Газета Спорт-Экспресс № 142 (2338) от 27 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

28 июня 2000

28 июня 2000 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

EURO-2000. 1/4 финала

ОБ ОТМЕННОМ РЕКОРДЕ КЛЮЙВЕРТА МИР БУДЕТ ПОМНИТЬ.
О ДЕЙСТВУЮЩЕМ ДОСТИЖЕНИИ САЛЕНКО - НЕТ

ГОЛЛАНДИЯ - ЮГОСЛАВИЯ - 6:1 (2:0)

Голы: КЛЮЙВЕРТ (Бергкамп), 24 - 1:0. КЛЮЙВЕРТ (Давидс), 38 - 2:0. ГОВЕДАРИЦА (в свои ворота), 51 - 3:0. КЛЮЙВЕРТ (Зенден), 54 - 4:0. ОВЕРМАРС (Бергкамп), 78 - 5:0. ОВЕРМАРС, 90+1 - 6:0. МИЛОШЕВИЧ, 90+2 - 6:1.

ван дер Cap

6,5

Краль

5,0

(Вестервелд, 65)

5,5

Джукич

4,5

Стам

6,0

Михайлович

3,5

Ф.де Бур (к)

6,5

Савельич

3,5

Босвельт

6,5

(Й.Станкович, 56)

5,0

Нюман

6,0

Комленович

5,0

Давидс

7,5

Говедарица

4,0

Коку

6,5

Югович

4,5

Бергкамп

7,5

Друлович

4,5

Зенден

6,5

(Ковачевич, 70)

б/о

(Р.де Бур, 80)

б/о

Стойкович (к)

5,0

Овермарс

7,0

(Д.Станкович, 53)

5,0

КЛЮЙВЕРТ

8,5

Миятович

5,5

(Макай, 60)

6,0

МИЛОШЕВИЧ

6,0

Удаления

-

-

Предупреждения

Босвелт, 48 (грубая игра)

-

14

Голевые моменты

3

22(15, 1 - перекладина, 1 - штанга)

Удары (в створ ворот)

9(5, 1 перекладина)

4

Угловые

0

55

Владение мячом в %

45

Судья: Гарсия Аранда (Испания).

25 июня. Роттердам. Стадион "Де Кейп".

50 000 зрителей (вмещает 50 000)

Игорь РАБИНЕР

из Роттердама

...А ведь у нас тоже была победа со счетом 6:1 в финальной стадии крупнейшего чемпионата. И форвард наш тогда забил даже не четыре, а пять голов. Причем все до единого - собственными ногами, а не ногами Говедарицы.

И все же о рекорде Олега Саленко в матче с Камеруном - несмотря на то, что состоялся он всего-то шесть лет назад - уже сейчас в мире вспомнит далеко не каждый. А лет через десять он и вовсе останется достоянием памяти одних дотошных футбольных статистиков.

О покере же Патрика Клюйверта - пускай оказавшемся не совсем настоящим и на следующий день все-таки "сокращенном" до хет-трика - люди, не сомневаюсь, будут помнить еще многие годы.

ЧЕТЫРЕ И ДАЖЕ ТРИ МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЬШЕ ПЯТИ

Саленко-то произвел пятикратный расстрел камерунских ворот в тот момент, когда его сборной на ЧМ-94 это по-настоящему помочь уже не могло. Тот разгром и тот рекорд носили какой-то фарсовый оттенок - ведь за четыре года до того, в Италии-90, мы точно так же, только со счетом 4:0, хлопнули дверью и прищемили ею все тот же несчастный Камерун. Что, по-вашему, лучше - установить рекорд чемпионатов мира и при этом не выйти из группы или, как тот "несчастный" в 90-м, без всяких рекордов и даже проиграв по ходу дела со счетом 0:4, дойти до четвертьфинала?

Поэтому-то и не будут уже очень скоро помнить о достижении Саленко. А о подвигах Клюйверта - будут. Потому что совершил он их в тот самый момент, когда это было больше всего нужно его команде. Не говоря уж о том, что счет 6:1 в четвертьфинале такого турнира до 25 июня 2000 года мог представить себе только человек с воображением братьев Стругацких. Групповой турнир Euro-84 подарил болельщикам два результата 5:0 - в матчах Дании с Югославией, а также Франции с Бельгией. С тех пор - а в эти полтора десятилетия европейский футбол усердно законопачивали в цинково-оборонительный гроб - о таких чудесах и мечтать не приходилось. И тут вдруг - такой чемпионат и такой рекорд...

ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ ФОРВАРДА

Между прочим, сам 23-летний голландский нападающий - дитя природы - искренне признался сотням журналистов, что третий гол в матче не забивал. А вполне мог бы этого и не делать, ибо пришел в пресс-зал лишь для того, чтобы из рук Франка Райкаарда получить увесистый приз лучшему игроку матча. Но тут же из первого ряда раздался чей-то "предательский" вопрос:

- Кто забил третий гол - вы или югославский защитник в свои ворота?

Клюйверт задумался и переспросил:

- А мне обязательно отвечать?

Все журналисты хором выкрикнули: "Да!"

- Мяч влетел в ворота от ноги защитника. Я сегодня забил три гола.

И тут взял слово представитель УЕФА. Он пояснил, что по существующим правилам авторство гола определяется исключительно согласно судейскому протоколу. А спустя две минуты стало известно: испанский арбитр Хосе Мария Гарсия Аранда присудил третий гол в матче Клюйверту. То есть - несмотря на чистосердечное признание форварда - официально рекорд состоялся!

Тогда же рекордсмен произнес те слова, которые и должен был произнести в этой ситуации. От души или от "звездного" знания того, что следует говорить? Наверное, все-таки от души. Ведь своим публичным отказом от забитого не им гола Клюйверт доказал: кривить душой не умеет и не любит. И это - а не только великолепное футбольное мастерство - вызывает большую симпатию к этому человеку.

- Сейчас мне абсолютно все равно, стану ли я лучшим снайпером Euro-2000, - такими были слова Клюйверта. - Думать о чем-то личном в такой ситуации - кощунство. Конечно, если мы выиграем чемпионат, а я выиграю спор бомбардиров - буду счастлив и тому, и другому. Но футбол - не индивидуальная, а командная игра. И голы мои сегодняшние - тоже заслуга команды, без которой я бы их никогда не забил. И если ты - нормальный человек, то должен даже не понимать умом, а чувствовать сердцем: между победой команды и каким-то отдельно взятым собственным достижением - дистанция огромного размера. Поверьте - если бы у меня был выбор, то я в первую же секунду вышвырнул бы этот титул лучшего бомбардира к чертовой матери!

Когда пресс-конференция закончилась, к Клюйверту потянулись журналисты. Но не для того, чтобы взять интервью, - форвард уже дал понять, что не намерен расплескивать эмоции. Десятки репортеров и телевизионщиков умоляли нападающего "Барселоны"... дать им автограф! Неудивительно - билет на рекордный матч с росписью рекордсмена когда-нибудь станет раритетом. И Клюйверт безотказно расписывался на кусочках картона, которым когда-нибудь не будет цены.

Я рассудил так же - еще не зная, что на следующий день техническая группа УЕФА все же отнимет гол, а вместе с ним и рекорд у Клюйверта. Но в любом случае заветный билет не улетит со мной 3 июля в Москву. Чтобы с ним расстаться, было достаточно показать его голландскому приятелю, у которого я живу во время Euro-2000. И увидеть его взгляд. Гордость никогда бы не позволила ему озвучить просьбу о таком подарке - но то, что не можешь сказать словами, выдают глаза.

И я не колебался ни секунды, потому что понял: для меня этот билет - пусть памятная, пусть красивая, но безделушка. Для него - святыня.

Вот только почему-то думаю, что у миллионов моих соотечественников - за исключением каких-нибудь ярых коллекционеров - билет на матч Россия - Камерун с автографом Олега Саленко не вызвал бы такого почти религиозного восторга. И гордых слов: "Завтра буду показывать всем на работе!"

РАЙКААРД И КРОЙФ -
КАК "ЗЛОЙ" И "ДОБРЫЙ" СЛЕДОВАТЕЛИ

Три голландские победы в групповом турнире Euro-2000 вовсе не вызвали бурных празднеств в Стране тюльпанов - не говоря уже об эйфории. Играла-то команда Франка Райкаарда по большому счету средненько - а такого на "домашнем" первенстве, по мнению требовательной оранжевой торсиды, она не вправе себе позволять.

Но наиболее резко высказался Йохан Кройф, подвизающийся в роли эксперта на одном из крупнейших нидерландских телеканалов. Легендарный "Летучий голландец" обрушил на игроков настоящий водоворот критики. Досталось от Кройфа всем лидерам сборной. "Давидс не должен быть вице-капитаном: вместо того, чтобы играть, он распыляет всю энергию на разговоры с судьями". "Бергкамп ведет себя на поле пассивно и ошибается недопустимо много".

"Клюйверт, забив датчанам и французам первые голы, успокаивался и в дальнейшем о его присутствии на поле все забывали".

"Франк де Бур забыл, что у него существуют прямые обязанности - защитника".

