба за право принять чемпионат мира 2006 года с самого начала превратилась в соревнование Европы и Африки, компанию которым составили соотечественники Пеле. Предвыборную гонку начали восемь стран - Англия, Бразилия, Гана, Германия, Египет, Нигерия, Марокко и Южная Африка. Азиатские государства не выдвинули свои заявки по той причине, что ближайшее первенство планеты 2002 года пройдет на их континенте - в Корее и Японии. Южноамериканцы рассудили, что противостоять соседям-бразильцами им будет не под силу. А значительное представительство среди кандидатов африканских государств объясняется тем, что президент ФИФА Зепп Блаттер, остающийся приверженцем популяризации футбола во всех уголках мира, публично пообещал следующий турнир именно Черному континенту, завоевавшему право на него успехами своих сборных.

Первыми в прошедшем году с мечтами о проведении чемпионата мира-2006 расстались сразу три страны: Гана, Египет и Нигерия. Инспекционные комиссии ФИФА возвращались из этих государств с неутешительными вестями. По словам ревизоров, проблемы - от инфекционных заболеваний и террористов до отсутствия элементарных удобств - подстерегали бы футболистов на каждом шагу. После этого вся троица отказалась от дальнейшей борьбы, а состоявшийся в Нигерии и Гане Кубок Африки-2000 только подтвердил, что они были не способны провести турнир на должном уровне.

Положение дел в продолжавших гонку ЮАР и Марокко выгодно отличалось от увиденного инспекторами в других африканских странах. При этом Южная Африка превратилась в самого вероятного претендента - ведь помимо протекции Блаттера она могла похвастаться и вполне современными спортивными сооружениями.

Финишная прямая предвыборной кампании оказалась, пожалуй, самой драматичной. За несколько дней до голосования южноафриканцам удалось убедить Бразилию снять свою кандидатуру в их пользу. Взамен тетракампеонам была обещана поддержка при определении хозяина ЧМ-2010. Согласие бразильцев стало плодом нескольких месяцев напряженных секретных переговоров предвыборных комитетов обеих стран. ЮАР благодаря этой сделке подошла к финишу явным фаворитом.

АНГЛИЯ И МАРОККО: ЯВНЫЕ АУТСАЙДЕРЫ

После того как Бразилия отказалась от продолжения борьбы, в гонке за право принять ЧМ-2006 осталось лишь два реальных кандидата - Южная Африка и Германия. Марокканцы и англичане к этому времени почти потеряли шансы на счастливый для себя исход выборов. Самые шаткие позиции среди оставшейся четверки были у Марокко. Эта африканская страна не могла рассчитывать даже на поддержку соседей по континенту - ведь в религиозном и этническом плане она принадлежит к арабскому миру. Поэтому если бы исполком ФИФА принял решение осчастливить чемпионатом мира одну из стран Черного континента, североафриканцам вряд ли удалось бы перехватить инициативу у ЮАР, которая завоевала право считаться его неформальным лидером.

Что же касается англичан, то они фактически сошли с дистанции за четыре недели европейского первенства. До этого момента заявка представителей Туманного Альбиона ни в чем не уступала конкурентам, и прежде всего Германии: те же прекрасные арены, тот же высочайший уровень технического оснащения, отличные гостиницы и гарантированная заполняемость стадионов. Но прибывшие в Голландию и Бельгию хулиганы так запугали футбольных чиновников, что кандидатура страны мгновенно осталась без поддержки. Не помогли и запоздалые попытки провести через парламент закон о противодействии выходкам местных фанатов, предусматривавший возможность арестов на основании одних подозрений. Его проект будет рассмотрен парламентариями не раньше сентября.

Провалом закончилась и поездка в Цюрих специального представителя британского правительства Тони Бэнкса, который пытался перевербовать на свою сторону делегатов от КОНКАКАФ. Потерпев неудачу, Бэнкс рекомендовал премьер-министру Тони Блэру не приезжать в Швейцарию для поддержки английской заявки: в случае выбора другой страны имиджу правительства был бы нанесен значительный ущерб. Блэр послушался и вряд ли жалеет об этом.

ЮЖНАЯ АФРИКА:
СООБРАЖЕНИЙ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТИ ОКАЗАЛОСЬ НЕДОСТАТОЧНО

Поддержка южноафриканцев Зеппом Блаттером едва не стала решающей. Президент ФИФА высказывался в пользу кандидатуры ЮАР на всех крупных футбольных мероприятиях последних лет. Такого история мирового футбола еще не знала: до сих пор футбольный функционер никогда публично не агитировал за ту или иную кандидатуру. Одним из главных аргументов Блаттера в пользу ЮАР стало то, что Черный континент давно заслужил право провести у себя первенство мира, а Южная Африка - самая развитая в экономическом отношении страна региона - имеет возможность организовать турнир на привычном для европейцев уровне. Основной же упор президент Международной футбольной ассоциации делал на так называемую политкорректность: страна, победившая расизм и избравшая путь демократических реформ, имела право на поощрение со стороны мирового сообщества не только в политическом, но и в спортивном плане.

