Газета Спорт-Экспресс № 140 (2336) от 24 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 8

24 июня 2000

24 июня 2000 | Хоккей

Елена БЕСШАПОШНИКОВА

СУДЕЙСКИЙ СВИСТОК СО СЛЕДАМИ ГУБНОЙ ПОМАДЫ

Согласитесь, словосочетание "девушка-хоккейный судья" выглядит по меньшей мере странно. И, тем не менее, все правильно: 24-летняя москвичка Елена Бесшапошникова - единственная в России представительница прекрасного пола, являющаяся арбитром международной категории по этому виду спорта.

- Лена, как и когда началось ваше увлечение хоккеем?

- Я училась в училище олимпийского резерва, занималась скоростным бегом на коньках и однажды познакомилась с игроками "Крыльев Советов" Юрием Литвиновым и Олегом Твердовским. Юра мне сразу понравился, мы с ним, кстати, поддерживаем дружеские отношения до сих пор. Однажды я поехала в гости к подруге, которая жила в Сетуни. Она сказала, что сейчас во Дворце спорта "Крылья Советов" проходит какой-то матч. Литвинов тогда играл во второй команде "Крылышек", и я подумала, что, возможно, увижу его на льду. Так и получилось. Только узнала я Юру не сразу, потому что он был в маске. После игры мы с ним встретились, поговорили. В общем, благодаря Юре я и полюбила хоккей. Пришла на следующий матч, потом еще на один... Сначала ходила только на "Крылья Советов", а затем и на игры других московских клубов - "Спартака", "Динамо", ЦСКА. В этих командах тоже появились друзья.

- Но одно дело - интересоваться хоккеем, а совсем другое - самой играть в него.

- Конечно. Я с детства занималась коньками, но этот вид спорта начал у нас потихоньку разваливаться. И вдруг узнаю: идет набор в женскую хоккейную команду "Спартак". Решила попробовать. Тем более что вскоре женский хоккей включили в программу Олимпийских игр. Несмотря на возраст, а мне было 19, приняли. Первым тренером стал Александр Альбертович Лейкин. Через год я уже играла в основном составе и даже забивала. Как ни странно, когда научилась более или менее сносно бросать по воротам и обводить соперниц, результативность несколько снизилась. И все же по итогам первого чемпионата России я оказалась лучшим бомбардиром команды.

- Подруг среди спартаковок много было?

- Дружила почти со всеми. С кем-то поддерживаю отношения и по сей день. Правда, были девчонки, которые почему-то меня недолюбливали. Может, потому, что они играли в команде уже несколько лет, а я только в нее пришла. Меня сразу поставили в звено к двум опытным девчонкам, но играть с ними было очень тяжело.

- Почему?

- Они абсолютно не пасовали - жадничали. Или не отдавали мне шайбу, думая, что я не смогу продолжить или завершить атаку. Разве это могло понравиться? Как-то мне сказали, что в хоккее ничего не достигну. Ну я и решила доказать обратное. Каждый день ездила к 7.30 на тренировку в Сокольники и самостоятельно возилась с шайбой - объезжала препятствия, отрабатывала технику. Конечно, сначала не все получалось, но потом дела пошли на лад. После того как в нескольких играх я забила решающие голы, поняла, что кое-что могу. Между прочим, многие мои партнерши ушли из "Спартака" в ЦСК ВВС (теперь "Викинг") - тогда это была базовая команда сборной. Бывает, встречаюсь с девочками на льду, когда я сужу матч, а они играют.

- Может быть, вам стоило сразу пойти в ЦСК ВВС. Почему вы пошли не в эту команду, базирующуюся в Лужниках, а в "Спартак"?

- ЦСК ВВС решал более серьезные задачи. Он - сильнейший в России, пять раз становился чемпионом страны. В общем, это настоящая профессиональная команда. А мне нужно было осваивать азы. Вот и решила пойти в "Спартак", где на тренировках много времени уделяли катанию, технике, броскам. В итоге я всем этим овладела. Думаю, получалось неплохо, раз меня затем пригласили в лужниковский клуб. Я там месяц потренировалась, а потом предпочла заняться судейством.

- Предположим, во время матча одна из ваших подруг нарушит правила. Вы ее удалите или все-таки пожалеете?

- Если будет очевидное нарушение, удалю не задумываясь. Хотя в обычной жизни, повторяю, у меня со многими прекрасные отношения. Вообще отношения в жизни и на льду - это совсем не одно и то же. Вот я вам сказала, что мне с подругами по звену было непросто. Действительно, так и было. Но в прошлом сезоне погибла Юля Кострикина - одна из тех, с кем я играла. Ох, как же мы ссорились из-за того, что она мне пас не отдавала! Но когда наша команда выигрывала, все забывалось. Хорошее у нас было звено, и Юля была классной девчонкой...

- Если вы стали неплохой хоккеисткой, то почему решили переквалифицироваться в судью?

- Ответить непросто... Дело было так: я начала тренироваться в сборной - и тут мне предложили судить.

- Долго раздумывали?