Эти цитаты великого, наделав много шума в стране, взбесили и самих футболистов. Некоторые себя, правда, сдерживали, но вот капитан сборной Франк де Бур без обиняков заявил по телевидению:

- Я больше не воспринимаю Кройфа всерьез.

Согласны с ним были и его партнеры.

А вот Райкаард, что называется, остался над схваткой. С одной стороны, главный тренер не уставал подчеркивать:

- Я всегда заодно со своими игроками. Если бы я не верил им, то никогда бы не стал включать в число 22.

С другой - Райкаард не позволил себе ни единого худого слова и о Кройфе. Наоборот, он высказывался на эту тему вполне примирительно:

- Да, в наш адрес раздается критика, порой резкая и нелицеприятная. Но это означает лишь то, что мы даем повод для такой критики. И я хотел бы, чтобы игроки не отрицали смысл жестких высказываний на корню, а извлекали из них выводы. И тогда критика пойдет лишь на пользу.

Райкаард не критиковал Кройфа - но ведь и Кройф при всей своей резкости ни разу не задел именно Райкаарда! Сопоставив эти факты и узнав, что молодой тренер и его опытнейший коллега во время чемпионата регулярно созваниваются, голландские журналисты - пока, правда, в кулуарах - выдвинули версию. На первый взгляд она - фантастическая. Но на деле очень даже правдоподобна.

Вполне вероятно, что Райкаард и Кройф действуют заодно! Все то, что действующий главный тренер сборной думает, но не может публично высказать, он перепоручает "независимому" Кройфу. Тот добавляет этим мыслям собственного "перчика" - и получается гремучая смесь. А этого Райкаарду, дескать, только и нужно!

Дальше схема действует просто. Футболисты в гневе на "злого" Кройфа - ибо его унизительные высказывания слышит и впитывает вся страна. "Добрый" Райкаард им говорит: "Не обращайте внимания!" - чем вызывает у игроков теплые чувства. Желание доказать всей Голландии и всей Европе, чего они на самом деле стоят, лишь усиливается. И тут под горячую руку попадается Югославия...

Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, насколько этот тонкий психологический сюжет соответствовал действительности. И Кройфу, и особенно Райкаарду работать в футболе еще много-много лет. Но если все так и было, то совместную голландскую тренерскую операцию следует признать гениальной. Конечно, ни тот, ни другой специалист не знают, что когда-то таким же образом добывали показания советские следователи - один из них, злой, стремился вызвать у подследственного испуг. Другой, добрый, невольно вызывал у него доверие. Действуя на самом деле заодно, они в конце концов добивались нужного результата. Не к тому ли сейчас стремятся Райкаард и Кройф? Во всяком случае, после матча с югославами бывший наставник "Барселоны", наконец-то похвалив футболистов, особенно отметил работу тренера.

А ведь когда-то о таком альянсе не могло быть и речи. В 1987 году у футболиста Райкаарда сложились отвратительные отношения с тренером Кройфом, возглавившим "Аякс". И он был вынужден уехать в "Сарагосу", а спустя полгода перешел в "Милан", где и провел лучшие годы своей блистательной карьеры. Но когда сам Райкаард стал тренером, Кройф вдруг проникся добрыми чувствами к бывшему нерадивому ученику. И стал одним из главных советчиков совсем молодого, 37-летнего наставника сборной.

Кстати, после матча с Югославией возле автобуса сборной Голландии был замечен Луи ван Галь. До вчерашнего дня было известно: недавно уволенный главный тренер "Барселоны" не уезжал из деревни Ситхес, где живут многие футболисты и руководители каталонского суперклуба. И не собирался уезжать. Никаких комментариев игры сборной с его стороны тоже не было. Но накануне четвертьфинала, видимо, у ван Галя сработало какое-то шестое чувство - и все видели, как после матча он обнимал Клюйверта, де Бура, Давидса. Правда, от какого-либо разговора с журналистами вновь решительно уклонился.

Конечно, у победы всегда много друзей. Но не для того ли и приехал ван Галь, чтобы каким-то образом присоединиться к "заговору Райкаарда - Кройфа"? Ведь в экстремальные для всей футбольной нации моменты главные ее фигуры должны сплотиться для достижения цели. Даже если футболисты по своей наивности считают, что некоторые участники спектакля работают не на сборную, а против нее. Но в том-то и состоит мастерство актеров, чтобы им - верили.

БЕРГКАМПА БУДУТ УГОВАРИВАТЬ ОСТАТЬСЯ В СБОРНОЙ

Для 31-летнего Денниса Бергкампа Euro-2000 должен был стать лебединой песней в национальной сборной. По крайней мере до поры до времени он об этом говорил сам. Рассуждал форвард лондонского "Арсенала" так:

- Следующий чемпионат мира пройдет в Японии и Корее. И даже если я останусь в сборной, как я со своей "любовью" к авиаперелетам туда буду добираться?