Помимо Блаттера южноафриканский предвыборный комитет во главе с Данни Джордааном заручился поддержкой сразу нескольких знаменитых игроков - от камерунца Роже Миллы до самого короля футбола Пеле, который попутно раскритиковал желание своих соотечественников принять чемпионат в Бразилии. Работе комитета также содействовал бывший президент страны и самый известный африканец Нельсон Мандела. Для членов исполкома он даже записал специальную речь, в которой признавался, что в случае победы в голосовании его страны "исполнится не только моя собственная мечта, но и мечта всего нашего народа".

ДЛЯ ПОБЕДЫ ТРЕБОВАЛОСЬ НАБРАТЬ 13 ГОЛОСОВ

Регламент голосования членов исполкома ФИФА был следующим. Сначала 24 члена комитета голосуют за всех четырех претендентов. Если ни один из них не получает большинства голосов - 13, то страна, набравшая меньше всех "баллов", отсеивается, после чего объявляется второй тур. Если и он не выявит победителя, то назначается третий, решающий. В нем для успеха тоже необходимо набрать простое большинство голосов. Если счет в "финале" будет ничейным - 12:12, то решающее слово остается за президентом ФИФА Зеппом Блаттером, чей голос в этом случае приравнивается к двум. Всем же было известно, что босс международной футбольной федерации всегда высказывался в поддержку Южной Африки.

Как известно, все предсказывали "финал" Южная Африка - Германия. Чьи же аргументы весомее?

Решение объявлялось в цюрихском выставочном центре, где собралась вся мировая футбольная элита. Еще перед голосованием африканцы говорили о том, что у них есть данные, согласно которым они победят немцев со счетом - 14:10. Представители германской стороны тоже всячески себя подбадривали - их "источники" предсказывали счет 13:11 в пользу Беккенбауэра и К°. Однако всегда спокойный и уравновешенный член германской "команды" в Цюрихе вице-президент "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге, комментируя постоянно поступающую "достоверную" информацию, резонно заметил: "Все решает вовсе не слух, а борьба на "футбольном поле", то есть, другими словами, голосование".

ДВА ТУРА ПОБЕДИТЕЛЯ НЕ ВЫЯВИЛИ

В 13 часов 5 минут по среднеевропейскому времени представитель ФИФА Кит Купер объявил итоги первых двух туров. В первом англичане набрали 5 голосов, немцы - 10, марокканцы - 3 и южноафриканцы - 6. Во втором, уже без Марокко, британцы получили лишь два голоса, а представители Германии и Южной Африки - по 11. Итак, как и предполагалось, все должно было решиться в "финале".

"Уверен, мы победим, - заявил в момент всеобщего ожидания Борис Беккер. - Беккенбауэр никогда не проигрывает". Другие германские "игроки" высказывались осторожнее. Тренер сборной страны Руди Феллер: "Шансы у нас неплохие, но надо подождать до 14 часов". Менеджер леверкузенского "Байера" Райнер Кальмунд: "Матч заканчивается только после финального свистка". Министр внутренних дел Германии Отто Шили: "Чувствую себя школьником перед получением аттестата".

В 13 часов 45 минут к выставочному центру стали подтягиваться члены исполкома ФИФА. Немцев приободрил тот факт, что все они подъехали на "мерседесах". В 13 часов 48 минут из роскошного автомобиля той же марки вышел Зепп Блаттер. Лицо его было непроницаемо, ведь и он в тот момент не знал, каким будет решение. Наконец, ровно в 14 часов президент ФИФА взошел на трибуну и произнес короткую приветственную речь на немецком, французском, английском и испанском языках, в которой выразил благодарность всем претендентам за честную борьбу. Кроме того, Блаттер сказал, что существует два пути: новаторский, если чемпионат получит Южная Африка, и надежный, стабильный - в случае победы немцев.

ГЕРМАНИЯ - ЮАР - 12:11

После этого президент ФИФА, явно волнуясь, открыл конверт и, вынув из него бумагу, прочитал: "Германия". А после короткой паузы добавил: "Победители набрали 12 голосов, южноафриканцы - 11". Вскоре стало известно, что два "английских" голоса из предыдущего тура принадлежали 63-летнему шотландцу Дэвиду Уиллу и 78-летнему новозеландцу Чарльзу Дэмпси. Первый из них в "финале" высказался за Германию, а второй от решающего голосования воздержался.

Сразу после выступления Блаттера глаза у южноафриканцев потухли, немцы же радовались, будто только что забили гол в самом главном в жизни матче. "Вместе со всей нашей цюрихской "командой" обязательно выпью сегодня стакан вина, - на радостях сообщил Франц Беккенбауэр. - Мы не сдавались, боролись до конца, и судьба в конце концов вознаградила нас за терпение и упорство".