- Да. Уходить из команды не очень хотелось. Но в конце концов все же выбрала судейство. Потому что, во-первых, не была уверена в том, что добьюсь действительно больших успехов как игрок. А во-вторых, мне стало казаться, что гонять шайбу - все-таки не женское дело. Мне же хотелось остаться женщиной. Думаю, с этой точки зрения судейство - как раз то, что нужно.

- А кто предложил вам стать судьей?

- Я училась в институте физкультуры. В один прекрасный день к нам на кафедру пришел известный хоккейный арбитр Леонид Вайсфельд и сказал, что нужны две девушки для обслуживания матчей. Поскольку женский хоккей включили в программу Олимпийских игр, нашей стране потребовались свои представительницы в международном судейском корпусе.

- Судите только матчи чемпионата России среди женщин?

- Нет, еще и игры первенства Москвы среди юношей.

- А на каких проще работать?

- Пожалуй, когда юноши играют. Они больше меня уважают. Иногда слышу, как один другому говорит: "Может, номер телефона у нее попросить?"

- Сколько игр в месяц обслуживаете?

- Чтобы сохранять форму, стараюсь судить минимум два раза в неделю. Правда, сейчас с этим стало посложнее - у меня хорошая работа, и я не хочу ею жертвовать. Но стараюсь найти выход, везде успеть. В основном матчи первенства Москвы проходят по выходным, и один из них посвящаю судейству. А в марте этого года ездила в Венгрию на квалификационный турнир женского мирового первенства в группе В. По отзывам специалистов, отсудила довольно успешно. Во всяком случае, оценки получила хорошие.

- А на каких еще крупных международных соревнованиях довелось поработать?

- Спустя год после того, как начала судить, попала на женский чемпионат мира в Канаде. В следующем сезоне работала на отборочном этапе чемпионата мира в Швейцарии, в 98-м - на чемпионате мира в группе В во Франции.

- Свой дебют в роли главного арбитра помните?

- Конечно. Это было на женском "Турнире четырех" в Магнитогорске. О нем у меня самые теплые воспоминания, хотя и волновалась здорово. В Магнитогорск мы поехали с моей подругой Мариной Туркиной. У нее тоже международная категория, но она лайнсмен. У нас с Мариной были отличные учителя - Сергей Загидуллин и Алексей Горский. Они нам всячески помогали, поддерживали: "Девочки, успокойтесь, все будет нормально". И действительно, все прошло на редкость удачно.

- Кроме хоккея какими-нибудь еще видами спорта интересуетесь?

- Стараюсь не пропускать футбольные телерепортажи, бывает, хожу с друзьями на стадион. А в принципе готова смотреть любые соревнования. У меня много знакомых спортсменов; всегда очень интересно и приятно смотреть, как они выступают.

- А в хоккее за какую команду болеете?

- Болею не за команды, а за своих знакомых. Ведь в хоккее как? Сегодня играешь за один клуб, завтра уже за другой. Скажем, когда я познакомилась с Юрой Литвиновым, он был игроком "Крыльев Советов", потом переехал в Самару. И когда ЦСК ВВС приезжал в Москву, я болела за Юру. А еще у меня много друзей среди футболистов, волейболистов, фигуристов. Например, с Антоном Сихарулидзе мы познакомились на базе в Новогорске.

- Судейство - это ваше основное занятие?

- Нет. Я работаю инструктором в фитнесс-центре, а судейство - это хобби. Кстати, хорошую физическую форму поддерживаю как раз благодаря занятиям в центре.

- Как удается совмещать работу с судейством?

- Это очень сложно, особенно когда надо ехать на турниры в другие города или страны. Приходится отпрашиваться с работы. А она мне очень нравится, у нас в центре отличный коллектив. Кстати, мне там здорово пригодилось мое тренерское образование. Словом, бросать работу мне совсем не хочется, буду по мере возможности совмещать ее с судейством.

- Вы в женском хоккее уже несколько лет. Он прогрессирует?

- У нас - нет. Первый чемпионат России был самым удачным, за победу боролись несколько сильных команд. Чего никак не скажешь, например, о последнем первенстве. Если честно, судить тоже стало не очень интересно. Заранее известно, что спорить за золото будут только лужниковская команда и "Спартак" из Екатеринбурга. Остальные ничего им противопоставить не могут.

- Как известно, в мужском хоккее предельный возраст для главного арбитра - 50 лет, а для линейного - 40. Как с этим обстоят дела у женщин?

- Этот вопрос пока даже не обсуждался, потому что я - единственная девушка - главный судья в России.

- Предположим, что в Москве создадут еще одну женскую команду и вам, как человеку уже весьма авторитетному и квалифицированному, предложат ее возглавить. Согласитесь?

- Сложно сказать. Впрочем, а почему бы и нет? Можно попробовать. Неужели же хорошие тренеры получаются только из хороших игроков?

- Какая у вас цель в жизни?

- Мечтаю в качестве главного судьи попасть на Олимпийские игры. Ну и, естественно, о счастливой семье.

Александр ШАПИРО