Последний раз Бергкамп прибегал к услугам воздушного транспорта во время ЧМ-94 в США. Тогда-то вроде бы и оформилась окончательно его знаменитая аэрофобия. Во время одного из перелетов между американскими городами какой-то голландский журналист пошутил: на борту, мол, заложена бомба. Произнес он это с серьезным видом - и в самолете началась паника. Была произведена экстренная - и довольно неприятная для пассажиров - посадка. Конечно, ни о каком взрывном устройстве не было и речи, и шутника-репортера крепко оштрафовали - но на Бергкампа тот случай подействовал угнетающе. С тех пор он пользуется только наземным транспортом, и у него даже есть личный шофер - брат жены. Время от времени Деннис проходит курс лечения от аэрофобии - но пока безуспешно.

Последний сезон в "Арсенале" оказался для Бергкампа не слишком звездным. Этот факт лишь утвердил его в настроении завершить карьеру в сборной. Но когда за две недели до Euro-2000 команда тренировалась на берегу Женевского озера, в его голосе вдруг зазвучали совсем другие интонации:

- Если меня пригласят в сборную на чемпионат мира, я найду способ как-нибудь добраться до Японии и Кореи. Не на самолете, но все-таки найду.

И на чемпионате Европы Бергкамп вдруг заиграл так свежо и легко, как не играл уже давно. Райкаард отвел ему новую роль - "под нападающим". На острие у голландцев выдвинут один Клюйверт, по краям его поддерживают Зенден и Овермарс - а бывшему центрфорварду Бергкампу отныне вменялось в обязанность рождать шедевры последнего паса.

И в матче с югославами он делал это умопомрачительно. Вывел по центру один на один с вратарем Давидса - тот запустил мяч над перекладиной. Ничего страшного - все только начинается. И следует изумительный заброс Клюйверту - счет открыт.

Как играл Бергкамп все эти 90 минут! Так, что старый мудрый Вуядин Бошков на послематчевой пресс-конференции подверг себя публичному самобичеванию:

- Игроки сегодня виноваты гораздо меньше тренера. Главной моей ошибкой был выбор тактической схемы. Когда у соперника есть такой футболист, как Бергкамп, надо было играть с тремя защитниками и пятью хавбеками. Один из последних, опорный, и должен был бы головой отвечать за голландского плеймейкера. С международным опытом Джукича он бы мог справиться с этим заданием. А я из-за травмы Джоровича перевел его на фланг обороны и сыграл по обычной схеме 4-4-2.

Восхитились Бергкампом и Кройф, и Райкаард, и Клюйверт. Последние двое назвали его игру фантастической. В ответ Бергкамп назвал самого Клюйверта "гигантом" и скромно заметил:

- Просто югославы дали нам свободу действий. Это было их роковой ошибкой.

На пресс-конференции я спросил Франка Райкаарда, собирается ли он после Euro-2000 всерьез потолковать с Бергкампом на предмет продолжения его карьеры в сборной. Ответом стали лишь два слова:

- Да! Конечно!

О ПОЛЬЗЕ САМОВНУШЕНИЯ

...Великим командам не нужно расплескивать энергию понапрасну. Они играют солидно, с запасом прочности, но без особого блеска - а полные обороты включают в решающие мгновения. Может быть, именно поэтому до четвертьфинального матча против Югославии мы ни разу не видели, а лишь теоретически догадывались, что такое настоящая сборная Голландии-2000. Но в "кровавое воскресенье" для балканской команды хозяева сказали себе: пора. Франк де Бур поведал, что за день до матча в своем номере на базе в Хендерлоо (по инициативе Райкаарда, впервые в истории сборной каждый футболист получил в распоряжение одноместный номер) посмотрел на себя в зеркало и произнес:

- Мы не можем проиграть югославам. И не проиграем. Потому что с такой командой обязаны подарить стране это чемпионство!

Голландцы не просто не проиграли. За тот рекорд результативности одной команды в матче финального турнира чемпионатов Европы, что они установили, футбольный мир должен поблагодарить Франка Райкаарда. Тренера, который в перерыве, при счете 2:0, воскликнул:

- Только не успокаивайтесь и не отходите назад! Если сделаете это и пропустите один мяч, то собраться уже не сможете. Вперед!

"Вперед!" - символ этого чемпионата. Чемпионата Клюйвертов и Нуну Гомишей, Фигу и Зиданов - но не в меньшей мере Райкаардов и Коэлью. Чемпионата, который нам уже не забыть никогда.